Соотношение "Звук–буква" в словах. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Учебник “Русский язык”. Авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; изд-во “Просвещение” 2011г.

Раздел “Звуки и буквы. Слог. Ударение”

Цели урока: уточнение представления о существенных признаках букв и звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ.

Целевые установки урока:

  • предметные: систематизировать знания о звуках и буквах;
  • регулятивные: развивать фонематический слух, речь, мышление и воображение;
  • познавательные: развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов;
  • личностные: осознавать необходимость владения языком для успешного общения;воспитывать культуру общения в парах и в классном коллективе.

Оборудование:

  • Для учителя: запись песни Чебурашки из м/ф “Чебурашка и крокодил Гена”, таблица звуков, электронное приложение к учебнику “Русский язык”, карточки с заданиями.
  • Для обучающегося: учебник, рабочая тетрадь, пенал, карточки – смайлики.

Ход урока

I. Орг. момент

Звучит песня Чебурашки из м/ф “Чебурашка и крокодил Гена”.

У. Как вы думаете, почему прозвучала именно этот отрывок из песни?

(Чебурашка рассказывает, что у него теперь стало много друзей)

У. А много друзей, это хорошо? (Ответы детей)

У. Давайте и мы пожелаем друг другу успехов на этом уроке.

II. Актуализация знаний.

Включается запись различных звуков, дети должны отгадать, что это за звуки. Рекомендуется включить звук ветра, пение кукушки и шум прибоя.

У. Ребята, а как же нам записать эти звуки?

На доске появляется таблица.

Ветер  
Кукушка  
Море  

Учитель по очереди включает запись звуков, а дети заполняют таблицу.

Ветер У-у-у
Кукушка Ку-ку
Море Ш-ш-ш

У. Что мы использовали для обозначения звуков?

Д. Буквы.

У. Какая же тема нашего урока? (Ответы детей)

У. Чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

III. Включение в систему знаний.

Беседа учителя.

В языке всё имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают. Произнесите звуки /о/, /д/, /м/ - никто ничего не поймёт. Но если произнести те же самые звуки в нужном порядке, сразу станет ясно, о чём идет речь. Догадались, что это за слово? (Дом)

Работа с электронным приложением к учебнику.

Задание “Составь слово” или анаграммы.

Продолжение беседы.

У. Звуки речи изучает наука фонетика. Название произошло от греческого слова phone – звук. Как вы думаете, кому нужна эта наука? (Ответы детей)

У. Фонетика нужна логопедам, учителям и детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков.

Игра “Подбери словечко”

Работа в группах. Подбери гласные так, чтобы получились разные слова. Выиграет та команда, которая быстрее других справится с заданием.

  • 1 группа – д...м
  • 2 группа – с...к
  • 3 группа – ст...л
  • 4 группа – р...ка
  • 5 группа – в...л

Напомнить правила работы в группах.

IV. Физкультминутка.

VII. Повторение и закрепление изученного.

Работа в парах с карточками.

Задание. Разделите текст на предложения, вставьте пропущенные буквы, спишите исправленный текст.

1 вариант

Т_грёнка звали (В,в)аськой его поймали з_мой на б_регуоз_рар_дителит_грёнка погибли охотник принё_ его домой т_грёнок всем понравился

2 вариант

Т_грёнок стал совсем д_машним он был послушнее к_тёнка дети не б_ялись (В,в)аську т_грёнок часто уб_гал в са_ там он залезал на д_рево

VIII. Продолжение работы над темой урока.

Разгадывание загадок.

У. Отгадайте загадки. Назовите в отгадке каждый звук и дайте ему характеристику.

У кого усатая
Морда полосатая,
Спинка словно мостик,
За мосточком – хвостик? (Кот)

Приходит по луже,
Уходит по стуже? (Осень)

Льется речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)

Работа с учебником.

Упр. 48, с. 41

IX. Итог урока

- С помощью чего человек обозначает звуки?

- Чем отличается буква от звука?

X. Рефлексия

Мы не буквы – мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы – мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

У. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

мне было всё понятно и комфортно на уроке

 мне трудно было выполнять некоторые задание, товарищи мне немного помогали

у меня ничего не получилось, товарищи отказывали мне в помощи

XI. Домашнее задание.

  • Записать своё полное имя и сделать звуковой анализ
  • По желанию – сочинить сказку о буквах.