Литературное кафе "Бродячая собака". Разработка открытого внеклассного мероприятия по литературе. 9–11-й классы

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 9, 10, 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Сценарий литературной игры

Предлагаемая игра может проводиться на обобщающем уроке после изучения темы “Литературные направления начала XX века”.

Цели игры:

  • Повторение и закрепление знаний о литературных направлениях начала 20 века.
  • Формирование умения чувствовать стиль автора, его манеру письма.
  • Воспитание чувства патриотизма, взаимопомощи, товарищества.

Участники игры: учащиеся 9-11 классов.

Класс превращён в литературное кафе. Учащиеся 9-11 классов сидят за тремя столиками: символисты, акмеисты, футуристы. В центре – “эстрада”, куда участники выходят для выступления. В классе полумрак, на столиках горят свечи.

Ход игры

Звучит “Полёт” А. Шнитке. Под эту композицию “поэты серебряного века” входят в зал.

Владимир Маяковский.

Выньте, гулящие, руки из брюк –
Берите камень, нож или бомбу,
А если у которого нету рук –
Пришёл чтоб и впился лбом бы!
Вступительное слово ведущего.

- Споры о том, существует ли русская философия, не умолкают до сих пор. Родоначальником русской философии по праву считается мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьёв. В одном из произведений Андрея Белого над ночной Москвой возникает видение: “... На крышах можно было заметить пророка. Он совершал ночной обход над спящим городом, усмиряя страхи, изгоняя ужасы. (...) Это был покойный Владимир Соловьёв. (...) Иногда он вынимал из кармана ... рожок и трубил над спящим городом.” Звук пророческого рожка Соловьёва был услышан всей русской литературой 19-20 столетий. С этого звука по существу начинается вся русская литература серебряного века. Понятие “серебряный век” появилось в 60-х годах 20 века, уже после смерти всех его представителей. Сами себя они называли модернистами (от французского слова modern – “современный”). Этот термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы.

Владимир Маяковский. Сбросим Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности!

Ведущий. В новой литературе наметились три основных течения: символизм, акмеизм, футуризм.Местом паломничества писателей, композиторов, художников, критиков разных верований и направлений стало литературное кафе “Бродячая собака”, официально называвшееся “Художественное общество Интимного театра” и открывшееся 31 декабря 1911 года в Петербурге.Название пародировало романтический образ одинокого художника –“бесприютной бродячей собаки”. Это обыкновенный подвал с тремя комнатами, где сводчатые потолки, заволоченные табачным дымом, к утру казались чуть-чуть волшебными. В начале своего существования “Собака” была клубом для избранных. Здесь ставились пьесы, выступали певцы и музыканты, отмечались юбилеи, всевозможные праздники. Случайным посетителям попасть сюда было трудно. С артистов, композиторов, поэтов и художников входная плата не взималась, а так называемые “фармацевты” (от флигель-адъютанта до ветеринарного врача), случайные посетители кафе, заходившие сюда из любопытства, должны были приобретать входные билеты, цена на которые доходила до 10 рублей. Собирались здесь после двенадцати. К одиннадцати приезжали только “фармацевты”, они пили шампанское и всему удивлялись. Анна Ахматова.

Да, я любила их – те сборища ночные.
На низком столике – стаканы ледяные,
Над чёрным кофеем голубоватый пар,
Камина красного тяжёлый зимний жар,
Весёлость едкую литературной шутки...

Ведущий. В кафе у входа лежала огромная книга, переплетённая в кожу синего цвета (так называемая “Свиная книга”), в которой оставляли свои имена, автографы и отзывы местные посетители.

Николай Гумилёв.

На втором дворе подвал,
В нём приют собачий,
Всякий, кто сюда попал,
Просто пёс бродячий.

Ведущий. Новая литература зарождалась трудно: в бесконечных спорах шли поиски истины. Давайте послушаем, о чём они спорят.

Николай Гумилёв. Что ни говори, а символизм закончил свой путь развития и теперь падает.

Вячеслав Иванов. Но не станете же вы спорить с тем, что символизм, по выражению вашего коллеги Осипа Мандельштама, - то “широкое лоно”, которому обязана жизнью вся русская поэзия 20 века. Мы, поэты-символисты, - связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Мы уверены, что мир внешний – это всего лишь ключ, разгадка к миру внутреннему, тайному. Поверьте, мир внешний – иллюзорный. Истинным является только мир внутренний, скрытый от посторонних. Изучайте себя, друзья, изучайте невидимое миру, и вы откроете тайну Вселенной.

И поэт чему-то учит,
Но не мудростью своей...
И свои у всех печали:
Учит он – воспоминать.
Жизнь сладка на вкус, горька ли,
Сам ты должен распознать,

Юргис Балтрушайтис.

Сладко часу звёздно цвесть!
На земле ступени есть
К неземному рубежу -
Ввысь, куда я восхожу.

Зинаида Гиппиус.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков...
Мне кажется, что истину я знаю –
И только для неё не знаю слов.

Александр Блок.

Жизнь пустынна, бездомна, бездонна,
Да, я в это поверил с тех пор,
Как пропел мне сиреной влюблённой
Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор...

Ведущий. В послереволюционные годы, в годы разрухи, поэт, вынужденный сам таскать дрова и добывать продовольственные карточки, чтобы прокормить жену, мать и тётю, находящихся у него на иждивении, так же страстно будет мечтать о мороженой капусте.

Александр Блок.

Но – носящему котомки
И капуста – ананас;
Как с прекрасной незнакомки,
Он с неё не сводит глаз.

