Виды предложений по цели высказывания

Разделы: Русский язык


УМК: Т.А. Ладыженская.

Цели урока: продолжить работу по изучению раздела “Синтаксис”; закрепить знания о предложениях; обобщить и закрепить знания о виде подчинительной связи слов в словосочетании; дать понятие предложения, рассмотреть предложения по цели высказывания. Развивать умение работать самостоятельно, умение самопроверки. Воспитывать толерантное отношение.

Ход урока

Путевой лист (Приложение 1)

Учитель: Ребята, на доске написано слово (м/м презентация. Приложение 2). Что оно обозначает?

Ученики: Синтаксис – раздел науки о языке.

Учитель: Что изучает синтаксис?

Учащиеся: Предложения и словосочетания.

Учитель: Что такое словосочетание?

Ученики: Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой грамматически.

Учитель: Перечислите виды подчинительной связи в словосочетании.

Учащиеся: Согласование, управление, примыкание.

Учитель: Как мы определяем виды подчинительной связи в словосочетании?

Учащиеся: По ВЧП.

Учитель: Молодцы. У вас на партах лежат путевые листы (приложение1). Самостоятельно выполните задание 1, заполнив матрицу.

СУЗ: Красивый дом, ехать быстро, писать красиво, читать книгу, любить маму, смотреть прямо, хорошая песня, интересная книга, весёлый человек, жить красиво.

ОРД: Самостоятельно.\КВ в процессе работы.

ИВ: Самопроверка.

Что помогло вам справиться с работой?

Учитель: Молодцы. А теперь вернёмся к нашей схеме. Мы с вами рассказали всё, что нам известно о словосочетании. Давайте поработаем со второй частью схемы.

Что такое предложение?

Учащиеся: Предложение – это законченная мысль. В конце предложения ставится знак в зависимости от цели его произношения.

Учитель: По своей структуре (по количеству грамматических основ) мы делим предложения на какие?

Учащиеся: Простые и сложные.

Учитель: Как отличит простое предложение от сложного?

Учащиеся: В ПП 1 грамматическая основа, в СП – 2 и более.

Учитель: У вас в путевых листах 2 задание направлено на определение структуры предложения (ПП или СП). Ваша задача заполнить матрицу.

СУЗ: (м/м презентация)

ОРД: Самостоятельно.

КВ: Самопроверка.

ИВ:

1 2 3 4 5 6
П П П С С С

Учитель: Ещё раз расскажите, как отличить ПП от СП?

II. Объяснение нового материала.

Учитель: Обратимся к тексту, с которым мы работали. Посмотрите на предложения и попробуйте ответить на вопрос. Почему в конце предложений стоят разные знаки (где-то точка, где-то восклицательный знак, где-то вопросительный знак).

Учащиеся: Знак препинания зависит от цели высказывания.

Учитель: Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся с предложениями разными по цели высказывания.

Открываем тетради, записываем число. Вид работы. Тему урока.

Учитель: Как мы уже и сказали, знак в конце предложения зависит от цели высказывания.

По цели высказывания выделяют следующие группы:

Учитель: Тренировочные упражнения.

1. Работа устно.

Учитель: Прочитайте предложения, соблюдая цель высказывания.

СУЗ: с. 39, упр. 129 (дидактический материал).

2. Стр. 68, упражнение 142 (учебник). (1).

Учитель: нам дан текст без знаков препинания. Наша задача прочитать. Определить границы предложения. Расставить знаки в конце предложения в зависимости от цели высказывания. Списать.

III. Подведение итогов.

Учитель: что нового мы узнали на уроке?

От чего зависит постановка знака в конце предложения?

IV. Домашнее задание. Упражнение 150 (устно), упражнение 143 (письменно).

V. Оценки за урок.