Технологическая карта внеклассного занятия по русскому языку. Тема: "Звуки родного языка, или Учимся говорить чисто"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Технологическая карта

Учебный предмет Русский язык
Класс 1-4
Тип занятия Комбинированный (постановка и решение учебной и частной задач на этапе повторения)
Цели занятия Образовательная: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках, помочь вспомнить знания из раздела “Фонетика”

Развивающая: развивать фонематический слух и дикцию, речь, абстрактное и логическое мышление, внимание; формировать универсальные учебные действия;

Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к родному языку, способам решения языковых задач

Технология, методы, приемы Метод решения учебных задач
Основные понятия, термины Фонетика,фонематический слух, дикция, скороговорка
Планируемый результат
Предметный

Учебно-языковые умения:

- слышать звуки родного языка;

- дифференцировать звуки родного языка;

- разграничивать понятия “звук” и “буква”;

- чётко произносить звуки в потоке речи;

- воспринимать слово как комплекс звуков, имеющих лексическое значение

Речевые умения:

- пользоваться научным стилем речи при построении высказываний

Личностный:

- осознание социальных и личностных мотивов изучения фонетики;

- осознавать границу знания/незнания стремиться преодолеть этот разрыв

Метапредметный:

- принимать и осознавать учебную задачу;осуществлять самоконтроль и самооценку выполняемых действий; работать по предложенному плану;

- формулировать учебную задачу; проводить анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи; слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи

Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная работа
Групповая работа
Раздаточный материал: карточки с заданиями, анкетные листы

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, планшеты с маркером для групповой работы

Технология обучения

Этапы урока Формируемые умения Оформление доски Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I.Организационный УУД: умение мобилизовать волевую сферу для внеурочной учебной деятельности На обычной школьной доске девиз:

“Учиться надо весело!

Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!”

Детям предлагается прочитать на доске девиз занятия.

- Немецкий писатель 19 века Жан Поль (настоящее имя Иоганн Пауль Фридрих Рихтер) высказал мысль, которая не утратила актуальность и в наши дни. “Веселье – это небо, под которым цветет всё, кроме злобы”, - утверждал он. Как вы понимаете это высказывание?

- Надеюсь, наша встреча будет сопровождаться хорошим настроением у всех её участников.

Читают девиз, возможно, несколько раз, добиваясь выразительности.

 

 

Высказываются.

II. Актуализация знаний УУД: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебную задачу, участвовать в обсуждении учебных проблем; точно выражать свои мысли.   - Сейчас я прочитаю веселый рассказ Виктора Драгунского. Ваша задача – не только поднять свое настроение, но и догадаться о теме нашего занятия (см. приложение 1).

Учитель открывает записанную на доске тему занятия.

- Обратите внимание на “двойное” название темы. Такое часто встречается. Для чего “приписана” вторая часть?

Дети слушают, затем высказывают свои предположения о теме занятия.

Перечитывают тему.

- Вторая часть высказывания уточняет первую.

- Первая часть высказывания – это широкая тема, а вторая – узкая.

  - Что значит “чисто” говорить?

- Во многом – это правильное понимание “чистоты речи”. Но главное заключается в том, что “нечистая речь” затрудняет общение, не обеспечивает благоприятное понимание со стороны собеседника. Алёнку, Мишку и Дениску спасло то, что они видели обсуждаемый предмет. В противном случае, они бы не поняли друг друга.

Возможные высказывания детей:

- говорить без запинок;

- правильно произносить звуки;...

Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен. Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве он был косноязычным. Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда ещё не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам юный Демосфен уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчетливом произношении звуков, слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло мальчика произносить звуки особенно старательно и отчетливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, т.е. отчётливое произношение. Это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции. Если вас заинтересовала эта история, прочитайте книгу: Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и римлян.  
III. Постановка учебной задачи УУД: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебную задачу, участвовать в обсуждении учебных проблем; точно выражать свои мысли.  

 

 

 

 

 

Слайд 2

- Какие же задачи мы определим для себя сегодня?

 

 

 

 

- Ознакомьтесь с планом работы, обсудите его в парах.

Учитель начинает демонстрацию презентации и работу со слайдами.

Возможные ответы:

- учиться чётко произносить звуки, слова,фразы;

- работать над дикцией...

- учиться говорить так, чтобы нас понимал собеседник.

Читают, обсуждают, предвосхищают события.

IV. Решение учебной задачи Предметные:

- наблюдать факты языка, делать обобщения о свойствах языковых единиц; анализировать звучащее слово; различать звуки и буквы, выполнять звуко-буквенный анализ слова; определять звуковое значение буквы в слове с учётом ее позиции;

УУД:

- принимать цель деятельности, работать по предложенному плану;

- сохранять учебную задачу; контролировать и оценивать свои действия и их результаты; производить коррекцию на основе содержательной оценки;

- анализировать объект, выделяя существенные признаки, делать умозаключения; работать с информацион-ными источниками;

- договариваться в процессе решения задачи, точно выражать свои мысли, владеть диалогической речью.

