Анализ публицистического текста. Подготовка к сочинению по заданию С-1 ЕГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык


Доска:

Текст – ткань, соединение.

Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, содержание чего-нибудь

Фоновый материал – дополнительные литературные, исторические, научные, публицистические источники, подтверждающие ваше собственное мнение по данному тексту.

Цель: Учиться писать сочинение по заданному тексту в части III задания С-1 ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

1) Отработать умения и навыки учащихся в подготовке написания экзаменационного сочинения, руководствуясь Критериями проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.

2) Продолжать аналитическую работу с опорным текстом, совершенствуя знания учащихся в определении темы, идеи, проблематики, авторской позиции, стиля, типа речи.

3) Дать понятие о фоновом материале и использовании его в сочинении.

4) Отработать понятие “собственная позиция” с учетом ее этической стороны.

5) Формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, тема нашего урока “Анализ публицистического текста. Подготовка к сочинению по заданию С-1 ЕГЭ по русскому языку”.

Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за 10 лет учебы в школе, и будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме и по материалам ЕГЭ. Предлагаемые тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений. А написание сочинения – рассуждения вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Мы рассматриваем сегодня только 1 часть работы над сочинением – смысловую и содержательную. На партах у вас лежат Критерии оценки…, которыми руководствуются проверяющие ваших работ.

На доске записаны термины, которые понадобятся для работы. Откройте тетради, запишите число, тему урока и лексическое значение терминов.

2. Итак, перед вами текст. Давайте прочитаем его вслух.

Ребята, встретились ли вам при чтении непонятные или неизвестные слова? (Объясните их.) На парте терминологический словарик – воспользуйтесь им. Кто автор текста? К какому стилю речи относится текст? (Публицистический.)

Определим тему текста.

(Личность в истории.)

О ком идет речь? (Об Ушакове.)

Презентация. Слайд 1.

Какой след оставил он в нашей истории? (Сообщение.)

Определим основную мысль (идею) текста.

(Правильно ли отнеслись современники к личности Ушакова; оценили ли по достоинству его вклад в историю отечества?)

3. А как вы понимаете, что такое проблема текста? (Читаем значение слова.)

Какие проблемы ставит перед читателями автор?

(– Проблема исторической памяти,
– проблема одиночества.
– проблема оценки таланта современниками и потомками.)

Текс В.Ганичева состоит из 6 абзацев.

А что такое абзац? = микротекст.

(Абзац – это предложения, составляющие часть текста, группируемых вокруг микротемы.)

Какова роль абзацев в тексте? (Служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой.)

Как они связаны между собой? Что это за связь?

Слайд 2 (сообщение).

Слайд 3 (учитель).

Слайд 4 (учитель).

Рассмотрим 1-й абзац: существительное человек заменяется местоимением над ним – замена существительного местоимением; человек, человек – лексический повтор; 2 вопросительных предложения – синтаксический параллелизм по принципу градации. Это цепная связь. Определим микротему, исходя из анализа текста. О чем идет речь? Думы старого человека.

Рассмотрим 2-й абзац: местоимение он.

Обратите внимания на слово еще. Какова его роль? (Прежняя жизнь, помнит старые теории.)

Это параллельная связь (он, он).

Но тема – воспоминание о прошлом. Это подтверждается лексическим повтором. Идея, заложенная в 1 абзаце перекликается со 2.

Использует набор глаголов: создал, воспитал, открыл, сумел вырваться… они свидетельствуют о том, что человек в этой жизни чего-то достиг. Микротема – достижения человека.

Рассмотрим 3-й абзац: он начинается с противительного союза но. Это всегда настораживает: должно быть какое-то противоречие. Обратите внимание на частицу едва ли, замените ее синонимичной – всего лишь. И становится понятной микротема – забвение заслуг старого человека. Автор использует художественный прием – однородность явлений =” нагнетаемость событий, усиление. Даже можно сказать о градации (синонимы: императорский двор, Адмиралтейство, штабы, училища; однокоренные слова: фло, флотский, флотоводец). Это цепная связь.

Появляется в первые новое слово, которое характеризует человека – опальный. О чем оно говорит? (Словарик.) Абзац начинается с но и заканчивается но микротекст =” микротема: незаслуженное забвение боевых заслуг. И последнее предложение заканчивается многоточием. О чем говорит этот композиционный стык? =” (мысли старого человека одолевают, владеют им и они обрываются).

Рассмотрим 4-й абзац: Валерий Николаевич Ганичев ведет нас к другой мысли речь идет о современниках. Какая связь? (Параллельная.)Чтобы не показалось, что этот абзац стоит особняком, автор создает паузу. С 4 абзаца идет авторское осмысление. Частную жизнь он освещает общей. Современники не замечают, не хотят выделять, с раздражением говорят… что это за прием? (Однородность построения по принципу градации.) А существительные: талант, гений, пророк – градация. В этом абзаце используется авторский прием, авторская вставка (от частного к общему, от Ушакова к пророку). 4 микротекст – кульминационный. В нем заключается основная мысль всего текста, основная проблема. Ее можно высказать знаменитой французской пословицей: “Что имеем не храним, потерявши – плачем.” мы не ценим таланта вовремя, таланта современника. Это чисто русское свойство. О загадке русской души пишет И.Бунин в повести “Деревня”, где герои Кузьма и Тихон рассуждают о России и с сокрушением говорят, почему мы себя, русские люди, не ценим… (Фоновый материал – сообщение).

