Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию со дня рождения В.В. Высоцкого. Тема: "Такую жизнь нельзя назвать короткой…"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • Познакомить с личностью поэта – показать его яркую индивидуальность, особенность мотивов его поэзии.
  • Помочь учащимся понять отношение Высоцкого к происходящему в России.
  • Вызвать, желание обсудить услышанное.
  • Подготовить к самостоятельной работе над рефератом, презентацией.

Задачи урока:

  • Развивать ассоциативное мышление и творческое воображение, используя различные виды искусства: литературу, музыку.
  • Воспитывать уважение к нравственной стойкости поэта – гражданина.
  • Через творчество Высоцкого воспитывать любовь к Родине.


Методические приёмы: литературно-музыкальная композиция.

Оформление урока: портрет Высоцкого, кассеты, аудиозаписи концертов, отрывки из кинофильмов, сборники стихов Высоцкого.

Эпиграф:

Только вот ведь в чём беда:
Перекрасить можно рожу,
Ну а душу – никогда.
И. Тальков

Опережающее задание: распределены роли: ведущих, чтецов, подготовка аудиовидеозаписи.

1-й ведущий:

Владимир Высоцкий Сегодня не найти человека, который бы не знал этого имени. Актер, бард, поэт, композитор, Человек.
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В роддом его маму провожала шумная компания – муж, соседи, подруги. Выходя из квартиры, загадали: если, согласно старинной примете, первым на пути встретится мужчина – родится мальчик, женщина – девочка. На лестнице они встретили соседку, возвращавшуюся с ночной смены. Будущий отец очень хотел сына, поэтому расстроился и раздраженно сказал: “Я в приметы не верю!” – и пообещал жене за сына наручные часы – по тем временам царский подарок.

Когда Семен Владимирович пришел в роддом, на вопрос, как там Высоцкая, ему ответили: “Покупайте часы!” Но часы своей жене он так и не купил: семья Высоцких жила бедно.

2-й ведущий: Первые годы жизни Володи прошли в многоквартирной коммуналке на Первой Мещанской. “Детские впечатления самые сильные,– вспоминал позже поэт в одном из своих выступлений.– Я помню с двух лет все события”. Позже о доме и обстановке тех лет в квартире на Первой Мещанской он написал “Балладу о детстве”. В этой песне-стихе и реальность, и ирония, и злость от сознания нищеты, бедности близких людей.

Чтец:

Все жили вровень, скромно так,
Система коридорная,
На тридцать восемь комнаток
Всего одна уборная.
Здесь зуб на зуб не попадал,
Не грела телогреечка,
Здесь я доподлинно узнал,
Почём она, копеечка.

3-й ведущий: Родители Володи хотели, чтобы он стал “нормальным советским инженером”, и он поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Проучился в институте недолго: до первой сессии, а в новогоднюю ночь 1956 вылил на ватман флакончик туши и сказал: “Это не мое!”.

1-й ведущий: “Своим” Володя считал театр. Он с первого захода поступил в Школу-студию МХАТ и закончил ее в числе нескольких лучших учеников.

2-й ведущий: Как бард Владимир Семенович впервые вышел на сцену в 1958 году. Это было в знаменитом студенческом клубе МГУ, и выступление Высоцкого имело большой успех. Вот только спеть все приготовленные для концерта песни ему тогда не удалось – в зрительном зале находился кандидат в члены Политбюро, который потребовал прекратить песни “хриповатого артиста”.

3-й ведущий: Из автобиографии Высоцкого: “Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга – своих близких друзей – и так оно и будет всю жизнь. Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке, Мы собирались вечерами. Можно было сказать полфразы, и мы понимали друг друга в одну секунду – вот такая была притирка”.

Звучит Песня “Большой Каретный”. Презентация

1-й ведущий: Гитара у Владимира Семеновича появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом услышал пение Окуджавы. Его песни произвели на Высоцкого удивительное впечатление, поразило воздействие стихов Окуджавы, которые он читал под гитару. Высоцкий стал писать песни в этом стиле. В подражание Булату Окуджаве он пишет “Притчу о Правде”:

Чтец: “Притча о правде”.

2-й ведущий: Конечно, гитара только обостряет эмоции, актерское мастерство всего лишь проявляет, углубляет суть, но в целом – стихи, гитара, интонация – это жанр, в котором Высокий совершенствовался изо дня в день.

Первые песни – это дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни, еще их почему-то называют блатными. В каждой из этих песен – извечное стремление человека к свободе, к любви, к друзьям, к близким людям, к любимой женщине.