Слайды 3-5 - На 1-й пункт плана мы с вами уже дали ответ. Закрепим его веселыми стихотворными строчками. Выразительно читают, вслух.
Слайды 6-11 2-й пункт плана.Учитель предлагает подготовленным ученикам читать веселые стихи, всем остальным повторять за ними, стараясь достовернее подражать голосам животных. Выступление сопровождается показом слайдов. Групповая и фронтальная работа. Дети вначале прослушают выступление группы товарищей, затем с открытого учителем слайда презентации весело по цепочке прочитывают текст с подражательной интонацией.
Слайды 12-22 3-й пункт плана. Работа со скороговорками по предложенному алгоритму. Дети вначале коллективно учатся правильно произносить текст скороговорки, затем упражняются в быстром и чётком произношении з раза подряд, работая в парах.
Слайды 23-29 4-й пункт плана. Поиграем в игру “Звук заблудился!” Фронтальная работа.

Дети читают текст каждого задания по цепочке, находят ошибку, убеждаются в правильности/ неправильности своего варианта ответа.

Слайды 30-32 5-й пункт плана. Проверим своё внимание в игре “Сколько звуков [Ш] услышал?” Учитель открывает текст, но не произносит его.

Вопросы по содержанию:

Откуда отправились в путешествие мыши? Куда?

Каким образом они добрались до деревушки Ложки?

Как возвращались домой?

Почему на обратном пути они пели и щелкали орешки?

Какое это стихотворение? Почему так считаете?

Комбинированная форма работы: фронтальная и индивидуальная работа.

Дети сами читают текст, вместеотвечают на вопросы учителя по содержанию. Затем самостоятельно перечитывают текст и подсчитывают количество звуков [Ш] во всем тексте. Очевидно, посчитают буквы, а не звуки. Под руководством учителя все вместенаходят правильное решение учебной задачи, самостоятельно определяются с ответом, демонстрируют ответ с помощью индивидуальных сигналов-табло, сверяют свой вариант ответа с правильным.

Слайды 33-35 6-й пункт плана. Задания на смекалку.

Учитель предлагается придумать свои аналогичные ребусы с числом 100. Ответы проверяются, победители объявляются и чествуются аплодисментами (или иначе).

Фронтальная работа.

Работа в группах (группы мобильно формируются по 5-6 человек). Дети пишут варианты своих ребусов маркером на планшетах (стон, сток или стог, стоп...) Демонстрируют по команде учителя.

V. Подведение итогов Предметные:

- пользоваться научными терминами

УУД:

- оценивать свои достижения;

- полно и точно выражать свои мысли, владеть диалогической речью.

Слайд 36 - Наше полезное и весёлое занятие подошло к концу.

Посмотрим, выполнили ли мы свой план? Справились ли с поставленными задачами?

- Что такое фонетика?

- Что вы понимаете под словом дикция?

Фронтальная работа.

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 37

- Что понравилось? Что оказалось для вас особенно полезным? Какие упражнения вы бы хотели включить в следующие занятия? Предлагается детям заполнить анкетыпо методике “Закончи предложения” с этими вопросами. (Другой вариант: эти вопросы записаны на “звоночке”, например; дети, передавая его друг другу, высказываются). Анкеты учитель анализирует после занятия и учитывает мнения обучающихся при организации последующих занятий.

- “Конец! А кто потрудился, тот молодец!”

Индивидуальная работа.

Выполняют предложенную работу.

Приложение 2.

Источники

  1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Арсирий А.Т.. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 1967.
  3. Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург: Издательство АРГО, 1996. (Серия “Учимся играя”).
  4. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, Академия, К,1998.
  6. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М.: НТПЦДидакт, 1993.
  7. Никольская И.Л. “Гимнастика для ума”. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1997.
  8. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  9. Речевые уроки: Кн. Для учителей начальных классов/ Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
  10. Соколова Т.Н.. Школа развития речи: Курс “Речь”: Методическое пособие. 1 класс / Т.Н. Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
  11. Урок русского языка в начальной школе. Разработка технологической карты урока: учеб. Пособие по методике обучения русскому языку и литературе / О.С. Арямова, С.А. Климова, Л.Д. Мали, Н.И. Наумова; под ред. Н.И. Наумовой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2013.
  12. https://www.google.ru/- злектронный толковый словарь, информация о знаменитых людях
  13. http://nsportal.ru/ - материалы Конкурса
  14. https://my.1sept.ru/profile/ - информация и рекомендации к Конкурсу