Коррекционное занятие по работе с несовершеннолетними правонарушителями "Путь к себе, или Кто такой я сам?"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: самопознание, самоисследование, самосовершенствование, познание своего не выявленного потенциала.

Время: 2 академических часа.

Материалы: бейджи, планшетки, листы бумаги формата А4, ручки, цветные карандаши, бланки с заданиями, магнитофон, мяч, карточки из плотной бумаги, ватман.

1. Упражнение-приветствие “Знакомство”.

Цель: знакомство участников группы, создание положительной мотивации к предстоящему занятию.

Время: 10 минут.

Материал: бейджи по количеству участников группы, цветные карандаши, листы бумаги.

Техника проведения: подростки оформляют по своему желанию визитки-карточки (бейджи).

Инструкция: “Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы написать свое имя на бейдже. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, каждый по очереди одевает бейдж и говорит свое имя, группа повторяет за ним его имя. После чего мы все дружно возьмемся за руки и хором поприветствуем друг друга”.

Анализ:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Какое у вас настроение?
  • Всех устраивает то, как оформлена его визитка?
  • Можем ли мы приступить к работе?

2. Упражнение “Мои пожелания”.

Цель: развитие эмпатии, групповой сплоченности, снятие барьеров общения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники группы высказывают пожелания друг другу на предстоящее занятие.

Материалы: мяч.

Инструкция: “Сегодняшнее занятие начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Следим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кругу, и тогда ваше приветствие будет относиться к соседу”.

Анализ:

  • Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание?
  • Какие состояния появлялись у вас, когда к вам обращались с пожеланиями на день?
  • Какие трудности возникли у вас во время выполнения задания?

3. Упражнение “Правила нашей группы”.

Цель: фиксация правил группы как основы работы в тренинге.

Время: 15 минут.

Техника проведения: обсуждение и принятие основных правил группы. Все правила записываются на большом листе ватмана. Участникам дается право добавить новые. Важно или принять правила, или отвергнуть, или найти компромисс. Каждый делает свой выбор.

Материалы: маркер, лист ватмана.

Инструкция: “Правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Затем мы их запишем на большом листе ватмана и повесим на стене. В ходе нашей работы мы будем их придерживаться.

Примерные правила:

1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.

2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.

3. Наша первая цель – установить позитивные контакты друг с другом.

4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.

5. Мы должны прислушиваться к другим.

6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все”.

Анализ:

  • В какой степени предложенные правила ясны участникам?
  • Какие из правил оказались полезными, а какие обременительными?
  • Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться выбранными?

4. Упражнение-релаксация “Путешествие к центру своего Я”.

Цель: снятие мышечного напряжения, успокоение, настрой на работу.

Время: 20 минут.

Техника проведения: участники занимают удобное положение, сидя на стуле.

Инструкция: “Спокойно сядьте на стуле и представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень, очень спокойна и счастлива. Она не затронута всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире, чувствуя свою силу и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы захотите, ее можно представить в виде образа. Может быть, вы представите язычок пламени; может быть, – драгоценный камень или потаенное озеро, спокойное, с гладкой, без малейшей зыби поверхностью. Преисполненная глубокой умиротворенностью и радостью, спокойствием и силой, эта частица вашего Я находится в полной безопасности. Она там – глубоко в вас... Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или это озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, – это вы сами. Представьте, что этот потаенный центр всегда пребывает в вас, оставаясь таким же спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам ни пришлось бы пройти, и что, если вы захотите, вы можете в любой момент припоминать, что эта частица там. И много раз за день вы можете вспомнить об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворенности, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать больше спокойствия и расслабленности и одновременно больше уверенности и силы в жизни”.

Анализ:

  • Вы справились с заданием?
  • Какие образы вы представляли?

5. Тест “Кто Я?”. Тест двадцати высказываний М. Куна (в модификации Т.В. Румянцевой).

Цель: изучение содержательных характеристик идентичности личности.

Время: 25 минут.

Материалы: листы бумаги, ручки по количеству участников.

Техника проведения: участникам группы предлагается подумать и ответить на вопрос: “Кто Я?”. Свои ответы они записывают на листах бумаги. Затем идет обсуждение.

Инструкция: “В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: “Кто Я?”. Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов”.

Когда подростки закончат отвечать, их просят произвести первый этап обработки результатов – количественный:

“Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

  • “+” – знак “плюс” ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
  • “-” - знак “минус”- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:

  • сколько всего получилось ответов,
  • сколько ответов каждого знака”.

Анализ:

Теперь внимательно прочитайте свои ответы. Обратите внимание, как часто и в какой последовательности вы называете те или иные качества. Проанализируйте сначала, есть ли общечеловеческие характеристики – то, что свойственно всем людям, то есть осознайте себя “гражданином человечества”, обладающим “общечеловеческими ценностями” (человек и т.п.) Затем выделите те характеристики, которые описывают ваше социальное Я. Это описание себя в терминах своей общественной роли (статусно­ролевые: учитель, мать, дочь, коллекционер и т.д.). В заключение выделите из вашего списка индивидуальные характеристики, которые присущи вам и только вам.

