Урок окружающего мира по теме "Домашние животные". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема урока:  Домашние животные

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока

Тип урока: урок  открытия новых знаний.

Задачи урока:

Предметный результат:
– показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека, углубить и расширить знания о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам, познакомить обучающихся с  историей  одомашнивания животных.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
– создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия :
– понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, в паре

Ресурсы: Учебник «Окружающий мир»  Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова, рабочая тетрадь №2 к учебнику

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент Настрой на работу. Подготовка класса к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

– Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и интересное. Тихо сели. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний. Организовать фронтальную работу по вопросам.
Включить учащихся в обсуждение информации прошлого урока и учебного материала.
Работать с информацией, полученной на прошлых уроках  и из учебника.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
– Вспомним материал  прошлого урока.
– На какие группы можно разделить всех животных?
– Назовите признаки каждой группы животных?
  • Признаки зверей? (Шерсть)
  • Признаки птиц? (Перья)
  • Признаки рыб? (Чешуя)
  • Признаки земноводных? (Могут жить на земле и под водой)
  • Признаки пресмыкающихся? (Тонкая кожа, роговые чешуйки)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения
3. Постановка учебной задачи Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.
Подготовить учеников для дальнейшего усвоения учебного материала.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Активизировать мыслительную деятельность по поиску ответа на поставленную проблему.

– Посмотрите на доску. Кто изображен на этих  иллюстрациях? (Звери и птицы)
– Давайте попробуем их разделить. (Два ученика  у доски распределяют животных в две группы.)
– Смотрим, правильно ли  разделили этих животных. Как вы думаете, ребята? (Они разделили правильно.)
– А по какому признаку они их делили? (На диких и домашних животных.)
– Итак, ребята, сегодня мы будем говорить о домашних животных.
– Откуда у человека появились животные? (Предположения учеников)
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  выдвижение гипотез и их обоснование
Предметные: подготовительная работа для усвоения следующего материала
4. Изучение нового материала Установить осознанность восприятия. Работать с информацией. 1. История одомашнивания животных

– Итак, в глубокой древности человек действительно приносил к своему жилищу пойманных зверей и птиц, кормил их, заботился о них и так постепенно некоторые виды животных стали домашними, но не все виды животных способны уживаться с человеком. Разные народы пытались приучить множество самых неожиданных животных. Они приручали и антилопу, и журавля, крокодилов, питонов, страусов, но чтобы приручить и научить есть, жить рядом с человеком ещё не значит одомашнить. Вот по-настоящему домашних животных приблизительно 25 видов. Эти животные должны ещё научиться приносить потомство, живя рядом с человеком.  Для более подробного знакомства с домашними животными я вам приготовила несколько слайдов. Мы их сейчас посмотрим с вами. Но чтобы узнать, о каких животных будет идти речь, вам придётся отгадать загадки (на ответ каждой загадки показывается слайд с изображением отгаданного животного.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Первичное обобщение. Ставить  цели, формулировать (уточнять) тему урока. 2. Показ слайдов с загадками и изображением животных.

 Дается определение «домашние животные».

Организовать  учащихся на исследование проблемной ситуации. Рассуждать. 3. Беседа о предках домашних животных.

На доске – карточки с названиями современных домашних животных, которые надо соотнести с их предками (корова – тур, свинья – кабан, лошадь – тарпан, коза –  безоаровый козёл, баран – архар, овца – муфлон, собака – волк, кошка – дикая кошка).

Организовать  работу в паре.
Организовать работу по учебнику и в тетради.
  4. Работа по учебнику с.90

– Каких ещё домашних животных вы знаете? (Гусь, индюк, курица, осел и т.д.)

  Предлагать  разные варианты ответов.
Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.
5. Работа в рабочей тетради с. 26 (в паре)

– Отметьте красной точкой домашних животных. Кто на рисунке лишний?(лиса, ворона, лягушка). Почему?

    6. Беседа о значении домашних животных в жизни человека. Работа по учебнику с. 91.

– Чем полезны домашние животные человеку? (Дают яйца, мясо, молоко, шерсть, средство передвижения и т.д.)

    7. Беседа о необходимости заботы о домашних животных человеком. Работа по учебнику с.92

– Как человек заботится о домашних животных? ( заготавливает корм, кормит, лечит, ухаживает)

5. Закрепление изученного. Проконтролировать результат изучения темы с целью обнаружения отклонений и отличий  от эталона Осознавать, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

1) – Ребята, для закрепления давайте выполним упражнение в рабочей тетради  на с 27.
– Какие домашние животные изображены?
– Обведите любое животное цветным карандашом.

2) – Вот мы сегодня говорили о домашних животных. Скажите, все ли животные, живущие в доме человека, домашние?

– Отгадайте загадки:

Если в доме заведется
До продуктов доберётся
Сахар, сыр и корку –
Всё утащит в норку. (Мышь)

Рыж, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома не любят
И на базаре не купят. (Таракан)

Птичка в клеточке сидит
И с тобою говорит
Ей секрет не доверяй
Разболтает ... (попугай)

– Являются ли они домашними животными? (Мнение детей разделилось.)
– Докажите свою точку зрения. (Они не являются домашними животными, потому что человек их не любит, они наносят вред людям.)
– К какой группе относится попугай? (Декоративная птица)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,
формулировать своё мнение.
6. Итог урока. Рефлексия деятельности Оценить уровень усвоения нового материала, степень его качества Дать самооценку о достижении цели урока – А теперь назовите несколько домашних животных? (Кошка, корова, петух…)
– Какие признаки домашних животных? (Домашние живут рядом с человеком, человек устраивает им жилье и дает им пищу.)
– Что человек получает от домашних животных? (Продукты питания, шерсть, лекарство, они охраняют его жилье, являются транспортным средством.)
– Как человек должен заботиться о домашних животных? (Ухаживать, кормить, купать, лечить…)
– Что нового узнали?
– Что было особенно интересно?
Личностные: смыслообразование; нравственно-этическое осмысливание