Языковые особенности текста

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (202 кБ)


Цель урока: знать, что такое изобразительно-выразительные средства языка; уметь находить их в конкретном тексте.

Оборудование и материалы для урока: карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), интерактивная презентация для сопровождения урока.

Ход урока

I. Учитель: Одним из наиболее сложных заданий по ЕГЭ является задание В8. Поэтому мы с вами сегодня будем разбирать языковые особенности текста.

Для успешного выполнения задания В8 необходимо, во-первых, четко уяснить себе, что такое изобразительно-выразительные средства языка (ИВС), находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга. Во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими знаниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания. Поэтому к сегодняшнему уроку вы должны были повторить по теории все ИВС. Эти знания нам понадобятся для выполнения заданий нашего урока-практикума. Чтобы достичь особой выразительности в тексте, автор может использовать самые разнообразные стилистические фигуры речи.

Самый простой способ выделить слово – это повторить его. Повторение начала строки называется анафорой:

Железная правда – живой на зависть,
Железный пестик, и железная завязь.
(О.Мандельштам).

Повторение последних слов строки – это что за фигура?

Ученик: Это эпифора. Например:

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему именно титулярный советник?
(Н.Гоголь).

Учитель: Повторение не слов, а синтаксической модели это что?

Ученик: Это синтаксический параллелизм – то есть одинаковое расположение сходных членов предложения. Например:

Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами.
(М.Лермонтов).

Учитель: А если вторую половину параллелизма подобрать не по сходству, а по контрасту, то получают антитезу. Что такое антитеза?

Ученик: Антитеза – это стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Например:

Где стол был яств,
Там гроб стоит.
(Г.Державин).

Учитель: если контрастные черты относятся к одному и тому же предмету, то это оксюморон. Что означает оксюморон?

Ученик: Оксюморон с греческого языка означает “остроумно - глупое”. Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Учитель: В стихотворной речи, реже в прозе, можно повторить не слово или синтаксическую конструкцию, а согласный звук – это аллитерация. Например:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
(А.Пушкин)

Ученик: Если же повторяется гласный звук, то возникает такая фигура речи, как ассонанс. Например:

Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
(Н.Заболоцкий)

Учитель: В тексте может быть использована инверсия, то есть необычный (обратный) порядок слов. Например:

Бурь порыв мятежный... (А.Пушкин)

При прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, определение ставится впереди определяемого имени существительного, дополнение следует за управляющим словом, обстоятельство ставится впереди глагола – сказуемого. Что такое инверсия?

Ученик: Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, чтобы усилить выразительность речи. Например:

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника (инверсия главных членов предложения).

Учитель:

Не жалею, не зову, не плачу...(С.Есенин).

Все слова в этой строке расположены в порядке их возрастающего значения. Что это за средство художественной выразительности?

Ученик: Это градация. Например:

Я победил его, разгромил, уничтожил.

Каждое слово заключает в себе усиливающее (реже уменьшающее) смысловое или эмоционально– экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание впечатления.

Учитель: По реке плыла лодка. Большая. Я видел солнце. Над головой.

Чем интересно это предложение? С какой интонацией я прочитала этот отрывок?

Ученик: Если предложение расчленено на интонационно – смысловые речевые единицы, следующие одна за другой после разделительной паузы – это парцелляция. Например:

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Г.Успенский).

У Елены беда тут стряслась. Большая. (В.Парфенов).

Учитель:

Кто куда, а я – в сберкассу. (В.Маяковский).

Какое средство художественной выразительности здесь используется?

Ученик: Это эллипсис. Это когда в предложении в качестве средства художественной выразительности используется пропуск слов: иду в сберкассу.

Учитель: Определение при существительном может быть фигурой речи, какой? Например, в предложении – “Куда ты скачешь, гордый конь?” чем является прилагательное?

Ученик: Эпитетом. Потому что прилагательное передает не свойство коня, а впечатление автора.

Эпитет – это художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер, мертвая тишина, седая старина, черная тоска.

Учитель: Авторы для раскрытия характеров героев, описания их внешности могут прибегать к сравнениям. Что это за фигура?

Ученик: Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Например:

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи.
(Ф.Тютчев)

Белей, чем горы снеговые,
Идут на запад облака.
(М.Лермонтов)

Учитель: В качестве средств художественной выразительности писатели и поэты используют разнообразные тропы. Троп – это употребление слова в переносном значении. Основными тропами являются метафора и метонимия. Что такое метафора?

