Урок по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Разделы: Литература


Мечтанье - есть душа поэтов.
К.Батюшков

Цель урока: дать более полное представление о повести.

Задачи урока:

- познакомить с творчеством писателя 40-х годов;

- рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести;

- прикоснуться к теме Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского;

- особое внимание уделить образу главного героя;

- познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести;

- проследить, как тема “маленького человека” раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века.

Оборудование к уроку:

портрет писателя;

книги разных изданий;

интерактивная презентации (программа Microsoft Office Power Point). Презентация;

Реквизиты: диск с записью музыкальной пьесы Р. Шумана “Грезы”;

костюмы Настеньки и Мечтателя.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы вновь обращаемся к повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и ее героям.

Подобно тому, как увертюра является вступлением к опере или балету, вступлением к нашему уроку будет музыкальное произведение Р.Шумана “Грезы”.

После прослушивания ребята отвечают на вопросы:

- Какое настроение владеет вами сейчас?

- Как вы думаете, какие чувства, в этой пьесе хотел выразить композитор?

- Что вы слышите? Здесь звучит тема одного или нескольких героев?

(В этой музыкальной пьесе слышится светлая грусть, милые сердцу воспоминания, устремленность в будущее, надежда и … лиризм, пронизывающий все произведение.)

- Думаю, все согласятся с тем, что эти два произведения обладают несомненной близостью характеров.

- А теперь поговорим о художественном своеобразии повести.

Смысл названия повести “Белые ночи”?

(В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель - главный герой этого произведения - и Настенька. В этом городе, по словам Н.В.Гоголя: “Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…”).

А подзаголовок “Сентиментальная повесть” указывает на то, что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.

Композиция ее состоит из 4 глав - 4 ночей, 5 глава называется “Утро”; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом.

Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя, который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ-исповедь.

Сюжет прост: во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку, знакомиться с ней. Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви. Мечтатель сочувствует Настеньке, от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось, хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала, что влюбляться в нее нельзя.

На исходе 4 ночи, когда счастье уже было так возможно, за Настенькой является ее избранник. А Мечтатель остается один.

- Да, конечно. Потеря была велика, потому что в Настеньке наш герой нашел воплощение своей мечты, и что еще важнее, нашел доброго друга.

- Читаем отрывок со слов … “Знаю вас, и приглашаю вас завтра… У меня тоже никого нет…, у кого можно было совета спросить…, я вас так знаю, как будто уже мы двадцать лет были друзьями”.

- Почему у героев складываются почти что сразу дружеские, доверительные отношения?

(Они оба молоды, чисты душой, добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда…, с надеждой на счастье

Они сдружились из-за схожести характеров).

Настенька рассказывает подробно о своей жизни. А вот у героя своей истории нет… И на вопрос: “ Кто же вы такой ?”. Герой отвечает:

“ …я тип - это оригинал, такой смешной человек!”

- Характер этот, этот тип сформировался в Петербурге, про который сам автор позже скажет, что это “единственный и самый фантастический город в мире”.

Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М. Достоевского. В 1838 году писатель впервые приезжает в этот город и ощущает его как среду, глубоко воздействующую на человека.

- Во всех произведениях Достоевский создает образ Петербурга, холодного, бездушного, равнодушного к судьбе человека.

Слушаем сообщение заранее подготовленного ученика на тему “Петербург в творчестве Ф.М. Достоевского”.

- Этой темы мы будем касаться при изучении романов Ф.М. Достоевского, а пока хочется обратить ваше внимание на то, что образ мечтателя все-таки освещен в повести мягким светом белых ночей.

Пейзаж - описание места, где происходят те или иные события. Это важный художественный прием.

В творчестве Достоевского городской пейзаж несет большую художественную нагрузку и всегда связан с внутренним миром героев.

В повести есть пейзаж, но нет портрета Мечтателя – еще одного художественного приема.

- Как вы думаете, почему?

