Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников литературному чтению (на материале урока по теме "Русская детская литература XIX в.")

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Теперь на уроке учителю нужно не “снабдить” учеников багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию, активно включаться в познавательную деятельность. Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе литературному чтению. Интеллектуально-познавательные игры на уроках, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах с помощью средств мультимедиа, повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у младших школьников интереса к учебному предмету, созданию у них эмоционального настроя к учению, дают возможность закрепить, повторить и обобщить изученный материал разнообразными способами, осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества.

В статье представлена методическая разработка урока литературного чтения с элементами командной интеллектуально-познавательной игры для обучающихся четвертого класса, построенного в соответствии с требованиями ФГОС НОО: в контексте системно-деятельностного подхода.

Урок-игра по теме: “Русская детская литература 19 века”

(4 класс, “Школа 2100”, Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева “В океане света”)

Цель урока как деятельность учеников по линиям развития:

а) предметная - повторение, обобщение знаний о писателях и поэтах 19 века, произведениях, написанных для детей;

б) метапредметная – развитие умений договариваться о совместной деятельности, сообща решать учебные задачи, представлять результаты работы классу, делать выводы и обобщения, давать самооценку;

в) личностная - любовь к родному языку, интерес к истории детской литературы.

Задачи: формировать интерес к литературе, любовь к родному слову; развивать речь, мышление, память; воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: технологическая карта урока (см. Приложение 1), презентация (см. Приложение 2), портреты писателей и поэтов XIX века, детские иллюстрации к полюбившимся произведениям, раздаточный материал (см. Приложение 3, Приложение 4), дипломы для награждения обучающихся (см. Приложение 5).

Подготовительная работа:

1) заранее ознакомить учащихся с перечнем произведений по теме урока;

2) подготовить презентацию (вопросы и задания), дипломы и призы;

3) разделить класс на три команды (учащиеся в группах должны выбрать капитана, придумать название команде);

4) организовать рабочие места для каждой команды;

5) оформить доску (портреты писателей и поэтов XIX века, детские иллюстрации к прочитанным произведениям по теме урока).

Ход урока

(с использованием презентации (см. Приложение 2))

Оргмомент.

Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

- Рассмотрите портретную галерею на доске. Назовите, кто это. (Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Александр Сергеевич Пушкин, Федор Иванович Тютчев, Петр Павлович Ершов, Алексей Константинович Толстой, Афанасий Афанасьевич Фет, Николай Алексеевич Некрасов, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой)

- Что объединяет этих выдающихся людей? (Писатели и поэты 19 века, прекрасно владеющие родным языком, в творчестве которых есть произведения для детей; это люди, прожившие яркую интересную жизнь, обогатившие своим творчеством мировую литературу...)

- Могли бы вы пополнить представленную портретную галерею? (В.И. Даль, Владимир Федорович Одоевский, А. Погорельский, О.О. Ишимова, А. Майков, А. Куприн, В. Гаршин)

- Охарактеризуйте эпоху, в которой жили эти люди.

- Каким выражением называют XIX век, когда говорят о литературе? (“Золотой век русской литературы”)

- Можно ли так сказать в отношении детской литературы? Почему?

- Какой вклад в развитие детской литературы внесли названные нами писатели и поэты? (Расширили круг тем детского чтения, открыли новые жанры...)

- Рассмотрите выставку рисунков учащихся нашего класса к прочитанным произведениям XIX века. Назовите самые понравившиеся, полюбившиеся.

- Какое произведение вы бы хотели перечитать еще раз, посоветовали бы прочитать друзьям, братьям сестрам, родителям? Объясните свой выбор.

Определение темы урока, постановка цели и задач, мотивирование учащихся.

- Кто может определить тему урока, исходя из содержания нашей беседы? (Русская детская литература 19 века)

- Кто сформулирует цель занятия? (Вспомнить авторов XIX века, написанные ими произведения для детей, характерные особенности творчества..., проверить себя, насколько прочно усвоен изученный учебный материал, поделиться своими мыслями, впечатлениями о прочитанном, услышанном на занятиях)

- Для чего нужны эти знания? Могут ли они пригодиться вам в жизни?

- Как будем достигать цели? Предложите пути ее достижения.

- Кто назовет основополагающий вопрос урока? (Чем не похож мир детской литературы 19 века и почему дети и взрослые по-прежнему с удовольствием читают написанные авторами 19 века книги?)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Интеллектуально-познавательная игра.

- Работу построим в форме игры. Принимают участие 3 команды. Правила игры таковы. Капитаны команд по очереди выбирают на табло сектор и количество баллов. Группы совещаются, отвечают на вопросы, выполняют задания. Ответы фиксируются в бланках.

(см. Приложение 3)

Баллы за правильные ответы имеют возможность получить все. Нужно отвечать правильно, точно, ярко, иначе сумма баллов может быть уменьшена.

СЕКТОР 1. ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ 19 ВЕКА.

10 баллов

Кто из писателей XIX века рассказал детям историю России?

(Александра Осиповна Ишимова)

Расскажите кратко, что вам известно об этой писательнице.

20 баллов

Какие авторы XIX века, написавшие произведения для детей, имели псевдонимы?

(Алексей Алексеевич Перовский - Антоний Погорельский; Владимир Иванович Даль – Казак Луганский)

Расскажите кратко, что вам известно об этих писателях.

30 баллов

Что роднит Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского? (Педагоги, любили и понимали детей, стремились дать каждому ребенку образование, авторы-составители учебников...)

40 баллов

Узнайте поэтов XIX века по кратким сведениям из их биографии.

“Чисто русский” поэт, воспитатель наследника престола, знаток детской души, которому принадлежат слова: “В сказках видна и душа народа русского, и мудрость. Они – богатство наше, и надобно детям читать побольше сказок”. Его стихи плавные и звучные. (В.А. Жуковский)

Страстный охотник. Поэт, в творчестве которого есть стихи, написанные специально для детей. Заметное место в них отведено размышлениям о человеке и природе. (Н. Некрасов)

Поэт, любимое время для которого – весна. В своих стихах он выражал мысль об удивительном влиянии природы на человека, на его чувства. (Ф. Тютчев)

50 баллов

Расскажите о писателе, изображенном на портрете по плану. (С. Аксаков)

СЕКТОР 2. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА 19 ВЕКА.

10 баллов

Сопоставьте названия литературных сказок XIX века с фамилиями и именами авторов, которые их написали.

Петр Ершов “Конек-горбунок”. Василий Жуковский “Спящая царевна”.

Владимир Одоевский “Городок в табакерке”. Лев Толстой “Два брата”.

Константин Ушинский “Жалобы зайки”

20 баллов

Узнайте сказку по ее фрагменту.

1. “...Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком. "Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!" Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно...” (В. Гаршин “Лягушка-путешественница”)

2. “...Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал: “Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие...” (Л. Толстой “Два брата”)

3.

“...Дочь царица родила.
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать...” (В. Жуковский “Спящая царевна”)

30 баллов

Узнайте героев сказок. Какими чертами характера они наделены?

Чудище, зверь лесной, чудо морское – щедрый, заботливый, внимательный, ласковый...

Младшая дочь купца – добрая, любящая, заботливая, нежная, отзывчивая, любящая своего отца, сестёр, честная, преданная своему слову...

Заяц – трусливый...

Конек-горбунок – верный...

Иван – добрый, доверчивый, недальновидный...

40 баллов

Объясните значения устаревших слов. Из какой они сказки? Какие мудрые мысли содержит сказка?

В. Одоевский “Мороз Иванович”

СтуденЕц - колодец

ОтзнобИть - немного обморозить

Если тебя совесть не зАзрит - если тебе совесть позволяет

Платки рубить – вырезать платки из куска ткани.

С. Аксаков “Аленький цветочек”

Зверь прыскучий - скачущий, быстрый

Музыка согласная - сладкозвучная, приятная

Бурмицкий жемчуг - крупный

Без сумления - без сомнения, без опаски

Никакого гласа послушания - никакого ответа

А. Погорельский “Черная Курица...”

Кушак - широкий пояс

ШандАл - подсвечник

Паж - мальчик из знатной семьи, прислуживающий королю или именитым людям

Кисейные занавески - тонкие, прозрачные занавески

ОсоблИво - особенно

50 баллов (см. Приложение 4)

Определите название сказки и ее автора. Прочитайте текст по ролям.

В. Даль “Война грибов с ягодами”

СЕКТОР 3. СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА.

10 баллов

Какое событие произошло летом 1831 года в Царском селе? (Поэтическое состязание А.С. Пушкина и В.А. Жуковского) Расскажите, что вам известно об этом событии.

20 баллов

Как вы понимаете слова А.С. Пушкина о народных сказках: “Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма”?

30 баллов

Узнайте героев сказок А.С. Пушкина по картинке и описанию.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит;
А сама-то величава, выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, словно реченька журчит.
(Царевна-лебедь, “Сказка о царе Салтане”)

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...
(Царевна, “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”)

В чешуе, как жар горя, идут витязи четами,
И, блистая сединами, дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
(33 богатыря и Черномор, “Сказка о царе Салтане”)

Старуха, “Сказка о рыбаке и рыбке”

Царь Дадон, “Сказка о золотом петушке”

Старик, “Сказка о рыбаке и рыбке”

Шамаханская царица, “Сказка о золотом петушке”

40 баллов

Узнайте сказки А.С. Пушкина по обложкам книг. Чему они учат?

