Проект "Обыкновенное чудо"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Формирование основ морального воспитания человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребёнка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения.

Проблемный анализ: Руководя деятельностью детей, формируем у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, быть активными и инициативными в самостоятельной деятельности.

Уже с младшего возраста начали работать над вопросами нравственного воспитания. Используя различные формы в процессе общения, воспитываем чувство привязанности и любви к близким, родителям, родственникам. Проводим “ День матери”, “Сладкий вечер”, “Встречи с интересным человеком”, сделали альбомы: “Все работы хороши”, “Моя семья”, “Как я провел лето”. В дошкольном детстве формируем также отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить. Учим детей радоваться за положительные поступки сверстника, хвалить друг друга. Совместно с детьми изготовили альбом “Наши славные дела”, где дети видят свои положительные поступки, помощь взрослым и друг другу. Дети стараются радоваться за сверстника, у которого получается отбивание мяча от пола, вращение обруча, прыганье на скакалке и адекватно оценить как себя, так и друг друга на стенде “Спортивные достижения”.

В процессе реализации разных видов деятельности и взаимодействия с детьми 5–6 лет и родителями, отмечали,

  • что внутренний стержень, который бы побуждал ребенка преодолевать сиюминутное желание и удержать его от нарушения норм морали, чаще всего отсутствовал. Хороший, в сознании ребенка – умный, красивый, послушный, любимый родными, но далеко не всегда справедливый, отзывчивый, любознательный, честный (это те интегративные качества, которые мы должны сформировать у детей дошкольного возраста в рамках ФГТ).

Наблюдая за деятельностью детей, видели, насколько им сложно дать оценку, предвосхищающую моральный поступок. У детей недостаточно развита способность вообразить, что он может поступить и так, и иначе. В случае нарушения нормы большая часть детей все же затруднялись адекватно осудить себя по поводу собственного нарушения нормы. Критическая оценка других не распространялась на них самих.

  • Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Анализ данных проблем, вывел нас на поиск нового содержания, через которое бы педагоги с детьми смогли добиться цели: формирование духовно-нравственного развития ребенка и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы. А так же решить следующие задачи:

1. Развивать способность ребенка адекватно оценивать себя и других в случаях возможного нарушения моральных норм.

2. Содействовать формированию образа “Я”.

Для того, чтобы решить данные задачи мы выбрали сказку, так как сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Сказка, как чудо входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника 5–7 лет – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Через сказку осуществляется последовательный переход от психофизического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В содержание своей работы включили разнообразные формы и виды деятельности на основе сказок.

Наиболее интересными для детей оказались игры драматизации, так как ребенок является субъектом, проиграет сам все положительные и отрицательные роли в сюжетах сказок и может дать оценку персонажам. Причем, дети меняют злого героя на доброго и, наоборот. Придумывают свой сюжет. Работали со сказками “Красную шапочку”, “Дюймовочка” и др. Каждая драматизация сопровождалась продуктивным видом деятельности – рисовали афиши, пригласительные билеты, делали элементы костюмов.

Проводили литературный калейдоскоп по авторским и народным сказка, где дети объединялись в подгруппы по принципу понравившихся сказок и рисовали, проигрывали интересные сюжеты, обсуждали характеры и поступки героев с позиции моральных и эмоционально – волевых норм и правил.

Составляли словарь вежливых слов, кроссворды, придумывали проблемные ситуации с героями сказок, книжки-малышки с придуманными детьми разными концовками и серединой сказок.

К данной деятельности привлекались узкие специалисты. Музыкальный руководитель подбирала музыку, знакомила с музыкально-дидактическими играми, принимала участие в мастерилках по изготовлению костюмов. Педагог-психолог проводила игры по эмоционально-волевой сфере “Угадай настроение” и др. Инструктор по физической культуре проводила спортивное развлечение по сказке “Гуси-лебеди” совместно с родителями.

Результат: Дети научились характеризовать поступки героев, давать им оценку с точки зрения моральных норм: разбираются в компьютерных играх, можно ли в нее играть или нет, т.к. поступки героев отрицательные. В драматизациях сказок ребенок проживает внутреннее состояние, как доброго героя, так и злого. Дает характеристику поступкам персонажей и делает выводы, почему не хочет быть таким же, как тот или иной отрицательный герой. Дети сами придумывают сказки, в которых положительные герои превращаются в отрицательных (бабушка из сказки “Красная Шапочка” злая, сердитая, а волк добрый). Дают характеристику человеку, которого не хотели бы встретить в своей жизни.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.