Зинаида Гиппиус.

Тройная правда и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
О человеке.Любви.И смерти.

Сергей Городецкий. С последним я, пожалуй, соглашусь. Но слишком уж у вас всё расплывчато, бестелесно. Искусство есть состояние равновесия прежде всего. Одно другое не исключает. Земное не может существовать без небесного, но и без быта нет бытия.

Николай Гумилёв. Что же касается ангелов, демонов, стихийных и прочих духов, то они не должны перевешивать другие образы. Вы посмотрите, что происходит вокруг!

Та страна, что могла быть раем, (...)
Стала логовищем огня,
Мы четвёртый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Владимир Нарбут.

Христос!
Я знаю, ты из храма
Сурово смотришь на Илью:
Как смел пустить он градом в раму,
И тронуть скинию твою!

Но мне – прости меня, я болен,
Я богохульствую, я лгу -
Твоя раздробленная голень
На каждом чудится шагу!

Анна Ахматова.

Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.

Николай Гумилёв.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Давид Бурлюк. Ну всё, хватит, накушались мы вашего искусства! Сбросим Пушкина и иже с ним с парохода современности! Мы же творим новую литературу, так начнём с языка! Избавимся от старых тошнотворных слов! Мы провозглашаем словоновшество!

Велимир Хлебников. Приказываю чтить право поэтов на увеличение словаря произвольными и производными словами! Пусть не разум управляет словом, а слово управляет стихотворением!

Мы – творцы будущего мира!
Мы – будетляне!

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехачи, что смеянствуетсмеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!

Владимир Маяковский.

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.

Александр Блок. Но позвольте, это же почти символизм!

Владимир Маяковский.

Разве? А вот так не хотите?
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок;
Я – бесценных слов мот и транжир.

Зинаида Гиппиус. На мой взгляд, образ “стихов-шкатулок” перекликается с заглавием знаменитой поэтической книги символиста Иннокентия Анненского “Кипарисовый ларец”. Вы бы что-нибудь свеженькое прочли.

Владимир Маяковский. Вот вам свеженькое!

И когда мой голос
похабно ухает –
от часа к часу,
целые сутки,
может быть, Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.

Анна Ахматова. Да это же почти мой “протёртый коврик под иконой”!

Игорь Северянин.

Не спорьте, прошу вас.
Было время, и я писал:
Я, гений Игорь – Северянин,
Я всенародно оэкранен!
Своей победой упоён:
Я повсесердно утверждён!

Смешно вспомнить. Среди будетлян немало талантов, и многих из них нельзя не любить, но все вместе они своим откровенным хулиганством лишь понижают нашу духовную культуру.

Позор стране, встречавшей ржаньем
Былым своим очарованьем
И над величием своим!
Не Лермонтова с парохода,
А бурлюков – на Сахалин.
Глумление над всем святым:
Для ободренья же народа,
Который впал в угрозный сплин,

Ведущий. В 1941 году поэт Георгий Шенгели в стихотворении, посвящённом Игорю Северянину, точно обозначил дух того времени:

Вы не были, милый, гением,
Вы не были провозвестником,
Но были Вы просто Игорем,
Горячим до самозабвения,

Влюблённым в громокипящее,
Озонных слов кудесником, -
И Вашим дышало воздухом
Погибшее моё поколение.

Относясь с большим уважением к классике, символисты и акмеисты способствовали утверждению Пушкина как национального поэта. В 1921 году зародилась традиция праздновать день рождения Пушкина как День русской культуры. Критики-символисты в буквальном смысле открыли значение Достоевского для русской культуры, под влиянием творчества которого развивалась затем мировая литература 20 века. Футуристы или будетляне, призывавшие “сброситьПушкина, Достоевского, Толстого и прочих и прочих с парохода современности”, разделились на группы: эпигонские и новаторские. Эпигоны занимались подражанием символистам. Новаторы были преисполнены ненависти и воинственности.

А история, перемалывая людей и события, скрупулёзно записывала в свои скрижали очередное нетленное имя.

Понемногу кафе пустеет. Поэты, конечно, засиживаются дольше всех. Гумилёв и Ахматова ждут утреннего поезда, другие сидят за компанию. Потом, за компанию, все вместе поедут на вокзал, где в ожидании поезда пьют чёрный кофе. Разговор уже плохо клеится, больше зевают. На улицах пусто и темно. В церквях звонят к утренней молитве. Дворники сгребают выпавший за ночь снег. Скоро начнётся новый день со своими радостями и заботами. Прощай, “Собака”! До вечера!

Литературное кафе “Бродячая собака” просуществовало до 1915 года. Затем из-за финансовых трудностей его закрыли. Преемником “Собаки” стал “Приют комедиантов”.

В сценарии были использованы отрывки из произведений поэтов и писателей Cеребряного века:

  1. Ахматова А.А. “Молюсь оконному лучу...”, “Протёртый коврик под иконой...”
  2. Балтрушайтис Ю.К. “Сладко часу звёздно цвесть!..”
  3. Блок А.А. “С мирным счастьем покончены счёты...”
  4. Гиппиус З.Н. “Бессилие”, “Тройное”
  5. Гумилёв Н.С. “Наступление”, “Фра БеатоАнджелико”
  6. Иванов В.И. Цикл “Римский дневник 1944 года”
  7. Маяковский В.В. “А вы могли бы?”, “Нате!”, “Облако в штанах”
  8. Нарбут В.В. “После грозы”
  9. Северянин И.В. “Эпилог”, “Позор стране, встречавшей ржаньем...”

Хлебников В.В. “Заклятие смехом”