Приготовление изделий из пресного теста. Жаворонки

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Класс 7

Цель: организовать деятельность обучающихся по приготовлению блюда “Жаворонки” из теста.

Задачи обучения

  • Сформировать знания о видах теста и изделий из него.
  • Обучить на практике приготовлению изделия из пресного теста “Жаворонки”.
  • Расширить знания учащихся о русских земледельческих праздниках и обычаях, рассказать о значении дня весеннего равноденствия на Руси, о православном празднике Сороки, об обрядовой пище, связанной с этим днем.
  • Прививать уважение к национальной культуре.

Тип урока - комбинированный с использованием ИКТ.

Материально-техническое оснащение:

  • Оборудование учебной мастерской: печь электрическая, инструменты и приспособления для выпечки изделий из теста: кухонная посуда для замеса и формования теста.

Учебно-наглядные пособия:

  • инструкционная карта “Жаворонки”,
  • таблицы “Пищевые вещества”, “Приготовление дрожжевого теста”,
  • таблицы “Правила безопасной работы ножом и приспособлениями”, “Санитарно-гигиенические правила”,
  • компьютерная презентация,
  • учебники.

Техническое оснащение: мультимедиапроектор, компьютер учителя.

Материальное обеспечение: продукты для практического задания.

Ход урока

1. Организационный момент

Отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала (слайд №1-3)

Устный опрос.

  1. Назовите основные продукты для замеса теста.
  2. Назовите 2 основных вида теста.
  3. Какие виды теста по консистенции вам известны.
  4. Назовите изделия из теста традиционной русской кухни.

3. Изучение нового материала.

Когда-то давно, когда Русь была еще языческой, Масленица - обрядовый праздник встречи весны - справлялся несколько позже, чем сейчас, был приурочен ко дню весеннего равноденствия. С приходом христианства это стало невозможно – тогда буйная и разгульная  Масленица приходилась бы аккурат на время  Великого поста.  Церковь не могла запретить Масленицу – слишком  уж любим был народом этот праздник, но постаралась наполнить его другим  смыслом, и “выпихнуть” за пределы Великого поста,  на последнюю перед постом неделю (сырную седмицу).

Поначалу Православной церкви приходилось  очень нелегко - языческие обряды и праздники с трудом  вытеснялись из душ и умов славян, но с течением времени многие обычаи  утратили своё первоначальное  значение, забылись,  и лишь некоторые дошли до наших дней.  Блинам повезло – они остались “при Масленице”, и вообще в большом почёте.

А вот “жаворонки”... (слайд №4)

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. “Жаворонок за собой сорок птиц привел” [3].

Во многих губерниях бытовало поверье, что в этот день прилетают сорок разных птиц, а того, кто сумеет насчитать в этот день сорок птичек, весна вознаградит сорока дарами.

Давайте разгадаем кроссворд, чтобы узнать некоторых из сорока (слайд №5,6)

КРОССВОРД   (Ключевое слово – весна).  

1. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели. (Соловей)

2. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

3. Спереди шильце, сзади вильце, сверху черное суконце. (Ласточка)

4. В синем небе голосок - будто крохотный звонок. (Жаворонок)

5. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач)

Считалось, что раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. И с этого времени определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. “Жаворонок небо пашет” - говорили в народе (слайд № 7, звукозапись “Полевой жаворонок”)

На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Все члены семьи получали птичку – румяную, хрустящую, аппетитную, но не съедали сразу, а принимались кликать весну, кто во что горазд. Фигурки птичек ставили на подоконник, окно открывали – ждали-звали весну.

В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится (слайд №8)

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и “несчастливых” птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под “благополучных” птиц.

Жаворонков дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела! [4]

Накричавшись и наигравшись с “жаворонками”, дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях. Оставшееся печенье съедали, а головки птичек приносили домой. Существовала примета – чем больше головка у “жаворонка”, тем крупнее, “головастее” будет лён. Или такая, например: чем выше подбросишь “жаворонка”, тем выше вырастет лён (слайд №9).

