Открытый урок по теме "Интонация". 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Цель урока:
а) Дать представление о том, что такое интонация, зачем она нужна.
б) Знакомство выразительные и изобразительные интонации.
в) Уметь услышать интонацию в музыкальных произведениях.

Задачи урока: а) закрепить понятие “Интонация” б)развитие вокально-хоровых навыков. в)осознать музыкальные краски музыки.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальный.

Методы урока: словесный, наглядно–слуховой анализ.

Оборудование урока: фортепиано, магнитофон, картины природы, диски с записями к уроку.

Организация урока: Вход под музыку: марш И.Дунаевский из к/ф “Весёлые ребята” Музыкальное приветствие.

Ход урока

Знакомство с новой темой.– Сегодня будем говорить об интонации. Давайте разберёмся, что же это такое?

– Учитель читает стихи, например то, что дети учат на уроках чтения, но читая без выражения.

Утром рано просыпайся, хорошенько умывайся,
чтобы в школе не зевать, носом парту не клевать.
Одевайся аккуратно ,чтоб смотреть было приятно,
Форму сам прогладь, проверь, ты большой уже
теперь. Приучай себя к порядку ,не играй с вещами
в прятки, каждой книжкой дорожи , в чистоте
портфель держи!

А где аплодисменты? Кто не хлопает, почему? (Не соблюдались знаки препинания, невыразительно прочитано.)

– Учитель читает выразительно.

– А теперь будете хлопать? Я могу по-разному сказать слово “Да”.

Утвердительно, какой знак препинания можно поставить? (Точку.)

А теперь задание вам, сказать “Да” с выражением какое я укажу.

– Да? – (Вопросительно.) Да!!! – (Радостно.) Да, – (Мечтательно.) Да, – (Грустно, когда получил двойку.) Да – (Обиженно.) Да – (Хитро.) Вывод: – видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг к другу .Мы говорим всё интонационно, осмысленно, выразительно.

Ребята, а у кого есть животные? А как вы разговариваете со своими питомцами? На каком языке? (Разговор о том, что животные понимают не слова, а интонацию, настроение которое человек передаёт словами его отношение а не русский, немецкий, французский язык!) Какие знаки препинания вы знаете? (?,!, , ; и т.д.) Оказывается знаки можно записать в музыкальной речи. , пауза – чуть остановиться.

Во поле берёза стояла, во поле кудрявая
стояла, люли, люли стояла, люли,
люли стояла.

Спеть куплет песни и посмотреть, что вместо запятой и точки берётся дыхание, делается остановки .Запиши графическое изображение этой песни на доске: Вдох, вдох, вдох, точка. Почему в конце вдох не берём?

(Потому что предложение закончено.) Место до запятой, от дыхания до дыхания называется фразой. Фраза – это отрезок речи между двумя предложениями объединённый интонацией.

– Весь куплет у нас предложение.

Сколько фраз в нашем куплете? (Четыре). Каждый ряд сейчас по очереди будет петь фразу, там где точка мы закончим предложение и воздух брать не будем!

– Исполнение детьми куплета. Распевание ми, мА, мо, му. ми-и-и и-я (в трезвучии) “Скворушка прощается”.

– Какое время года сейчас на дворе? (Осень.)

– Что происходит с природой осенью? (Идут дожди, опадают листья, птицы улетают в тёплые края.)

– Какое у вас настроение осенью? (Когда идёт дождь – грустное, если выглядывает солнышко – радостное.)

Сегодня мы разучим одну осеннюю песню.

– Послушайте, о чём она?

Исполнение песни учителем.

–  Понравилась вам песня? О чём она? (Об осени, о маленькой птичке скворце, которая прощается с холодной родиной улетая в тёплые края.)

– Какой характер у этой песни? (Характер написан на доске.)

1. Грустная.
2. Напевная.
3. Мелодичная.
4. Светлая.
5. Сердечная.

А теперь приступим к разучиванию. Вы помните, что мелодии Песни мы разучиваем по отдельным её частям, которые звучат почти законченно. Как они называются?

– (Фразы! ) – Правильно. Сейчас послушайте 1-й куплет песни и постарайтесь сами разделить его на фразы.

1. Осень непогодушка ,тополь пожелтел.
2. Вдруг на ветке скворушка песенку запел.
3. Ветка чуть качается дождик не кончается.
4. С нами старый скворушка до весны прощается.

– Какая фраза в этом куплете поётся наиболее ярко? – (Третья.)

– Хорошо, на слог “лю” плавно покажем как движется звук.

Исполнение – лесенкой. (Звук выше, ладонь выше, звук ниже, ладонь ниже.)

– А теперь проговорим текст фразы активным шёпотом, при этом лёгкими ударами пальцев правой руки по ладони левой отметим ритм длительности каждого звука мелодии. Исполнение.

– Поём под запись детского хора. Пойте тише записи, чтобы хорошо слышать её.

– Скажите , можно включить в исполнение детские музыкальные инструменты?

– (Да!) – Какие? – Колокольчики, треугольники, могут изобразить капли Дождя, слёзы скворушки. Мы с вами исполнили, спели, какая интонация? (Вокальная).

– Я проиграла на инструменте (инструментальная), мы с вами прохлопали в ладоши (ритмическая).

– А можно телом показать? (Танец маленьких утят интонация пластическая.)

Но часто выразительность и изобразительность очень связаны.

Музыкальный сказочник Римский-Корсаков очень точно нарисовал музыкальные портреты своих героев. Прослушайте “Полёт шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане ”.

– Интонации тревожные, нервные, злые, надоедливые, выразительные. Полёт шмеля – быстрый, стремительный – интонация изобразительная. Совокупность выразительных и изобразительных интонаций даёт нам полное представление о шмеле.

“Аве Мария” Ф.Шуберта, что вы чувствуете при звучании этой пьесы. (Чувство полёта, приобщение к вере, нежность, воздушность, лёгкость на сердце и т.д.)

Прослушивание Э.Грига “Утро”.Что изображено в музыкальной картине?

– По вашему, это картины природы?

– Какие интонации помогли вам представить такие картины природы? (Мягкие, нежные, интонации, добрые, лирические.)

Это был фрагмент Э.Грига “Утро” – угадали.

Интонация несёт в себе смысловое значение изобразительность – движение, марш, разнообразные шумы, прыжки , явление окружающего мира – восход солнца – выражение разного характера настроение чувства людей.

Итог урока. О чём был наш урок? (О интонации.) Что такое интонация? (Выразительность.)

Какие фрагменты произведений вам запомнились?

Какую песню разучивали? (Скворушка прощается.)

Помогла ли музыка представить настроение скворушки?

А кто был активным на уроке? Выставление оценок.

Выход из класса под музыку.