Ученик: Метафора – это перенос. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком - либо отношении двух предметов или явлений. Например: “Дворянское гнездо” (прямое значение слова гнездо – “жилище птицы”, переносное – “человеческое сообщество”). Нос корабля, ножка стола, заря жизни, стальное перо, стрелка часов.

Учитель: Что такое метонимия?

Ученик: Метонимия – это с греческого переименование. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть:

а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: “Не то на серебре – на золоте едал” (Грибоедов);

б) между содержимым и содержащим: “Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!” (Крылов);

в) между действием и орудием этого действия: “Перо его местию дышит” (А.К.Толстой);

г) между автором и его произведением: “Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал” (Пушкин).

Учитель: С метонимией тесно связана перифраза – замена какого – либо слова описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямого предмета. Когда А.С.Пушкин в поэме пишет: “Друзья Людмилы и Руслана” - это перифраза, которая означает “мои читатели”. Кто еще приведёт пример?

Ученик: Это троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо “лев”). Туманный Альбион (вместо “Англия”). Например, у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

Учитель: Разновидностью метонимии является синекдоха. Синекдоха – один из тропов, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними. Какие виды синекдохи можете назвать?

Ученик:

1.

Целое вместо части:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
(С.Орлов)

2.

Часть вместо целого:
Белеет парус одинокий...
(М.Лермонтов)

3. Единственное число вместо множественного:

И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
(М.Лермонтов)

4. Замена числа множеством:

Мильоны – вас.
Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
(А.Блок)

Учитель: Писатели и поэты часто прибегают к такому тропу, как олицетворение. Что такое олицетворение?

Ученик: Олицетворение – это перенос признаков живого существа на не живой предмет или понятие:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком...
(С.Есенин)

Учитель: Кто ещё подготовил примеры с олицетворением?

Ученик:

О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?” (Тютчев).

“К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина” (Блок).

“Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами...” (Пушкин).

Учитель: В тексте может быть использована гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое – либо действие, предмет, явление. Приводим примеры.

Ученик:

“Море по колено”, “слезы текут ручьём”, “глаза громадные, как прожекторы” (В.Маяковский).

Учитель: А как называется ИВС, если что – то сильно преуменьшается?

Ученик: Это литота. Например: мальчик с пальчик, цветочек – былиночка, девочка как Дюймовочка.

Учитель: В тексте может быть использован и такой прием, как ирония. Что это такое?

Ученик: Ирония – скрытая насмешка. Например:

“Откуда, умная, бредёшь ты, голова?” (И.Крылов).

“Врачи боролись за его жизнь, но он выжил” (М.Жванецкий)

Учитель: В качестве средств художественной выразительности могут быть использованы однородные члены предложения, многосоюзие или бессоюзие, междометия, обращения, усиливающие частицы.

В текстах встречаются риторические вопросы - предложения, содержащие утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ; риторические обращения, когда высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.

Как яркое выразительное средство для создания контрастных образов, для противопоставления понятий используются антонимы. Слова, которые выступают в качестве антонимов только в определенном тексте, являются контекстуальными антонимами. Приведите пример контекстуальных антонимов.

Ученик:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)

Антонимы часто составляют названия художественных произведений: “Отцы и дети” (Тургенев); “Война и мир” (Л.Толстой); “Толстый и тонкий” (Чехов).

Учитель: В тексте как средство разнообразных оценок могут использоваться синонимы. В условиях контекста слова могут сближаться по своему значению и превращаться в контекстуальные синонимы: веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом.

Ученик: Использование синонимов в тексте помогает избежать однообразия изложения, способствует уточнению, более четкому выражению мысли. Например: Мне хотелось не просто мыслить, а размышлять.

Учитель: В качестве ИВС могут использоваться устаревшие слова и неологизмы. Кто о них расскажет?

Ученик: Устаревшие слова – это слова, вышедшие из повседневного употребления. Они делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие сейчас понятия. Например: салоп (одежда), бердыш, мушкет (оружие), кабриолет (вид транспорта).

Архаизмы – это слова, вытесненные из словаря, замененные другими словами с тем же значением. Например: вепрь- кабан, яхонт – рубин, вкупе – вместе, всуе – напрасно. Архаизмы используют писатели, создающие произведения на исторические темы. Они нередко употребляются как средство иронии, насмешки: “Могучая выя (шея) командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперсного креста” (Ильдо и Петров).