(Вероятно, это происходит потому, что сам герой рекомендует себя как тип…)

- Каковы функции пейзажа в этой повести?

(Пейзаж создает настроение каждой главы. Почти каждая глава начинается с описания природы, и мы можем предугадать, как закончится эта глав: радостно или печально).

Сам герой в своем рассказе признается, что мечтам иногда приходит конец.

“В комнате потемнело; на душе … пусто и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг…, рушилось без следа, без шума и треска, пронеслось, как сновидение, а он и сам не помнит, что ему грезилось…”

- Так почему и о чем мечтает наш герой?

(Ответ в тексте повести: “Посмотрите на эти волшебные призраки… Посмотрите, какие разнообразные приключения…Вы спросите, может быть, о чем он мечтает? К чему это спрашивать! Да обо всем…”

(Мечты героя – это попытка уйти от действительности, в которой так мало светлого и радостного).

Мечтатель закончил…, а Настенька с робким участием спросила:

- Неужели и в самом деле вы так прожили всю свою жизнь?

- Всю жизнь, Настенька, - отвечал я,- всю жизнь и, кажется, так и окончу!

- Нет, этого нельзя… это вовсе нехорошо так жить!

- Знаю, Настенька, знаю!  - …и теперь знаю больше, чем когда- нибудь, что я даром потерял все свои лучшие годы!

Именно теперь, потому что Бог послал мне вас…, а впереди … опять одиночество.

- Итак, мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. До появления романа “Бедные люди”, повести “Неточка Незванова”, “Белые ночи” Достоевский публикует ряд фельетонов под общим названием “Петербургская летопись”, в которых попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

- Но, наш герой тянется к жизни, откликается на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей. Встреча с Настенькой всколыхнула в нем целый рой надежд, мечтаний, чувств. Он готов теперь уже отказаться от несбыточных фантастических грез и радоваться своему маленькому счастью.

Мечтатель признается Настеньке в своих чувствах. И сейчас мы станем свидетелями их разговора.

(Сцена на скамейке со слов: “Я не хочу молчать!”)

В конце Настенька сама говорит, что любит Мечтателя, она признает его доброту и благородство.

Для нашего героя Настенька стала воплощением мечты. Но она ушла из жизни так же внезапно, как и появилась. Он не смог удержать ее.

- В опережающем домашнем задании вы должны были написать эссе и решить, кто виноват в несчастье Мечтателя?

- Закономерен ли финал повести?

Вот, что я прочитала: “Настеньку нельзя обвинять в том, что она снова оставила Мечтателя наедине со своими чувствами и мыслями”. (Соня)

- Вы согласны с этой точкой зрения?

(Настенька верная и преданная девушка. Весь год она любила своего избранника и жила надеждой на счастье. Мы не знаем, как сложится ее судьба. Но видим, что с Мечтателем она была бы окружена любовью и заботой.)

Мечтатель снова остается один, но все же благословляет Настеньку.

Читаем конец повести: “Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу!

Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..”

- Теперь вернемся к музыкальной пьесе, с которой начался наш сегодняшний разговор.

- В ней вы все услышали тему одного героя - Мечтателя. Состояние души всегда можно выразить в музыке, а ведь музыка и литература, как и все виды искусства, являются отражением жизни.

- Мне кажется, вам будет интересно познакомиться с еще одной интерпретацией повести Ф.М.Достоевского “Белые ночи”. Это фрагмент искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда “Достоевский и музыка”:

“В “Белых ночах” музыка создает всю атмосферу действия. Разумеется, Достоевский не пытался воспроизвести музыкальную структуру и форму, но он следовал принципу проведения и развития мелодии.

“Белые ночи” - это поэма с наплывающими и возвращающимися темами.

Музыка возникает в памяти героев, ибо и Мечтатель, и Настенька живут воспоминаниями и ожиданием. Достоевский сам указывает на связь этих мыслей – образов с музыкой. Мечтатель, описывая свое утро, говорит:

“Когда я проснулся, мне казалось, что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый, где-то прежде слышимый, забытый и сладостный, теперь все вспоминается мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей”.