Как анализировать самооценку идентичности?

  • Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым (“+” к “-”) составляет 65-80% на 35-20%.
  • Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым (“+” к “-”) составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа “+” и “-”).
  • Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым (“-” к “+”) составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа “+” и “-”).
  • Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым (“+” к “-”) составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

6. Упражнение-игра “Никто не знает”.

Цель: активация процесса самопознания.

Время: 10 минут.

Материал: мяч.

Техника проведения: участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч, который затем подростки перекидывают друг другу. Тот, у кого в руках оказывается мяч, продолжает фразу: “Никто не знает, что я (у меня)...”. Мяч должен побывать у каждого несколько раз.

Инструкция: “Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу “Никто из вас не знает, что я (или у меня)...” Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

Анализ:

  • Трудно ли было выполнять данное упражнение?
  • Смогли ли вы быть откровенными?

7. Упражнение “Скульптура”.

Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.

Время: 15 минут.

Техника проведения: группа делится на две части. Одна должна “вылепить” скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура “лепится” из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, “создают” мимику. Каждая подгруппа выбирает “экскурсовода”, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. “Экскурсанты” (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Инструкция: “Сейчас мы с вами разделимся на две команды. Одна должна “вылепить” скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. “Лепить” фигуру вы будете из одного из участников своей команды, которому остальные придадут необходимую позу, “создадут” мимику. Каждая подгруппа выберет “экскурсовода”, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. “Экскурсанты” (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы”.

Анализ:

  • Как чувствуют себя “фигуры”?
  • С какими трудностями столкнулись каждые из членов подгрупп?
  • Хотел бы кто-то из участников побывать на месте “фигуры”? Почему?

8. Упражнение “Принятие себя”.

Цель: осознание собственных достоинств и недостатков.

Время: 15 минут.

Техника проведения: на разделенном по полам листе бумаги подросток записывает в правую колонку свои достоинства, в левую свои недостатки.

Материал: лист ватмана, ручка.

Инструкция: “Давай поработаем с некоторыми нашими личными качествами недостатками и достоинствами, теми, которые ты хорошо знал еще до начала занятий, и теми, что, возможно, сумел осознать в процессе нашей работы сегодня.

Для этого разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку “Мои недостатки”, предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя, заполняя левую часть таблицы, недостатки есть у всех, и в этом нет ничего страшного. После этого напротив каждого недостатка, о котором вы вспомнили и который внесли в список, напишите одно из своих достоинств, т.е. то, что можно противопоставить недостатку, что есть у вас в данный момент и что принимают в вас окружающие люди. Запишите их в колонке “Мои достоинства”. На второй этап работы вам так же отводится 5 минут”.

Анализ:

  • Какие качества было труднее отразить?
  • Какой недостаток “не нашел своего достоинства”? Почему, как ты думаешь?
  • Что ты чувствовал, когда писал свои недостатки и достоинства?
  • Что было тяжелее отразить?

9. Упражнение “Руки на плече”.

Цель: оказание поддержки участникам группы.

Время: 10 минут.

Техника проведения: образуются два круга, участники внутреннего сидят, а внешнего стоят за их спинами, положив руки на плечи. Внешний круг двигается по сигналу ведущего. Задача участников внешнего круга тихо и искренне, на ушко, говорить комплименты людям, сидящим во внутреннем кругу. Внутренний круг сидит с закрытыми глазами и не комментирует. При переходе от человека к человеку руки переставляются таким образом, чтобы ни один из сидящих во внутреннем круге не оставался на секунду без руки на плече. Потом внешний и внутренний круги меняются ролями.

Инструкция: “Сейчас мы с вами образуем два круга. Участники внутреннего будут сидеть на стульях, а внешнего стоять за их спинами, положив руки на плечи. Внешний круг должен двигаться по сигналу ведущего. Задача участников внешнего круга тихо и искренне, на ушко, говорить комплименты людям, сидящим во внутреннем круге. Внутренний круг сидит с закрытыми глазами и не комментирует. При переходе от человека к человеку руки переставляются таким образом, чтобы ни один из сидящих во внутреннем круге не оставался на секунду без руки на плече. Потом внешний и внутренний круги меняются ролями”.

Анализ:

Опрос по кругу, кто и что чувствовал.

10. Упражнение “Мои ресурсы”.

Цель: определение поведенческого репертуара самодостаточного, активного, социально смелого человека.

Время: 15 минут.

Материал: карточки с позитивными утверждениями.

Техника проведения: подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями. Ребята отмечают те утверждения, которые им подходят.

