Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: "Состав слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Систематизировать и обобщить знания об основных частях слова.
  2. Закрепить знание основных правил правописания приставок и суффиксов.
  3. Способствовать развитию умений речевой деятельности.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Прививать интерес к родному языку.
  6. Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. (Под песню В. Леонтьева выходят 2 ученика – скомороха.)

Добрый день, гости званные, желанные!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите вы сюда!
Эй, не стойте у дверей!
Заходите к нам скорей!

Всем, кто приходит, всем, кто есть,
Объявляем важную весть:
Приехали к нам купцы заморские
Из далекой сторонушки
Части слова продавать!

– Ребята, что такое ярмарка? (Ответы детей.)
– Узнаем толкование слова “ярмарка” в толковом словаре.

Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями. (Читаю текст.)

– Наша ярмарка необычная. Это ярмарка частей слова. Какие части слова вы знаете? (Дети перечисляют.)
– Давайте проверим, как вы умеете разбирать слова по составу. Поможем пчелке. (Упражнения с диска “Помоги пчелке”.)
– Молодцы! Проводим мы “ярмарку” с вами накануне праздника. Отгадайте какого:

Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.

II. Чистописание.

1) – Отправляемся в лавку окончаний. Нас встречает купец.

И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно,
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!

– Что называется окончанием?
– Для чего служит окончание?

Маслениц. провожаем, свет. солнц. ожидаем. (Документ – камера.)

– Перед вами пословица. Прочитайте ее. Что-то не понятно. Что нужно сделать, чтобы понять смысл?
– Правильно, добавить окончания. Давайте попробуем еще раз.

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

– Запишите пословицу в тетрадь. Выделите окончания.

III. Основная часть урока.

Орфографическая минутка.

2) Отправляемся к следующей лавке – лавке корня.

– Что называется корнем?
– Но в лавке корня произошла беда.

Беда!
Провалились в колодец слова!
Их достать – нелегкое задание:
Надо знать тех слов правописание!

На доске заранее записаны слова:

Сн.жок

х.лодный

з.мовать

дв.рей

ск.рей

бл.ны

– Какую же орфограмму нужно знать? Как проверить безударную гласную?

Дети выходят к доске и пишут проверочные слова. Выделяют корни.

– А если в словах есть гласные, которые нельзя проверить, как быть? Как называются эти слова?

Работа со словарем. (Использую компьютер и упражнение с диска “Впиши слова”.)

3) – Отправляемся в лавку приставок.

Лавка Приставок встретить вас рада.
Дамы Приставки здесь посмотри:
Пишутся слитно с корнем они.

В корне смысл, но не весь.
Главный, но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.

– Что такое приставка? Как пишутся приставки со словами?

Игра “Приставка или нет”.

– Обсудите в парах. Выпишите только те слова, в которых есть приставка.

Списать, улететь, запеть, читать, написать, прочитать, лететь, петь. (Документ – камера.)

Проверка. (Дети, выполнившие задание, поднимают руки в замочке.)

4) Физическая пауза “Мишка”.

5) – Отправляемся к следующей лавке– лавке суффиксов. Нас здесь встречает купец.

Рад и я вам помочь,
После корня встать не прочь,
Ну и что ж, что после корня,
Всё равно я всех проворней!

– Что называется суффиксом?
– Отгадайте загадку:

Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывет в горячую страну
Там делать в дырочках луну.
(Блины.)

– Образуйте родственные слова от слова блин, добавив суффиксы.

Запишите и выделите суффиксы. (Записывают на доске и в тетрадях.)

Блинчик, блинок, блиночек, блинец, блинище.

IV. А сейчас “Проверочная работа”. (ИКТ)

V. Рефлексия урока.

– Был ли интересен наш урок?
– Что повторили?

Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Литература

  1. Программа “Перспектива”, авторы учебника Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.