История создания песни "Смуглянка"

Разделы: Музыка


Введение

Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная преобразующая сила.

А сколько песен было создано на войне!

Я  решила выяснить, знают ли наши школьники песни, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых», песни, которые пели солдаты в годы Великой Отечественной войны.
Поверхностные знания учащихся о песенном творчестве военного периода, недостаточное стремление к самостоятельному анализу военной литературы и музыкальных текстов военных песен, отсутствие знаний об истории создания песен и их авторах – эти факторы определили актуальность моего исследования.

При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра:

  • Патриотические песни («Священная война»);
  • Прощальные песни («До свиданья, города и хаты»);
  • Лирические песни («Синий платочек», «В лесу прифронтовом»);
  • Победные песни («Дорога на Берлин»);
  • Шуточные и задорные песни («Катюша», «Песенка фронтового шофера»)

Анализируя тематику военных песен, я выяснила, что не только патриотические и победные песни объединяли силы солдат, передавали атмосферу военного времени и чувства веры в победу, но и шуточные и задорные песни являлись важным фактором для создания ощущения эмоционального подъема и придания сил. Их солдаты пели в минуты отдыха на привале.
Поэтому объектом моего исследования стала одна из таких песен военных лет «Смуглянка».

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» – песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. – «Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война… Вы же автор героических песен», – говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. «Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, – вспоминал Новиков, – и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту».

Гипотеза: в песне периода гражданской – Отечественной войны «Смуглянка», сосредоточен  огромный потенциал, позволяющий предположить, что она была способна морально помочь солдатам на войне.

Цель: исследование истории создания военной песни «Смуглянка», выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.

Задачи:

  • Углубить знания учащихся о песнях военного периода, истории их создания и их авторах.
  • Развивать стремление к постоянному совершенствованию знаний.
  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников и Интернет-ресурсов, наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.

Ожидаемые результаты: учащиеся узнают, какие песни вели нашу страну к Победе, их авторов, историю создания песен.

Основная часть

1. Политическая обстановка в мире предшествующая появлению песни.

У каждой песни своя биография, своя судьба. Одной из любимых песен военных лет является «Смуглянка». Судьбы любых, в том числе военных песен предугадать не просто. Одни из них становятся популярными уже после первого исполнения, другим же приходится преодолевать долгий тернистый путь к известности. Не верится, что лирическая песня, слова которой знают в любой российской семье, пролежала «на полке» несколько десятков лет, прежде чем ее запела вся страна.

Но, обо всём по порядку. Давным-давно, в 1812 году, когда французский  малорослик с завышенным самомнением решил значительно расширить свои владения, в России зародилось партизанское движение. Само слово «партизан» является заимствованием как раз из французского языка, который, в свою очередь, вобрал сей термин из итальянского, а переводится буквально «сторонник». Партизаны, партизанские отряды и партизанская война сыграли главную роль в появлении песни, которая, в принципе, романтику оных и воспевает.

Относительно Молдавии, откуда была героиня песни – смуглолицая селянка, можно кратко сказать, что это историческая область, бывшая ранее княжеством со столицей в Яссах. В 1859 году Молдавия объединилась с Валахией, образовав Румынское княжество. Окраинная область исторической Молдавии – Бессарабия – досталась в 1812 году России. В марте 1918 г. местные националисты пригласили в Бессарабию румынские войска, и область вернулась к Румынии. В ходе Гражданской войны была попытка со стороны Красной армии её отбить (точнее, захватить вместе с Румынией и Венгрией). В окрестностях Кишинёва действовал Румынский фронт, и в частности, отряд под командованием Григория Ивановича Котовского, который сам был родом из Молдавии и являлся активным сторонником похода на Бессарабию.

img1.jpg (32383 bytes)

Григорий Иванович Котовский

Котовский, будучи уроженцем Молдавии и наполовину молдаванином, он начал свое участие в гражданской войне на территории Молдавии, создав из разрозненных партизанских отрядов, воевавших против румынских оккупантов, Тираспольский отряд Красной армии.

Большинство партизан составляли молдаване. Более 200 тыс. молдаван участвовали тогда в отпоре румынским и германским интервентам в Бессарабии и в России, так что воспевать было кого. Поэтому не случайно в городе Кишиневе до сих пор стоит огромная конная статуя в честь Григория Котовского.