Инструкция: “Сейчас мы поработаем с вашими ресурсами. Я раздам вам карточки, на которых написаны утверждения. Отметьте те утверждения, которые вам подходят:

  • “Я всегда думаю, что одно маленькое усилие — и будет результат”.
  • “Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо”.
  • “Я могу, когда говорю себе, что я могу”.
  • “Я могу измениться так, как считаю нужным”.
  • “Я могу ответить так, как считаю нужным”.
  • “Я имею право вслух говорить о своем мнении”.
  • “Мое мнение может отличаться от остальных”.
  • “Мое мнение интересно и важно для окружающих”.
  • “Я достаточно умен, чтобы быть успешным”.
  • “Меня все замечают даже, если я специально не привлекаю к себе внимания”.

Анализ:

Желающие зачитывают те утверждения, которые они для себя выбрали и подчеркнули.

11. Упражнение-визуализация “Я в будущем”.

Цель: самовыражение, развитие позитивного мышления, определение перспективных жизненных целей, принятие себя.

Время: 30 минут.

Материалы: магнитофон, запись с тихой легкой, спокойной музыкой.

Техника проведения: каждый участник рисует себя в будущем.

Инструкция: “Сейчас мы с вами будем рисовать свой портрет так, как вы видите себя в будущем. Но рисовать мы будем не на листах бумаги, а в своем воображении. Чтобы сделать это в своем воображении, вовсе не надо быть художником. Устройтесь поудобнее, расслабьтесь. Дышите ровно, глубоко, медленно... Когда вы почувствуете, что ваше тело полностью расслабилось, напряжение исчезло, – сконцентрируйтесь. Представьте себе кисть, карандаш, мелки, фломастеры, – что вам больше нравится. Начните мысленно рисовать свой портрет. Сначала нарисуйте тело: овал (это голова), очертания туловища, руки, ноги...“Рисуя”, повторяйте: “Я хочу стать счастливым, любимым и спокойным. И я стану таким”. Теперь проясните возникший у вас смутный образ, нанесите детали. Придайте волосам цвет и форму, которые вам нравятся. Сила вашего “Я” в ваших глазах. Нарисуйте их яркими, искрящимися и блестящими. При этом повторите: “Я хочу стать счастливым, любимым, спокойным. И я стану таким”. Повторяйте это до тех пор, пока глаза на рисунке не начнут отражать радость и спокойствие. Оденьте себя так, как вам нравится. Не забудьте при этом тщательно прорисовать руки. Ведь руки – это то, чем вы творите в этой жизни. Нарисуйте их сильными и крепкими, и при этом пусть они будут достаточно гибкими и нежными, чтобы творить прекрасное. Создавая свой портрет, отразите в нем те лучшие качества, которыми вы обладаете. При этом повторяйте: “Я уникален. Я рад, что живу. Я благодарен судьбе за то, что я есть”. Представьте себя таким, каким хотите себя видеть. Теперь окиньте взглядом свой портрет. Скажите себе: “Это мой портрет. Такой я на самом деле”. Добавьте последние штрихи, доведите образ до совершенства, сделайте его похожим на вас. Скажите себе: “Да, это действительно я. Прекрасный, совершенный, любящий человек, обладающий огромной силой”. Вы можете добавить и другие хорошие слова. И, наконец, скажите: “Всё сказанное и представленное – правда обо мне. И я закладываю это в свой мозг”. Ваш мозг – ваш верный слуга и хороший друг – на что вы его направите, то он выполнит. А теперь последний штрих. Представьте себе мощный поток света, который льется на вас. Вы видите, как этот свет озаряет глаза, лицо, всего вас. Вы открываете глаза и просветленный, полный внутренних сил, с мыслями, приведенными в порядок, вдохновенный, может продолжать свою жизнь”.

Анализ:

Идет обсуждение по кругу того, что получилось, с какими трудностями пришлось столкнуться.

12. Упражнение “Изменения”

Цель: подведение итогов тренинга, взаимный контроль участников, повышение вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Время: 10 минут.

Материалы: карточки из плотной бумаги размером с визитку, карандаши.

Техника проведения: все участники тренинга получают по карточке. Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон. Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.

Инструкция: “На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых – облегчить нашу жизнь. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет для себя в ближайшее время после тренинга”.

13. Упражнение “Какой был тренинг”.

Цель: завершение тренинга в живой, активной, запоминающейся манере.

Время: 10 минут.

Материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.

Техника проведения: все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д. После чего они зачитывают полученный список прилагательных.

Инструкция: “Давайте вспомним то, что происходило на тренинге, соединим в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Для этого разделимся на мини-группы по 3 человека. Каждая группа на бумаге за 5 минут должна написать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д. После чего представитель каждой мини-группы зачитает полученный список”.

14. Упражнение “Спасибо!” (завершающий ритуал).

Цель: задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО!

Инструкция: “Давайте все встанем вкруг. Пусть каждый из вас мысленно положит на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, мы все одновременно сильно захлопаем в ладоши и прокричим – СПАСИБО!”.