3-й ведущий: Первая жена Высоцкого – однокурсница Иза Жукова. Свадьба была на Большом Каретном, в той самой коммунальной квартире. Но семейная жизнь у них не получилась. Они часто ссорились. А после того, как Володя встретил и полюбил молодую актрису Людмилу Абрамову, их брак распался. Людмила Абрамова стала женой Высоцкого и матерью двух его сыновей.

Чтец: “День-деньской я с тобой, за тобой…”

День-деньской я с тобой, за тобой,
Будто только одна забота.
Будто выследил главное что-то –
То, что снимет тоску как рукой.

Это глупо – ведь кто я такой!
Ждать меня – никакого резона,
Тебе нужен другой и – покой,
А со мной – неспокойно, бессонно.

Сколько лет ходу нет – в чем секрет!
Может, я невезучий! – не знаю!
Как бродяга гуляю по маю, –
И прохода мен нет от примет.

Может быть, наложили запрет!
Я на каждом шагу спотыкаюсь.
Видно, сколько шагов – столько бед.
Вот узнаю, в чем дело, – покаюсь.

1-й ведущий: Начало шестидесятых – трудный период в жизни Высоцкого. В это время у него разрыв с Л. Абрамовой. Безденежье, цепь бесконечных унижений. Ему запрещали выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни пели другие певцы. Появляются первые нервные срывы, он много пьет. В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Брежневу, в котором прямо ставит вопросы о своем неопределенном положении, о бездуховности современного искусства, Но это был глас вопиющего в пустыне.

2-й ведущий: Знаменательным стал для актера 1967 год, когда он выпустил пластинку со своими песнями. В этом же году Высоцкий знакомится с Мариной Влади.

Звучит песня: “Мне каждый вечер зажигают свечи”.

3-й ведущий: 10 лет у Марины и Владимира был ангел-хранитель – телефонистка Люся. Она помогала общаться во время вынужденных разлук и непредсказуемых сор. Часами Владимир Семенович ожидал на почте, пока его соединят с Парижем. Писал стихи и читал их по телефону.

Чтец: “Нет рядом никого…”

Звучит песня “07”. Презентация

1-й ведущий: 12 лет, которые они проживут вместе, станут годами отчаянной борьбы: для Высоцкого – за признание и творческую свободу, для Влади – за его жизнь и здоровье. Долгое время актер был, как ангелом, храним этой талантливой женщиной. Высоцкий в полной мере испытал чувство любви, об этом свидетельствует его стихотворение “Баллада о любви”:

Чтец: “Баллада о любви”.

2-й ведущий: Многие стихи Высоцкого написаны под сильным впечатлением от увиденного. Так, увидев по телевизору документальный фильм об охоте на волков с вертолета, Владимир Семенович не мог прийти в себя. Ему долго мерещились обезумевшие животные, которые старались зарыться в снег. Так пишется “Охота на волков” – из-за текста которой на Таганке запретили спектакль “Берегите ваши лица” Эти строки написаны по следам травли, устроенной Высоцкому в советской печати.

Звучит песня “Охота на волков” (песня 1968 г.). Видеофрагмент можно получить у автора статьи.

3-й ведущий: Еще одна грань творчества Высоцкого – спортивные песни. Владимир Семенович любил поставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести. Он говорил: “Интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем писать просто так”, И он находил таких людей, В зависимости от степени риска и сложившейся ситуации он пел о них с восхищением или добродушной улыбкой” – как в песне “Утренняя гимнастика”.

Звучит песня “Утренняя гимнастика”.

1-й ведущий: У Высоцкого есть стихи и песни, которые чем-то похожи на роли. Песни зачастую остроумно-ироничны, но ирония направлена на злободневную тематику: пьянство, хамство. В стихах и песнях комического жанра Высоцкий с лёгкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости, гротескных “зарисовок с натуры”.

Сценка “Разговор у телевизора”.

2-й ведущий: Доброй шуткой, злой сатирой и в любом случае – нетерпимостью, но с доброжелательством, он боролся с карьеризмом, бюрократизмом, мещанством, а к пьянству относился как к бедствию нашей страны, тем более что испытал это горе на себе.

Звучит Песня “Я не люблю”.

3-й ведущий: А еще он пел про людей мужественных, настойчивых и целеустремленных. Он присутствовал при гибели известного альпиниста Живлюка. Под впечатлением написана песня “Здесь вам не равнина” – давайте послушаем.

