Тема урока "Зимующие птицы"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с жизнью зимующих птиц.

Предметные задачи урока:

  • раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;
  • обогащать словарный запас детей;
  • способствовать формированию экологической культуры учащихся.

Метапредметные задачи урока:

  • развивать общий кругозор учащихся;
  • монологическую и диалогическую речь, умение работать в группе, использовать полученную информацию.

Оборудование: учебник “Окружающий мир” /Плешаков А.А./, аудиозаписи: П.И. Чайковский “Времена года”, “Танец маленьких утят”, голоса птиц, рисунки зимующих птиц, ребусы, модель кормушки, силуэты птиц для раскрашивания, листы экспресс-опроса.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на работу.

Учитель: Ребята, сегодня мы проведём необыкновенный урок. Не покидая нашего класса, мы совершим путешествие в зимний лес. А по дороге я расскажу вам сказку.

На фоне музыки П.И. Чайковского “Декабрь” из музыкального альбома “Времена года” учитель повествует:

- Сошлись как-то вместе четыре волшебника-художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

Учитель открывает картину, на переднем плане – ели и берёзы, вдали еловый лес. Под деревьями следы птиц. К берёзе прикреплена модель кормушки.

- Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым, ровным слоем покрывает снег землю. Поля и поляны теперь – как гладкие чистые страницы гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется:”Здесь был такой-то”.

Днём идёт снег. Кончится – страницы опять чистые. Утром придёшь - белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. А кто был? Что делал?

2. Введение в тему. Постановка учебной задачи урока.

Учитель: Чьи же следы вы видите на нашей лесной поляне?

Подготовленный ученик описывает ситуацию на картине.

Ученик: Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом…

Учитель: Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

Дети: Зимующие.

Учитель: Правильно. А чем питаются зимующие птицы, где находят себе корм?

Дети: Семенами, почками деревьев.

Насекомыми, личинками, доставая их из-под коры деревьев.

Учитель: Что для птиц страшнее: холод или голод?

Дети: Голод. Холод легче пережить, если ты сыт.

Учитель: Может ли человек как-то помочь птицам пережить зимние холода?

Дети: Человек может сделать кормушки и подкармливать птиц.

Учитель: Поднимите руку те, у кого есть кормушки.

Ответы детей.

Учитель: Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку.

Дети: Воробьи, голуби, галки, вороны.

Учитель: А теперь послушайте рассказ о зимующей птице, которая встречается и наших краях.

Подготовленный ученик рассказывает о синице.

Ученик: Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками и червячками, а зимой, в бескормицу, ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несолёного сала.

Учитель демонстрирует рисунок с изображением синицы и под рисунок прикрепляет карточку с названием птицы.

Учитель: А теперь проверим: внимательны ли вы. Послушайте стихотворение и запомните названия птиц, которые упоминаются в стихотворении.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Ученик: Голодно, холодно,
Прилетайте в гости,
Галки, воробьи!
Полны мои горсти.
Голодно, голуби,
Клюйте, гостюйте,
Гуленьки мои!
Не пугайтесь, клюйте!

Дети перечисляют птиц.

Учитель: Ребята, у меня на балконе тоже есть кормушка. А хотите узнать, какие птицы прилетают на мою кормушку?

Для этого вам надо разгадать ребусы.

Разгадывание ребусов.

Учитель: В названии следующей птицы, с которой мы познакомимся сегодня на уроке, “спряталось” слово снег. О какой птице пойдёт разговор дальше?

Дети: Это – снегирь.

Учитель: Родина снегирей – Север. Чуть раньше первого снега прилетают снегири. Народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра пойдёт снег, ударят морозы.

Учитель демонстрирует рисунок с изображением снегиря и прикрепляет карточку с названием птицы.

Учитель: Прочитайте название следующей птицы.

Учитель показывает карточку.

- Попробуйте объяснить, почему птица получила такое название.

Работа в группах: идёт обсуждение, дети ищут ответ на вопрос учителя.

