Интегрированный урок (чтение + письмо) по теме "Звуки [х] [х']. Буква х". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


В данной работе представлена презентация к интегрированному уроку по чтению и письму в 1 классе по теме: «Звуки [х], [х']. Буква х». И подробный конспект самого урока. На уроке презентация используется рационально и не является основным дидактическим средством на уроке.

Данная презентация может стать основой для составления презентации по изучению любых других звуков и букв.

Тип урока: Изучение нового материала.

Этот урок непосредственно связан с предыдущими темами, так как его материал опирается на уже полученные знания учащимися о звуке и букве.

На уроке обеспечивается комплексность решения поставленных целей .

Урок состоит из 12 этапов. Все этапы урока логически связаны между собой. Рационально распределено время на все этапы урока.

При составлении урока учитывались особенности детей младшего школьного возраста:

  • использовался наглядный материал, ТСО;
  • разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах;
  • разные виды работ: чтение, письмо, конструирование, составление пар, составление слов из слогов.

Средствами обучения на уроке выступают дидактический материал на доске – образец написания буквы х, карточки с «рассыпанными» звуками (нарисованные шарики), элементы букв для конструирования, модели звуков, информация на слайдах презентации.

Объем учебных заданий оптимальный. Различные формы организации учебной деятельности направлены на сотрудничество между учащимися, включение каждого ученика в деятельность по достижению цели урока.

После каждого вида работы на уроке запланировано проведение рефлексия. В конце урока был подведен итог.

Урок носит здоровьесберегающий характер: 2 физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с названием буквы «х» и звуками [х][х]. Учить правильно произносить и характеризовать звуки.
  • Формировать умение производить звукобуквенный разбор слов, читать слоги, слова, содержащие изученные звуки, писать строчную букву х;
  • Развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
  • Формировать универсальные учебные действия:
    Коммуникативные:
    – работать в паре;
    – работать в группе;
    Познавательные (информационные):
    – Работать с книгой (нахождение необходимых страниц);
    – работать со словарем (работа с алфавитом);
    читать кодированную информацию;
    пользоваться графическими моделями;
    искать и выделять необходимую информацию;
    Познавательные (общеучебные):
    самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Ход урока

I. Организационный момент

Готовность к уроку.

II. Введение новой темы

Звучит музыка “Спят усталые игрушки” (Слайд 2)

– Что такое, ребята? Утро, а звучит песня из передачи … “Спокойной ночи, малыши”?

– Да просто мы идем в гости к герою этой передачи…

Хрюше! (Слайд 3)

– Вы рады?

Хрюша нас встречает с хлебом и солью. Почему?

Сейчас Настя нам объяснит. (Слайд 4)

– Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят, что хлеб – всему голова. Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!

Так почему Хрюша встречает нас хлебом-солью?

Как дорогих и почетных гостей.

Хрюша очень смешной персонаж передачи. Давайте прочтем о нем стихотворение. (Слайд 5)

Хрю-ша сел на пе-ту-ха,
Мы сме-я-лись: “Ха-ха-ха!”
Со-чи-нять он стал сти-хи,
Мы смеялись: “Хи-хи-хи!”

Давайте выделим первый звук из слога ха. (Слайд 6. Элементы появляются по щелчку)

Произнесите его друг другу, сделайте выводы:

– [X]

Cогласный (встречает во рту преграды)

Твердый (“а” указывает на твердость согласного и нет улыбки)

Глухой ( не слышим звук)

Давайте выделим первый звук из слога хи.

– [X']

Cогласный (встречает во рту преграды)

Мягкий (“и” указывает на мягкость согласного, есть улыбка)

Глухой ( не слышим звук)

Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

О Звуках [х], [х'] и букве, которая их обозначает.

Молодцы! Я с вами согласна (Слайд 7)

— Тема нашего урока звуки [х], [х'] и буква «х» Сегодня на уроке мы поучимся:

  • отличать звуки [х], [х'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
  • читать слоги и слова с новой буквой;
  • писать строчную букву х

III. Работа над темой урока

1. Составление парных согласных

– Ребята, объединитесь в пары и подумайте, какие пары можно образовать из этих шариков.

(Дети работают в парах.2 человека составляют пары у доски с обратной стороны)

<Рисунок 1> Приложение

Давайте проверим какие пары у вас получились.

По какому признаку вы создавали пары? (парные согласные по звонкости– глухости звуки)

Ребята, какому звуку пары не досталось?

Попробуем подобрать ему пару.

Какой вывод можем сделать? (звук х всегда глухой, у него нет звонкой пары)

Оцените правильность выполненной вами работы.

самооценка с помощью кружочков: (зеленый — все выполнено верно; желтый — допустили мало ошибок; красный — допустили много ошибок)

(Учитель указывает уровень правильности работы класса на доске на линейках правильности и аккуратности)

2. Чтение одноуровневых моделей слов

  • Откройте учебник на стр. 92 <Рисунок 2>
  • Рассмотрите картинки в верхнем ряду.
  • Чем отличаются картинки друг от друга?
  • Посмотрите на звуковую модель первого слова. Какого звука не хватает?([х])
  • Посмотрите на звуковую модель второго слова. Какого звука не хватает? ([х'])
  • Чем отличаются эти 2 звука? (звук[х] — твердый, звук[х'] — мягкий)
  • Какой вывод можем сделать?