Звучит Песня “Здесь вам не равнина”.

2-й ведущий: Много песен посвятил Высоцкий теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о тех, кому плохо. Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества. Он писал о том, как не хотелось умирать солдатам, что им было и страшно, и горько терять жизнь, что любой герой, прежде всего человек. Но всё же долг перед Родиной оказывался выше страха смерти.

Звучит песня: “Мне этот бой не забыть нипочем…”

3-й ведущий: Много героев было на войне, но ещё неизмеримо больше было солдат, о подвиге которых никто не узнает, а их родным пришло обнадёживающее – “без вести пропал”. Памятью о павших, чувством глубокой скорби пропитана песня “Братские могилы”.

Звучит Песня “Братские могилы”. Презентация

1-й ведущий: Даже удивительно, что поэта, способного выразить такие глубокие патриотические чувства, советская власть считала своим врагом и распространяла о нем всячески сплетни с целью принизить его образ в глазах слушателей и почитателей. Так, в 70-е годы спецслужбами была распущена сплетня о том, что Владимир Семенович Высоцкий уехал из страны и остался жить на Западе. Это, конечно, было для него очень легко осуществить, поскольку его супруга была гражданкой Франции. Но сам поэт не представлял себе жизни вне Родины. И он написал стихотворение, чтобы ответить клеветникам и одновременно успокоить поклонников.

Чтец: И, словно мухи, тут и там…

2-й ведущий: Очень трепетно относился Высоцкий к ролям в театре. Мечтал сыграть Гамлета. Но к этой роли он придет не скоро – только в 80-х годы. И каждый раз он играл эту роль как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи. 27 июля 1980 года он тоже должен был играть Гамлета. Спектакль был отменен. За пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый сохранил свой как священную реликвию. Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шел никогда.

Чтец:

Я – Гамлет.
Я убийство презирал,
Я наплевал на датскую корону,
Но в их глазах – за трон я глотку рвал
И убивал соперников по трону!
Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо,
А мы всё ищем каверзный ответ
И не находим нужного вопроса…

3-й ведущий: Высоцкий снимается в целом ряде фильмов. Кинематографисты, ухитряющиеся обходить запреты чиновников на Высоцкого, снимают его в фильмах “Единственная”, “Как царь Петр Арапа женил”, “Бегство мистера Мак-Кинли”, “Маленькие трагедии” и в знаменитом телесериале “Место встречи изменить нельзя” Ролью Жеглова путь Высоцкого в кино закончился.

Кадры из фильма.

1-й ведущий: За две недели до смерти Высоцкий посвящает стихи Марине Влади. Это его последние строки.

Чтец: “И снизу лед, и сверху – маюсь между…”

2-й ведущий: 28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в “Вечерке” отметили уход…

3-й ведущий: И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день – оберегая от палящего солнца цветы. Жарким июлем его хоронила Москва, из распахнутых окон гремели его песни. Эти строки каждый знал наизусть. Но, ни одна из них не была напечатана при жизни Высоцкого.

1-й ведущий: Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы В. Высоцкого, и тут же был уволен. После смерти Владимира Семёновича Марина Влади зашла в его кабинет и ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Она уложила их в чемодан и спрятала у друзей. Через год, в 1981, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов под названием “Нерв”.

2-й ведущий: В предисловии к этому сборнику Роберт Рождественский писал: “Когда некоторые “весьма специфические” зарубежные доброхоты пробовали его на “излом”. Высоцкий, оставаясь самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду не давал никому”.

3-й ведущий: Высоцкий остро понимал, что место его в России, только в России. Потому что мучившая его боль, не могла быть до конца понята ни в какой иной земле. Всего им написано около 450 песен, многие из которых записаны на грампластинках, звучали в кинофильмах и спектаклях, по радио и телевидению.

1-й ведущий: Кем же он всё-таки был – Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Поэтом? Певцом? Актёром? Трудно сказать. Он был личностью. И этот факт в доказательствах уже не нуждается. Высоцкий продолжает свою жизнь. Лучшие песни Высоцкого – для жизни. Они друзья людей. В песнях есть всё, что может поддержать тебя в трудную минуту – есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой.

2-й ведущий: А ещё в них есть память… Когда– то он написал: “Но кажется мне, не уйдём мы с гитарой на заслуженный и нежеланный покой”.

Чтец: “Последний приют”.

Домашнее задание. Подготовка рефератов , презентаций по творчеству поэтов-бардов.