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз.

Учитель показывает рисунок с изображением поползня, прикрепляет его рядом с карточкой.

Учитель: Ребята, что это за звуки слышны в лесу?

Звучит аудиозапись “Голоса птиц” - стук дятла.

Дети: Так стучит дятел.

Учитель демонстрирует рисунок с изображением дятла.

Учитель: Правильно. Это работает дятел, долбит древесину, деревья лечит: из-под коры вредных насекомых и их личинок достает.

Подготовленный ученик даёт занимательную информацию о дятле.

Ученик: У дятла очень длинный язык, сантиметров 10-15. Кроме того, язык липкий, с твёрдыми зазубринками. Им дятел и достаёт насекомых, они все приклеиваются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.

Учитель: Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу? Если могут, то, какие условия для этого необходимы?

Идёт работа в группах. Выслушиваются мнения детей. В ходе обсуждения дети приходят к общему мнению, что необходимые условия: тепло и корм.

Учитель: Единственная птица, которая выводит птенцов в зимние холода, это – клёст.

Учитель показывает рисунок с изображением клеста.

Обычно в конце зимы клесты строят на ели или сосне глубокое теплое гнездо. Строят его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта крыша защищает птенцов от снега.

Возникает вопрос: чем же клесты выкармливают своих птенцов?

Подготовленный ученик даёт информацию о клестах.

Ученик: У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клёст на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки – и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семечками и кормится всю зиму. Ими же и птенцов своих выкармливает.

Учитель: Ребята, что-то холодно стало в лесу. Давайте согреемся.

Физминутка “Танец маленьких утят”.

3. Закрепление изученного материала.

Закрепление изученного материала проводится по загадкам о птицах.

Дети загадывают подготовленные загадки, отгадки соотносят с рисунками и соответствующими карточками, на которых записаны названия птиц.

Далее учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу по индивидуальным листам экспресс-опроса (соединить линиями соответствующие части левого и правого столбиков)

Лист экспресс-опроса Фамилия уч-ся __________
птица – лесной доктор снегирь
птица – акробат синица
птица, выводящая птенцов зимой поползень
птица, прилетающая с наступлением холодов дятел
птица, “одетая” в жёлтый жилет клёст

Оценка: _______

Учитель: Ребята, посмотрите на птиц (на партах у детей лежат фигурки птиц), они совсем замёрзли. Давайте своим теплом согреем их.

Дети определяют фигурка какой птицы досталась им и раскрашивают её.

Учитель включает аудиозапись с голосами птиц, по мере того, как дети справляются с заданием, запись усиливается, становится громче. В то время, пока дети раскрашивают, учитель на кормушку прикрепляет фигурки птиц, о которых шла речь на уроке.

Учитель: Ребята, посмотрите: как много птиц прилетело на нашу кормушку. (Заглядывает в кормушку.) Ой, а кормушка у нас пуста! Давайте её наполним. Что мы можем положить в кормушку?

Дети: Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…

Дети перечисляют, чем можно подкормить птиц зимой.

4. Итог урока. Обобщение. Поощрение детей за работу на уроке.

Учитель: Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет зимой.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение “Покормите птиц зимой”.

Ученик: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Учитель: А какие ещё советы могли дать друг другу птицы и люди?

Дети: Птицы людям: чистите наши кормушки от снега, не распугивайте птиц возле кормушек, не забывайте подкладывать корм.

Люди птицам: прилетайте ближе к жилью человека, не бойтесь людей, мы вас не обидим.

Учитель: Молодцы ребята! Мне было приятно и интересно с вами работать на уроке. А теперь прочитайте слова благодарности, которые написали вам птицы на снегу.

На картине на снегу открывается слово “Спасибо!”, написанное буквами в виде птичьих следов.

5. Задание на дом.

- Не забывать подкармливать птиц.

- Наблюдать за поведением птиц. На следующем уроке расскажите о своих наблюдениях.

- С.16-17 прочитать.