В 1940 году от политуправления Киевского Особого военного округа поступил заказ на создание музыкального произведения для окружного ансамбля песни и пляски. В результате поэт Яков Захарович Шведов и композитор Анатолий Григорьевич Новиков написали сюиту, посвящённую Григорию Котовскому как герою Гражданской войны. В состав сюиты вошло семь песен: «Молдавский ветер», «Партизанская думка», «Песня о Котовском», «Отъезд партизан» и другие, в том числе и "Смуглянка" – как вспоминал поэт, написанная как продолжение их совместной с Новиковым песни «Отъезд партизан». Однако ж, до всенародной славы "Смуглянке" было ещё далеко: в довоенный период песню, написанную в лирическом и игровом складе, в отличие от той же «Партизанской думки», широко практически не исполняли в связи с её «фривольностью», а партитура чуть позднее вовсе была утеряна.

2. История создания песни «Смуглянка»

Первый год войны требовал патриотических песен, поднимающих бойцов на подвиг во имя Родины – в этом контексте места "Смуглянке" ещё не было. Но по прошествии времени, когда уже появились и полюбились те же лирические «Тёмная ночь» и «В землянке», в 1942 году Анатолий Новиков вернулся к своему детищу, решив сделать из песни законченное произведение. Для этого он связался с Яковом Шведовым, который в тот момент служил на далёком 2-м Украинском фронте, чтобы тот немного переделал текст.

Несмотря на войну и сопутствующие ей сложности в работе почты, изменённый текст быстро и благополучно был доставлен Новикову. Обновлённая песня вместе с несколькими другими песнями была доставлена Александру Васильевичу Александрову, который выбрал для своего коллектива именно "Смуглянку". И вновь песню ждали проблемы. Сначала выяснилось, что выбранная Новиковым тональность песни была не лучшая для запевалы, поскольку по его замыслу начинать должен был тенор, а подхватывать тему баритон. Но здесь солист ансамбля Николай Устинов предложил поменять голоса местами, что и было сделано. Затем, когда ансамбль сделал запись на радио, редколлегия Государственного радио отвергла из всего записанного репертуара "Смуглянку" за сентиментальную чуждость советским слушателям в сложное время. Сыграло свою роль ещё и то, что Молдавия тогда была под контролем фашистских оккупантов, и никакого партизанского движения, в отличие от других областей, в ней не было.

Во время войны не только писались песни, но, как бы трудно ни было, снимались и фильмы. В 1943 году в станице Тимашевской, под Краснодаром, проходили съемки киноленты «Война в воздухе» и песню «Смуглянка» пробовали в съемках фильма, но затем она вновь была забыта и оказалась «на полке» до 1944 года.

Забавно, но многие считают, что песня "Смуглянка" была написана к фильму «В бой идут одни старики», хотя на самом деле она появилась за 30 с лишним лет до выхода такового.  Другим примечательным «несоответствием» является тот факт, что описанные в фильме события относятся к 1943 году, когда шли бои на Днепре, при том, что впервые "Смуглянка" прозвучала только в 1944 году. Кроме того, у лётчиков эскадрильи, послуживших прототипами для героев фильма, «коронной» песней в их ансамбле была никакая не «Смуглянка», а песня «С одесского кичмана», за что певец Леонид Осипович Утёсов подарил эскадрилье приобретённый на свои средства истребитель. Впрочем, всё это нисколько не умаляет ценность как фильма, так и песни.

Прорыв к вечной славе произошёл незадолго до праздничного концерта 7 ноября, когда Александров вспомнил о «забракованной» песне, решив включить её в концертную программу. Выступление ансамбля проходило в Концертном зале им. Чайковского и транслировалось по радио. Запевал "Смуглянку" всё тот же Николай Устинов, которому песня в значительной степени обязана своим успехом. Публика встретила песню «аплодисментами, переходящими в овации» и криками «бис!». И то же радио, которое ранее отвергло "Смуглянку", в этот раз помогло услышать её очень большому числу людей.

В 1944 году песня была исполнена, имела большой успех и получила широкую известность. Ее подхватили и на фронте, и в тылу. «Смуглянка-молдованка» была воспринята как народная песня о тех, кто героически сражался за освобождение своей многострадальной  Родины от немецко-фашистских оккупантов.

Вдохновлённый успехом, Александр Васильевич включил песню в программу Всесоюзного конкурса на лучшую песню о Великой Отечественной войне, но здесь "Смуглянка" не только не заняла какого-либо призового места, но и вообще не была отмечена жюри. К счастью, мнение жюри, как мы знаем, во многих случаях кардинально отличается от мнения слушателей. Песню тут же подхватили во многих военных ансамблях, которые включили её в свой репертуар. Примечательно, что песню, в которой говорилось про партизан Гражданской войны, воспринимали как рассказ о молодых людях, объединённых борьбой с гитлеровцами.