Учитель: А что такое неологизмы?

Ученик: Неологизмы – новые слова, возникающие в языке и служащие для понятий, которые появляются в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. По мере распространения обозначаемых явлений или предметов новые слова могут прочно войти во всеобщее употребление, потерять оттенок новизны. Первоначально были неологизмами такие слова, как космонавт, светофор, атомоход, а затем они прочно вошли в словарный состав современного русского языка. Новые слова могут намеренно создаваться авторами произведений для большей выразительности. Много таких авторских неологизмов у Маяковского. Например: “планов... громадье”, “шаги саженьи”.

Учитель: В художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности используются диалектные слова. Кто о них расскажет?

Ученик: Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Одни и те же предметы, признаки, действия в диалектах и литературном языке нередко называются по-разному. Например: говорить – гутарить – баить; петух-кочет; пояс-гашник; утка – качка.

Учитель: Средством создания образности и придания высказыванию выразительности могут служить фразеологизмы. Что такое фразеологизмы?

Ученик: Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Например: зуб на зуб не попадет, то есть кто-то дрожит от холода или страха; краеугольный камень, то есть основа, сущность чего-либо.

Фразеологизмы могут иметь антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь. У фразеологизмов могут быть и синонимы: бежать во все лопатки – очень быстро, стремглав; во всю прыть – бежать с предельной скоростью, быстротой.

II.Учитель: А теперь переходим к практической части нашего урока. Чтобы закрепить теоретические знания, на интерактивную доску проецируются небольшие тексты, которые мы с вами будем анализировать. (Под руководством учителя, приводя свои аргументы и доводы, ученики анализируют небольшие тексты, и из четырех вариантов ответа выбирают один правильный вариант.)

1. Первый текст называется “Лунный блик”. Правильный вариант обводите кругом. (Слайд 2)

А31. В каких предложениях употреблены синонимы?

1) 5 2)1 3)2 4)3

Ответ: 1),3),4).

А 32. В каком предложении используется метафора?

1) 3 2)5 3)6 4)7

Ответ:2).

2. Второй текст называется “Собака”. (Слайд 3)

А 32. Укажите виды тропов, использованных в предложении 2.

1) аллитерация (повтор согласных звуков)

2) гипербола

3) олицетворение

4) эпитет

Ответ: 3),4).

3. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте “Небо и дорога”? (Слайд 4): 1) метафора

2) риторический вопрос

3) сравнение

4) олицетворение

5) инверсия

Ответ:1),3),4),5).

4. Укажите вид тропа, используемый в предложении:

Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла.

Ответ: метафора.

5. В каком предложении используется метафора? (Слайд 5)

Ответ: номер 1.

6. Укажите номера предложений, где употреблены слова в переносном значении. (Слайд 5)

Ответ: номера 1,2 и 3.

7. Какое из перечисленных языковых средств выразительности использовано в предложении 4 из предыдущего задания. (Слайд 6)

1) олицетворение

2) эпитет

3) метафора

4) инверсия.

Ответ:4).

8. Укажите номер предложения, в котором есть контекстуальные синонимы. (Слайд 7)

Ответ: номер 2.

9. Укажите вид тропа, используемый в предложении 5 из текста И.Тургенева. (Слайд 7)

Ответ: метафора.

10. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте? (Слайд 8)

1) эпитеты

2) олицетворение

3 однородные члены

4) фразеологизмы

Ответ:1),2),3).

11. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребем, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы. И наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке.

(По А.Сабирову)

1) эпитеты

2) экспрессивная разговорная лексика

3) фразеологизмы

4) вводные слова.

Ответ: 2), 3).

12. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь улыбающийся солнечный свет. Все никнет, только человек не сдается.

(По Г.Паустовскому)

  1. метафора
  2. олицетворение
  3. риторический вопрос
  4. фразеологизмы

Ответ:1),2),4).

III. Учитель: Сейчас получите небольшие поэтические и прозаические тексты, где будете определять средства выразительности. В варианте ответов пишете порядковый номер текста. (Приложение 1)

IV. Домашнее задание. На дом получите подобные задания, по результатам которых будут поставлены итоговые оценки. Задания прилагаются (Приложение 2).