Микротема? (Размышления автора о забвении таланта человека современниками.)

Рассмотрим 5-й абзац: местоимение он, в нем, его (замена существительного местоимением).

Связь? Цепная связь.

Микротема: одиночество и забвение. Тема объединяет 2 абзаца.

Автор использует прием градации: (взор) бродил, натыкался; (заставляя) вздрагивать, озираться.

Рассмотрим 6-й абзац: в нем автор использует слово одинокого. Адмирал пытается остаться в том времени, когда ему было хорошо; он отгоняет ветер рукой и хочет задержать виде’ния прошлого. Что такое ви’дение? (словарик) – мираж.

Микротема – забвение, одиночество. Итак, ребята, мы определили тему текста, идею, установили взаимосвязь микротекстов, определили микротемы.

4. Исходя из всего анализа текста, теперь мы можем определить его проблематику (Критерии… К1)

Как вы думаете, текст подчинен одной проблеме или нет?

Я хочу, чтобы вы в своей интерпретации (истолкование, раскрытие смысла, содержания) их не только назвали но и прокомментировали эти проблемы: (критерии…К2)

1) проблема личности и общества; (Способно ли общество по достоинству оценить легендарную личность при жизни?)

2) проблема исторической памяти; (Надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в к-л профессии.)

3) проблема оценки таланта современниками; (Современники не всегда могут по достоинству оценить талантливого человека.)

4) проблема одиночества. (Когда оно наступает? Когда человек перестает приносить пользу людям, когда его достижения остаются не оцененными по достоинству?)

Слайд 8:

Какую проблему вы считаете ведущей?

А какие ей подчиняются?

Ведущая проблема – личность и общество.

5. Критерии…К3 (авторская позиция.)

А как, на ваш взгляд, автор преподносит эти проблемы нам, читателям?

Как он сам относится к этому?

В.Ганичев пишет так, что невольно наводит нас на разговор. По интонации, по отдельным словам можно понять: он сетует на человеческую забывчивость, память, на то, что не ценят полезных для общества людей (не замечают, не могут, не хотят).

6. А теперь мы должны высказать свое собственное мнение по этой проблеме. Вы должны привести не менее 2 аргументов, опираясь на художественный опыт. (Критерии – 3Б, 2Б, 1Б, 0Б…)

В чем, ребята, вы чувствуете свою уверенность в изложении проблемы большую, за то и надо браться.

Фоновый материал (на доске).

Из художественной литературы мы можем использовать повесть И.Бунина “Деревня”.

Из публицистики: старые номера журналов и газет (г. “Комсомольская правда” статья Владимира Пескова о таежном тупике, о жизни семьи Лыковых (Агафья), которая жила в Саянах в полном одиночестве. Автор проводит мысль о том, что уходить от общества человеку нельзя.Примером этому является статья Валерия Брюсова “Свобода слова” (сообщение).

Но советую вам: будьте внимательны и отнеситесь с пониманием к тележурналистике, смотрите хорошие, умные, полезные передачи: “Жди меня” Игоря Владимировича Кваша’, передачу Владимира Позднера “Великие люди”, “Пусть говорят” Андрея Малахова, интересны все передачи, которые ведет Владимир Молчанов.

В этих передачах вы услышите грамотную речь, хороший слог, мнение о великих людях. Это честные, откровенные передачи, как это должно быть в жизни, как это по достоинству должно быть воспринято и оценено.

Из жизненного опыта – недостаточно уважения получили наши известные актеры советского кино: (Алексей Смирнов “Операция Ы и другие…” “В бой идут одни старики”; Сергей Филиппов “Карнавальная ночь” “Трактористы” и др; Люси Овчинникова “Покровские ворота”, “Девчата”)

7. Критерии…К4

А теперь настало то время, когда вы должны высказаться по этой проблеме. Согласны вы или не согласны с мнением автора?.

Когда высказываете собственную позицию, придерживайтесь схеме рассуждения.

Слайд 5:

Слайд 6:

Слайд 7:

Выступление учащихся.

Ребята, я с вами согласна, вы справедливо отметили и об исторической памяти, и об известных людях, что их не ценят по достоинству…

Все о чем мы говорили, вы должны дома написать сочинение – рассуждение. Объем вашей работы должен быть минимум 150 слов.

На следующем уроке мы рассмотрим 2 и 3 части Критерии…(речевое оформление и грамотность).

Нынешнее поколение воспитывается совсем по другим законам и нормам, как-то сейчас подзабыли Заповеди Христа, в 1 очередь – помочь ближнему; не стало духовного родства в людях. С идеей лидерства в жизни ушел девиз, при котором воспитывались мы: “Молодым у нас всегда дорога, старикам у нас всегда почет” Так ли оно сейчас?

В основе оценки благополучия легли у нас сейчас критерии матер положение людей или финансовые возможности.

В обществе утратили доброжелательность, личные интересы стали выше общественных.

Но не все потеряны лучшие человеческие качества, они будут восполняться благодаря вам, будущему поколению. Люди должны быть патриотами своей страны и помнить о тех, кто сделал великие дела для процветания нашего Отечества.