Не менее интересно, что в годы войны из почти трёх тысяч учтённых советских партизан, воевавших на территории Молдавии, только 7 (семь!) человек были этническими молдаванами – основную массу бойцов составляли русские, украинцы и белорусы.

После войны песню в различных обработках можно было услышать от известных певцов и коллективов, а исполнение "Смуглянки" ансамблем им. Александрова неизменно вызывало восторженные отклики слушателей в разных странах.

3. Судьба «Смуглянки» после войны.

В 1973 году Леонид Фёдорович Быков снял свой шедевр на все времена, без показа которого не обходится ни один День Победы, – фильм «В бой идут одни старики», – где, будучи режиссёром и исполнителем главной роли, спел и «Смуглянку».

Согласно легенде, впервые эту песню Быков услышал в поезде, где её пели двое военных, ехавших в Молдавию на могилы своих боевых товарищей, и настолько "Смуглянка" запала актёру в душу, что ни о каком другом гимне «поющей эскадрильи» не могло быть и речи. Сам Быков всегда мечтал стать лётчиком, даже поступал в лётное училище по окончании средней школы, но не прошёл из-за маленького роста. Зато в ряды курсантов приняли его лучшего друга Виктора Щедронова. Через полгода Виктор попал на фронт, а 11 апреля 1945 года погиб в Чехословакии. Через двадцать лет Быков написал сценарий к своему лучшему фильму «В бой идут одни старики», где погибшего Виктора он воплотил в образе Смуглянки, не изменив даже фамилии – лейтенант Щедронов.

Фильм – не просто классика советского кинематографа, не просто один из лучших фильмов о войне. Это память и история нашей страны и каждой отдельной семьи. В фильме рассказывается о боевых будняя гвардейского истребительного полка во время Великой Отечественной войны, в основном – второй, «поющей» эскадрильи.

Фильм Л.Быкова «В бой идут одни старики» основан на подлинных событиях времен  Великой  Отечественной войны. В частности, прототипом командира эскадрильи гвардии лейтенанта Титаренко (он же Маэстро) был герой Советского Союза, парень с Арбата Виталий Попков.
В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены фронту оркестром Утесова, как говорилось выше, и на одном красовалась надпись «Веселые ребята».

Герой Советского Слюза
Виталий Попков

Лейтенант Титаренко (он же Маэстро)
из кинофильма "В бой идутодни старики"

В фильме значительная часть отводится лирическим сценам, где герои «поющей» эскадрильи встречаются с девушками-летчицами. За бесстрашие и мастерство немцы прозвали летчиц полка «ночными ведьмами». Такое зловещее прозвище получили девушки из единственного в истории войны женского полка бомбардировщиков, которые били врага в небе над Кубанью.

Ни в одном государстве, кроме Российского, не было женских подразделений. Только в России девушки сражались и погибали наравне с мужчинами. Их никто не заставлял браться за оружие,
Такое уж им досталось время, такая судьба.

"Ночные ведьмы" готовятся к полету.

«Ночные ведьмы» готовятся к полету.

Небо родной Кубани в годы Великой Отечественной войны видело много легендарных летчиков. Среди них бывшая «ночная ведьма» и наша землячка из станицы Тихорецкой  герой  Советского Союза Евгения Жигуленко.

img6.jpg (15645 bytes)

Герой Советского Союза Евгения Жигленко

 Как  «смуглянка-молдаванка по тропинке в лес ушла», так и многие девушки и юноши ушли из жизни в борьбе за будущую победу. Они навечно остались молодыми в списках погибших за освобождение Родины, в благодарной памяти потомков и в песне…

Незадолго до своей трагической гибели Леонид Фёдорович написал:

…Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца…   Именно фильм гениального Леонида Быкова явился главной и судьбоносной вехой в бессмертном
шествии "Смуглянки" не только по нашей великой Родине, но и по многим странам мира на всех континентах.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песни

– делили вместе с воинами горести и радости;
– объединяли;
– грустили вместе с  ними об оставленных родных;
– подбадривали их веселой шуткой;
– морально помогали выстоять и победить.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

 «Смуглянка»… В ней воспевалась девушка–партизанка времен гражданской войны. Песня полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто героически боролся за освобождение многострадальной молдавской земли в войну Отечественную.

9 мая вся наша многонациональная Родина празднует Победу над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Со слезами скорби и радости смотрим фильмы военных лет, участвуем в торжествах в честь этой великой даты. Никто не остался равнодушен к событиям давно минувших дней!

Да, давно отгремела война, но благодаря книгам, фильмам и песням события тех времен нам близки и понятны.

Библиография:

  1. Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
  2. Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.
  3. Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
  4. Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны.– М., 1979.
  5. Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.

В работе использованы материалы следующих сайтов: