Внеклассная работа в детской школе искусств

Разделы: Внеклассная работа


Духовная жизнь ребенка полноценна
тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок…
В.А. Сухомлинский

Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко

Положение искусства в обществе всегда определяется тем значением, которое придается миру человеческих чувств, переживаний, эмоций. Сегодня в обществе господствуют идеи рационализма, экономической целесообразности, сциентизма и техницизма. В современных условиях, когда падает интерес к классическому музыкальному и художественному искусству, когда наши дети, по сути, стали жертвами массовой популярной культуры, в значительной степени возрастает роль внеклассной работы в школах.

Внеклассная работа понимается сегодня как деятельность, организуемая с группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, для их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Эта работа позволяет выявить потенциальные возможности и интересы ребят и помочь их реализовать. Внеклассная работа ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет ярко выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В основе внеклассной работы лежит совместная деятельность детей и взрослых, ученика и педагога, ребенка и родителя.

Цель внеклассной работы – формирование особой культурной компетентности учащихся, включающей в себя:
– способность к самореализации своих творческих способностей, к самоорганизации и самодисциплине;
– стремление к расширению кругозора и развитию мышления, эстетического и художественного вкуса;
– умение реализовать себя в коллективной деятельности;
– способность к продуктивному творческому взаимодействию со сверстниками, педагогами, родителями.

Внеклассная работа решает следующие задачи:
– воспитание учащихся с ориентацией на общечеловеческие духовные ценности, понимание и поддержание нравственных устоев;
– развитие творческих способностей, личностного потенциала обучающихся;
– создание условий для самореализации учащихся в различных видах деятельности;
– формирование патриотического сознания, интереса к национальной культуре;
– организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
– развитие инициативы, самостоятельности и познавательной активности;
– формирование коммуникативных способностей и социальных навыков;
– приобщение к творческому наследию выдающихся писателей, музыкантов, композиторов, художников и т.д.
– формирование эстетического и этического отношения к искусству, социуму и окружающему миру в целом.

Благодаря внеклассной работе ребенок включается в интеллектуальную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Внеклассная работа создает “ситуацию успеха”, помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе репетиций, подготовки к школьным мероприятиям, которые ребенок может выбрать самостоятельно в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом.

Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность внеклассной работы. Она противостоит некоторой “сухости” учебного процесса, где логика учебных занятий грозит привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте.

Один из компонентов внеклассной деятельности – концертно-просветительская работа, которую необходимо заранее планировать, и умело, продуманно сочетать с образовательным процессом школы искусств.

Основные формы концертно-просветительской деятельности это:
– концерты-лекции;
– концерты-викторины;
– концерты, посвященные праздничным и юбилейным датам;
– концерты класса;
– отчетные концерты;
– музыкальные спектакли;
– творческие вечера и др.

Подготовка к концерту – серьезная коллективная работа, которая способствует созданию атмосферы горячей заинтересованности, формирует у ребят чувство ответственности за общее дело, позволяет юному музыканту непосредственно ощутить, как много зависит от него самого. Выступления на концертах помогают учащимся научиться владеть собой перед большой аудиторией, справляясь со сценическим волнением, способствуют формированию у юных исполнителей умения дать верную оценку своему выступлению.

Участие в концерте для начинающего музыканта – это всегда праздник, который должен войти в его жизнь ярким событием и остаться в памяти надолго. Концерт – важное средство художественного воспитания, это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, “лекарство” против чувства одиночества и неуверенности.

Участие во всей этой столь желанной для детей деятельности, обуславливается добросовестностью в отношении к занятиям, активностью в повседневной работе, хорошей успеваемостью. Ощутить себя артистом, пережить творческий подъем, почувствовать благодарность слушателей – все это мощный стимул для самоутверждения и самореализации личности ребенка, на что в конечном итоге и направлена вся деятельность детской школы искусств.