Формирование пространственных представлений у младших дошкольников с задержкой психического развития

Разделы: Коррекционная педагогика


У детей формирование пространственных представлений протекает до 10—12 лет, поэтому малейшая несостоятельность пространственных стратегических параметров полностью деформирует всю деятельность в целом, так как речевые процессы еще не набрали своего регулирующего потенциала. При органической или функциональной недостаточности — обнажает все дефекты до предела.

Необходимо отметить направление - в норме у правшей оно зафиксировано в положении слева направо. При искажении межполушарных взаимоотношений или их несформированности в онтогенезе оно может измениться на противоположное — справа налево. В особо сложных случаях можно наблюдать изменение направления восприятия и соответственно копирования с горизонтальной на вертикальную ось (снизу вверх).

В последнее время к нейропсихологам и дефектологам все чаще обращаются родители и преподаватели массовых школ с просьбой помочь неуспевающим детям младших классов и дошкольникам. В большинстве случаев это связано с трудностями в письме, чтении, арифметике. Речь идет о здоровых детях, которые не наблюдаются ни у невропатолога, ни у психиатра и до школы никак не проявляли какого-то особенного отставания от сверстников. Среди таких детей около 70 % — левши.

Наличие фактора левшества в большинстве случаев предполагает атипичное с точки зрения мозговой организации протекание самого психического онтогенеза. Обычно у левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются “группой риска” в плане возникновения логоневрозов (заикания), патохарактерологических особенностей и явлений недостаточности аффективно-волевой сферы.

Для помощи им требуется специальный комплекс программ обучения, направленный на развитие различных сторон психической деятельности с учетом специфических особенностей: истинные левши, правши с левшеством в роду и амбидекстры, дети с признаками левшества. Педагоги и родители должны чётко понимать необходимость специального подхода к таким детям. Разработка, адаптация и применение системы методов психологического и дефектологического воздействия показали, что атипия психического развития может быть вполне благополучно скомпенсирована.

Опыт показывает, что выполнение приведённых ниже упражнений способствует повышению способностей ребенка младшего дошкольного возраста, улучшая его учебные показатели, поведение.

Дозированная помощь взрослого осуществляется зеркальным показом.

Задание 1

Взрослый выкладывает дорожку из колец пирамидки в убывающем порядке, Ребёнок должен собрать пирамидку, выполняя движение слева направо правой рукой (правши с левшеством в роду и амбидекстры, дети с признаками левшества)

Задание 2

Выложить дорожку от пирамидки к мячу, Показать указательным пальцем правой руки, где начало дорожки, провести в направлении слева направо. Положить ладошки на стол: левую под пирамидку, правую под мяч. Проговорить слева - пирамидка, справа – мяч, дорожка идёт (выложена) слева направо.

Задание 3

Взрослый предлагает ребёнку попробовать построить забор, начиная выкладывать счётные палочки рядом с левой рукой, При затруднении использовать ориентиры.

Задание 4

Взрослый выкладывает ориентиры (ёж, белка, яблоки), ребёнок выкладывает дорожки – длинные и короткие. Показать сначала все длинные, потом все короткие (строго слева направо).

Задание 5

Аналогично выстраивается работа в плоскости листа. Для слабых детей сначала нарисовать красные длинные дорожки от ежа к яблоку, потом короткие синие дорожки от белки к яблоку (или орешку). Показать указательным пальцем правой руки и назвать красные длинные дорожки от ежа к яблоку, короткие синие дорожки от белки к яблоку (или орешку). Для сильных детей – нарисовать красные длинные дорожки от ежа к яблоку, синие короткие от белки к яблоку, показать и назвать. В формате А4.

Задание 6

Провести правым указательным пальцем дорожку и нарисовать карандашом от ежа к белке.

 

Задание 7

Сначала показать указательным пальцем правой руки, потом нарисовать, как упал мяч – сверху вниз

  

Задание 8

Нарисовать дорожку слева направо от пирамидки к мячу.

Задание 9

Показать, нарисовать – куда упала снежинка, отработка направления сверху вниз, слева направо.

Задание 10

Ребёнок стоит на массажном коврике для ног и рвёт бумагу формата А4. Отработка правильного захвата и удержания листа, движения кистей в противоположных направлениях: от себя – к себе. На первых этапах работы можно рвать на крупные куски, далее добиваться мелких кусочков.

Задание 11

Построить дом, снежинку, стол, стул, кровать, забор из счётных палочек (обязательно обучающий момент для не говорящих детей).

Задание 12

Выложить дорожку из мозаики красную, жёлтую, зелёную, к – ж, к-к-ж, к-ж-к, ж-з, ж-ж-з, ж-з-ж, з-к, з-зк, з-к-з. Выкладывается дорожка только правой рукой, слева - направо.

Задание 13

Выложить дорожку круг – квадрат (счётный набор), круг-квадрат-треугольник, с повторением фрагментов 2,3 раза. Показать и назвать все фигуры слева направо.

Задание 14

Выложить красивую полянку из полосок разной ширины (широкая, узкая) – сверху вниз. Как усложнение на все широкие полоски положить круги, на узкие треугольники или квадраты.

Задание 15

Поставить правую руку на пояс (плечо), вперёд (назад), вверх (вниз).

Поставить правую ногу вперёд (назад, вправо). Аналогично строится работа с левой рукой и ногой. Систематически взрослый просит назвать правую руку (ногу, щёку, ухо и т.д.)

Задание 16

Работа с кубиками:

- рассмотреть картинку (мяч), ответить на вопрос какой мяч? (размер, форма, цвет, материал);

- сложить картинку из 4-х кубиков (дозированная помощь);

- какой мяч сложил?

Задание 17

Мозаика

- выложить синюю дорожку, отработка окончаний прилагательных, показать начало дорожки, конец;

- выше или ниже выложить зелёную дорожку, показать начало, конец;

-  показать начало синей, конец зелёной дорожки, повторить с ребёнком, что он показывал

Пальчиковая гимнастика:

1. Пароход

Обе ладошки поставить на ребро; мизинцы прижать; большие пальчики поднять вверх,

2. Очки

Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, которые ребенок подносит к глазам.

3. Стул

К нижней части тыльной стороны левой ладошки приставить кулачок с подвернутым большим пальцем. По счету менять положение рук.

4. Стол

Левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулачок опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки — параллельно полу. По счету менять положение рук.

5. Пароход – Очки

6. Стул – Стол

7. Пароход – Стул – Очки

8. “Кулак – Ладонь”,

9. “Кольцо”

10. “Ладонь – Кольцо”

11. “Кулак – Кольцо”

12. Ладони дощечкой смотрят друг на друга, работает только правая ладонь, левая смотрит, как правая выполняет задания:

- “Собрать ладонь в кулак, закрывая постепенно каждый палец, начиная с мизинца или указательного”,

- “Раскрыть кулак", постепенно открывая пальцы, начиная с указательного или мизинца”,

- “Кулак – Ладонь”,

-“Ладонь – Кольцо” (закрепляя знание правой руки)

-смена активной руки – работает левая, правая смотрит

13.Усложнение:

- закрыть глаза и выполнить правой рукой: “Ладонь – Кольцо – Кулак”, “Кольцо – Ладонь – Кулак”:

- аналогично левой.