Открытый урок по литературе на тему "А.П. Чехов. Чехов и липецкий театр"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Методическая: дать учащимся представление об общественно-политической жизни конца 19 века, показать переломное состояние литературы и человечества.
  • Образовательная: познакомить с биографией А.П. Чехова, познакомить учащихся с влиянием творчества А.П.Чехова на развитие Липецкого академического театра драмы им. Л.Н.Толстого.
  • Развивающая: развивать память, умение конспектировать, внимание, мышление;
  • Воспитательная: воспитывать любовь к родной литературе и языку, гордость за культурное наследие писателя.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Методические приемы: прослушивание текста, беседа, составление хронологической таблицы, выступление учащихся.

Оборудование: презентация, программы театра, иллюстрации.

Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни.
Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье, и разбиваются их жизни.

А.П.Чехов

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

3. Мотивация

Заслоненный на время титаническими фигурами Достоевского и Льва Толстого, Антон Павлович Чехов, этот глубочайший художник, сегодня снова приковывает к себе наше внимание. Нисколько не умаляя значения Толстого, Достоевского, Гончарова и Тургенева, заметим, что положение Чехова в нашей литературе поистине уникально. Ведь он пришел в нее после этих титанов и, в сущности, был одинок, как бы отделен от них, и даже от стоявшего рядом Толстого, неким пространством. Эта дистанция была для писателя весьма ощутимой реальностью. Потом это повторилось с Горьким, Буниным, Куприным, писателями-символистами. Никто не мог быть соратником Чехова понять, помочь в его уединенной литературной работе. Поэтому пришлось ему самому стать целой литературой, чтобы в новую историческую эпоху быть достойным наследником великих писателей – творцов русского классического реализма.

4. Знакомство с новым материалом

4.1. Доклад учащегося (показ презентации) 10  мин.

«Биография А.П.Чехова» (Приложение 1).

4.2. Составление хронологической таблицы 15-20 мин.

Давайте подведем итоги и запишем основные моменты в таблицу.

17 января 1860г. родился в г.Таганрог в купеческой семье
1867г. греческая школа
1868-1879гг. таганрогская гимназия
1876-1879гг. самостоятельная жизнь в Таганроге (учеба, театр, работа, начало творчества)
1879-1884гг. Московский университет (медицинский факультет)
1890г. поездка на о.Сахалин
1891г., 1894г., 1897г., 1901г. поездки за границу
1893-1894гг. книга «Остров Сахалин»
1898г. пьеса «Чайка». работа для Московского художественного театра
1899г. пьеса «Дядя Ваня»
1901г. пьеса «Три сестры».
Женитьба на актрисе О.Я. Книппер
1902г. Переселение в Ялту из-за болезни
1903-1904гг. пьеса «Вишневый сад»
1904г. Скончался в Баденвейлере (Германия).
Похоронен в Москве

4.3. Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова (20 мин)

Самостоятельная работа с учебником (с.330-333)

Художественный талант Чехова формировался в эпоху глубокого безвременья 1880-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом. Эпоха переоценки ценностей, разочарования в недавних программах спасения и обновления России отозвалась в творчестве Чехова скептическим отношением ко всяким попыткам уловить жизнь с помощью тех или иных общественных идей.
Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Авторский голос в его произведениях скрыт и почти незаметен. В своих произведениях Чехов доводит реалистический художественный образ до предельной отточенности и эстетического совершенства. Он достиг исключительного умения схватывать общую картину жизни по мельчайшим ее деталям.
Шутки Чехова построены на сверхобобщениях . Каждая деталь героя подчеркивает его принадлежность его к определенному сословию, виду деятельности и другое.

4.4. Новаторство драматургии А.П.Чехова (лекция) 15 мин.

Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговоренность действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В коротких рассказах дает явление жизни, которым посвятили романы Н.В Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой.
Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности.
Черты чеховской драмы:

  • атмосфера всеобщего неблагополучия, среди героев нет счастливых людей, одни неудачники;
  • одиночество каждого персонажа проявляется в замкнутости на себе, своих бедах, герои не слышат друг друга;
  • зло растворяется в мелочах жизни, виноваты в несчастьях все одновременно и каждый по отдельности;
  • отсутствие деления героев на положительных и отрицательных: и те, и другие качества есть во всех героев;
  • нет главных и второстепенных героев
  • решается внешняя сторона конфликта, но не решается внутренний конфликт;
  • характер героев раскрывается не в деятельности, а в переживаниях;
  • за всеми понятными словами употребляется глубокий внутренний смысл;
  • символика образов (чайка – символ трагичности жизни);
  • в пьесах стержневое действие, но из разных судеб вырастает общая судьба;
  • четырехактовая структура произведения:

1 акт – повышенный темп, представление всех героев;
2 акт – лирические раздумья, подготовка кульминации;
3 акт – кульминация всего произведения;
4 акт – действие возвращается в привычную колею, медленное течение будней.

4.5. Чехов и Липецкий театр (10 мин.)

Деятельность Липецкого областного академического театра драмы имени Л.Н.Толстого тесно вязана с творчеством А.П.Чехова. На его сцене постоянно осуществляется постановка драм Чехова «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня». Были поставлены спектакли по произведениям Чехова «В актерской компании».
Творчество Чехова всегда считалось хорошей школой для актерского мастерства.
В марте прошла научно-практическая конференция "Чеховские персонажи в постсоветской России", на которой присутствовали представители областной администрации и известные театральные и литературные деятели, такие как: Лев Александрович Иванов-Аннинский – писатель, публицист и литературный критик, Виталий Борисович Ремизов – директор Государственного музея Л.Н. Толстого, Юрий Александрович Бычков, заместитель директора по научной работе Государственного мемориального музея-усадьбы А.П. Чехова "Мелихово".
При жизни Чехова его не могли понять – обеляет он своих героев или разоблачает их? А в советские времена, несмотря на то, что литература имела совершенно другое направление, Чехов остался единственным не запрещённым гуманистом.
Главным мировым драматургом признан не Шекспир, например, а именно Антон Павлович Чехов. Причину публицист видит в том, что Чехов своим творчеством помогает справиться с тем, что произошло в 20 веке. Шекспир вроде бы уже ничего не прибавит к той крови, которую он первым почувствовал в эпохе Просвещения, что зверь, а не ангел, на самом деле, освобождается в человеке. А Чехов помогает выпрыгнуть из этой страшной ситуации, дать надежду.
Сегодня Чехов потому востребован в театре: людям всё-таки хочется верить, что человек не безнадёжен, им хочется чеховской гуманности.

5. Закрепление

Беседа по вопросам.

  • Назовите основные исторические события 80-90 годов 19 века?
  • Назовите произведения, созданные в этот период?
  • С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин?
  • Каковы особенности чеховской драмы?
  • Как связан липецкий театр с творчеством Чехова?

6. Подведение итогов

Самостоятельная работа. (10 мин.)

На последних театральных встречах рассматривался вопрос, нужен ли театр, востребован ли он в настоящее время. Кто-то из вас посещал театр, кто-то нет. Пожалуйста, выскажите свое мнение, нужно ли посещать театр, объясните свое высказывание.
Выслушивание ответов учащихся

7. Домашнее задание

Конспект, читать маленькую трилогию Чехова.