1. Сказка “О золотом петушке - невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку".

2. Сказка “О рыбаке и рыбке” - непрочны чужие богатства и власть; наказываются те по жизни, кто увеличивает свои богатства за счет труда других, заставляя их быть "на посылках"; не задавайся, не проси лишнего, а то останешься у разбитого корыта.

3. Сказка “О мертвой царевне” - если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, а надо быть упорным, настойчивым, смелым.

4. Сказка “О царе Салтане” - не надо быть похожими на тех, кто "злыми жабами глядят", тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.

50 баллов

Озвучьте кадры из мультфильма строками из текста “Сказки о царе Салтане...” А.С. Пушкина.

СЕКТОР 4. БАСНИ И.А. КРЫЛОВА.

10 баллов

Назовите имена известных баснописцев, сочинявших нравоучительные рассказы до И.А. Крылова. (Эзоп, Лафонтен)

20 баллов

Узнайте по иллюстрациям басни И.А. Крылова. Что их объединяет?

(“Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Кукушка и Петух” - небольшие по объему стихотворные рассказы нравоучительного характера, содержащие иносказание; главные герои – животные...)

30 баллов

Какой басне соответствует мораль, поговорка?

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (“Лебедь, рак и щука”)

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. (“Ворона и Лисица”)

Чем кумушке считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. (“Зеркало и обезьяна”)

Не пори, когда шить не умеешь. (“Квартет”)

Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь. (“Стрекоза и Муравей”)

40 баллов

Вспомните, из каких басен И.А. Крылова выписаны крылатые выражения. Объясните смысл.

1. “У сильного всегда бессильный виноват” (“Волк и Ягненок”) - незаслуженные обвинения старшими младших.

2. “А воз и ныне там” (“Лебедь, рак и щука”) - дело не спорится, стоит на месте.

3. “А Васька слушает да ест” (“Кот и повар”) - в ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим, продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело.

4.

“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”) - о плохо работающем коллективе.

5.

“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” (“Слон и Моська”) - о бессмысленных наскоках на кого-то, кто заведомо в чем-то превосходит.

6.

“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”) - комментарий к следствиям неразумного, неправильного поведения.

50 баллов

В каких баснях И.А. Крылова живут эти герои?

  • Лисица – “Ворона и Лисица”, “Добрая Лисица”, “Лисица и виноград”, “Крестьянин и Лисица”, “Лиса и Осел” и др.
  • Волк – “Волк и Кукушка”, “Волк и Лисица”, “Волк и Ягненок”, “Волк на псарне”, “Волк и Мышонок”, “Волк и Журавль” и др.
  • Обезьяна – “Зеркало и Обезьяна”, “Мартышка и очки”, “Квартет” и др.

СЕКТОР 5. ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА.

10 баллов

Сопоставьте строку из стихотворения с автором, которые ее сочинил.

  • Алексей Толстой “Вот уж снег последний в поле тает”
  • Федор Тютчев “Неохотно и несмело солнце смотрит на поля”
  • Аполлон Майков “Уходи, Зима седая!”
  • Алексей Плещеев “Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною...”

20 баллов

Какое стихотворение в этом списке лишнее? Почему?

(Н. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”)

30 баллов

Узнайте стихотворение в исполнении профессионального чтеца.

(Ф. Тютчев “Весенняя гроза”)

40 баллов (см. Приложение 4)

Восстановите стихотворение, дополнив текст нужными образными словами и выражениями.

Слова для справок: белеет, весной шумят, сонный, блещут, весны гонцы, тихих, теплых, румяный, светлый, весело.

50 баллов

Прочитайте наизусть понравившееся стихотворение о весне поэта XIX века.

Подсчет баллов.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Поделитесь впечатлениями от игры. Что удалось командам, а что не очень? Какой вопрос понравился больше всего? Какое задание оказалось трудным? Оцените свою работу.

- Сумели вы достичь цели урока? Приобрели, открыли что-нибудь новое в ходе урока?

- Чем не похож мир детской литературы XIX века на литературу, появившуюся ранее? Существующую ныне?

- Какая литература вам ближе? Поясните.

- Как вы думаете, почему литературные произведения XIX века до сих пор любят и с удовольствием читают не только дети, но и взрослые? В чем секрет авторов?

- Что получил для себя каждый из вас на уроках, посвященных авторам и книгам XIX века?

Награждение (см. Приложение 5)