Это мелодия памяти о прошлом и надежды на счастье.

Музыкальность “Белых ночей ” выражается в изменениях или переходах из тональности в тональность душевного состояния героев и в восприятии ночного Петербурга…

Это и ночь предчувствия радости, которое его не обманывает. В его жизнь входит Настенька.

В структуре повести отчетливо даны вступление (все, что предшествует появлению Настеньки, чей образ является “главной партией”), четыре части или эпизода и постлюдия “Утро”, в которой Настеньки уже нет.

В “Белых ночах” два героя. И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами, центральным действующим лицом является Настенька. Настенька - видение и реальность, олицетворение белой петербургской ночи.

Несомненно, к воплощению образов этой гениальной лирической повести не раз будут обращаться музыканты”.

- Согласны ли вы с мнением исследователя о том, что именно Настеньке принадлежит “главная партия”?

(Думается, это не совсем так, хотя, конечно, именно благодаря ей нам ближе и понятней становится сам Мечтатель).

- Сочувствуя герою, многие из вас в своих отзывах задавались вопросом: “Почему Мечтатель не проявил настойчивость и не попытался остановить Настеньку?”

И отвечали: “Мечтая об идеальной любви, герой слишком пассивен, - а некоторые добавляли,- горд…”.

- Только ли гордость удерживает Мечтателя от решительных действий?

(Нет. Он искренне желает счастья Настеньке. Ею был сделан выбор, и наш герой не посмел ему противиться.)

Но он тоже, как вам кажется, имеет право на счастье.

“Он должен был проявить хоть каплю настойчивости, он имел на это право.., он это заслужил…” (Женя).

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье.

- Как изменится Мечтатель после ухода Настеньки?

- Изменится ли он вообще?

(Скорее всего, нет, потому что тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий, горестей и несчастий. Сам герой неспособен противостоять этой действительности, не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии. Он уходит в себя, замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний).

- Именно поэтому неоднозначно и наше отношение к нему. Мы чувствуем жалость и сострадание, но при этом заканчиваем чтение повести с чувством недоумения и даже некоторого разочарования.

- А ведь эти чувства мы уже испытывали к героям ранее изученных произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Это, конечно, Самсон Вырин из

“Станционного смотрителя” и Акакий Акакиевич из повести “Шинель”.

- Эти авторы названы не случайно, поскольку Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа “ маленького человека” в русской литературе первой половины XIX века.

- А одним из первых к этой теме обратился А.С. Пушкин. (Слушаем доклады заранее подготовленных учеников.)

- Итак, Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои интересы, своя судьба.

- Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

(1. У них отнюдь не высокое социальное положение.

2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе.

3.Каждый из героев переживает личную трагедию, теряя самое дорогое, что было у них в жизни: Самсон Вырин - горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич - шинель, Мечтатель - Настеньку.

4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по-новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен.

5. Одиночество - то, что составляет их жизнь, почти совсем лишенную радости.

6. Наконец, их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия.

С.Вырин, не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски.

Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер.

Как сложится судьба Мечтателя, мы не знаем, но предположить можем.

7. Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до “маленького человека” нет никакого дела.

8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)

Реализм - верность жизни, стремление увидеть и изобразить ее такой, какая она есть.

А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - все эти писатели встают на защиту “маленького человека”, их произведения проникнуты беспредельной любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели, чувствуем сострадание к ним, вспоминая слова внутреннего монолога Акакия Акакиевича: “Я брат твой!”.

- А почему для этих писателей тема “маленького человека” была так важна? Ответ на этот вопрос нам еще предстоит найти.

Домашнее задание.

- Письменно ответьте на вопрос: “Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке?

- Соотнесите содержание повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” со словам Н.В. Гоголя из повести “Невский проспект”: “Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…”.