(Звук [х]– согласный, глухой, может быть твердым и мягким)

3. Физминутка

А сейчас немножко поиграем. Я буду называть слова, а вы если в слове спрятался звук [х] твердый – будете приседать, а если мягкий – вставать на носочки.

  • Холод
  • хлеб
  • хитрый
  • халва
  • смех
  • химия

– Молодцы! (Учитель указывает уровень правильности работы класса на доске)

4. Знакомство с буквой. Письмо строчной буквы «х»

ребята,звуки [х], [х'] обозначаются вот такой буквой (Слайд 8). Найдите в учебнике алфавит. Прочитайте как правильно называется эта буква. (ха)

Какая буква стоит пред ней. Какая после нее.

Ребята а почему записано 2 буквы: одна большая, а другая маленькая (заглавная и строчная)? Для чего нужна заглавная буква?

Сегодня на уроке мы научимся писать строчную буква «х» (Слайд 9)

рассмотрите из каких элементов состоит строчная буква «х»

Объединитесь в пары, выберите нужные элементы и сконструируйте букву «х»

сколько элементов вам понадобилось? (два)

как они называются? (полуовал)

образец написания: Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки. Опускаем ее вниз, закругляем влево коснувшись нижней линейки. Делаем повтор по закруглению вправо. Линию повтора продолжаем вверх отклоняясь вправо. Закругляем ее вправо коснувшись верхней линейки. Делаем повтор по закруглению влево. Опускаем полуовальную линию вниз коснувшись первого полуовала, закругляем вправо коснувшись нижней линейки.

Сядем правильно.

пропишем 1 элемент под счет в центральной рамочке (и раз и) <Рисунок 3>

пропишем соединительную линию (и)

пропишем 2 элемент (и два и)

пропишем букву «х» под счет.

5. Выполнение пальчиковой гимнастики

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Последовательно соединяем каждый пальчик с большим пальцем.
Указательный и средний
Безымянный и последний 
Сам мизинчик-малышок 
Постучался об порог.
Слегка постучать подушечкой каждого пальца по столу.
Вместе пальчики-друзья
Друг без друга им нельзя. 
Сжимаем и разжимаем кулачки.

6. Письмо строчной буквы «х»

Сядем правильно.

Пропишите 1 рабочую строку считая шепотом.

Возьмите в руки зеленый карандаш, проанализируйте свои буквы, подчеркните те элементы, которые у вас не получились.

Пропишите 2 строку стараясь не допускать этих ошибок.

Посмотрите на всю работу в прописях. Оцените правильность и аккуратность на «волшебных линеечках»

Покажите мне с помощью кружочков правильность, аккуратность. (Учитель указывает уровень правильности и аккуратности работы класса на доске).

7. Выполнение гимнастики для глаз + физминутка

Мы похлопаем в ладоши
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились. (Движения выполняем в соответствии с текстом.)

Закройте глазки, зажмурьте их, а теперь откройте и посмотрите на доску. Поднесите карандаш к кончику носа, посмотрите на него и постепенно отодвигайте карандаш прямо перед собой не отрывая взгляда. Посмотрите в окно. Закройте глазки и посидите так спокойно пока я сосчитаю до пяти. Откройте глазки и снова посмотрите в окно.

8. Хоровое чтение слогов

Прочитаем слоги на стр. 92(читаем все слоги хором, цепочкой) <Рисунок 2>

Прочитайте столбик, где слышится мягкий звук [х'] ?

Почему он мягкий? (его делают мягким гласные второго ряда и буква и)

9. Составление слов из слогов

А сейчас, ребята, я вас попрошу разделиться на 4 группы.

Задание: Хрюша предлагает нам с ним поиграть. Составьте слова из рассыпных слогов.

Проверка, чтение полученых слов: (Слайд 10. Элементы появляются по щелчку)

  1. хо-мяк, хрю-ша, му-ха, слу-хи
  2. хо-бот, са-хар , ку-хня, хво-я,
  3. хво-стик, ха-лат, хо-рёк, у-ха,
  4. хал-ва, бар-хат, э-хо, хло-пок

Поднимите сигнал — как вы работали в группе.

IV. Подведение итогов

(Слайд 11)

Что нового, главного вы узнали на уроке?

Чему научились?

Какое задание вам показалось наиболее трудным?

Понравилось вам в гостях у Хрюши?

Покажите какое у вас сейчас настроение.

(Учитель подводит итог по линеечкам работы класса, на которых он в течении всего урока отмечал правильность ответов и активность учеников. Обязательно хвалит ребят).

– Хрюше тоже очень понравилось с вами. И он не прощается, а говорит «До новых встреч!»