Тем временем взрослые собирались на пригорках, пели “веснянки”, обращаясь к аистам и журавлям: “скорее несите на крыльях благодатное весеннее времечко”. На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы.

Звали весну веселыми, задорными закличками (обрядовыми песнями), которые  назывались Веснянки или Веснушки. В них формулировались все пожелания крестьян, связанные с обильным урожаем, хорошей погодой и всем, что было важно для того, чтобы их  жизнь весь год после нового урожая была сытой.

Весна, весна, на чем подошла?
На чем подошла-подъехала?
На чем подошла-подъехала?
— На сошечке, на бороночке,  на веничке.

Приди к нам, весна, 
Со радостью! 
Со великою к нам
Со милостью! 

Со рожью зернистою, 
Со пшеничкой золотистою, 
С овсом кучерявыим, 
С ячменем усатыим, 
Со просом, со гречею, 
С калиной-малиною, 
С грушами, с яблочками, 
Со всякой садовинкой, 
С цветами лазоревыми, 
С травушкой-муравушкой.

Это были даже не песни, а настоящие заговоры, наполненные внутренним ритмом. Именно жаворонки, по народному представлению, должны были принести на своих крыльях долгожданную весну [1].

Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и “Сороками”. Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта [3]. В 320 г. в городе Севастия (на территории современной Турции) командующий гарнизоном язычник Агриколай повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, сказав, что они – христиане и поклоняются только Богу. Агриколай жестоко расправился с непокорными. Церковь канонизировала мучеников.

На Руси в день памяти Севастийских мучеников лепили из теста и пекли “жаворонков” – булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Наши предки считали, что эти птицы обладали дерзостью и смирением перед Богом: жаворонок быстро устремляется ввысь, но поражённый величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. В христианской символике птица – символ души (слайд №10)

Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику.

На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.

Но ещё до прихода христианства на Руси был интересный обычай – Заклички. Это праздник встречи весны 22 марта. Это день, когда “земля заканчивает свой зимний путь”. С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое (слайд №11,12)

На Сороки день с ночью меряются.
Зима кончается, весна начиняется. [1].

Веселитеся, подружки.
К нам весна скоро придет.
Весна придет, солнце взойдет.
Сгонит снежки, с гор белой мороз.
Разольются быстры речки.
Все мелкие да ручейка.
Расцветут в поле цветочки.
Все ракитовы куста.
Промежу этих кусточков
Волга-речка протекла.
А на этих на кусточках
Мелки пташечки поют.
Мелки пташки, канарейки,
Весело больно поют (Белозеръе.)

Какой это ласковый и жизнеутверждающий праздник, когда оживляется вся природа и наступают радостные и добрые весенние хлопоты

И так переплелись древний языческий и христианский обряды, что даже в дни строгого Великого поста, когда любые увеселения были запрещены (даже петь было нельзя!), на Сороки было дозволено кликать весну. А как иначе? Наши предки считали – чтобы весна пришла, её нужно было выкликнуть, позвать, попросить прийти. Отсюда и народное название – Заклички.

А чтобы ускорить этот процесс, пекли во всех домах фигурки обрядовых птиц с распахнутыми крылышками, глазками-изюминками, обсыпанные сахаром. Выпечка эта называлась по-разному: “грачами”, “птюшками”, “чувильками”, “куликами”, но чаще – “жаворонками” (слайд №13).

К уроку вы выполняли задание - собирали информацию устного народного творчества: пословицы и поговорки о птицах, народные приметы приближения весны.

Проверим, что вам удалось отыскать и выучить. Чтобы было веселее, проведем конкурс “Кто знает больше пословиц и примет”. Победитель определяется по количеству бумажных птичек. Условие - говорить поочередно и не повторяться в ответах. (Приложение 2)

“Жаворонков” готовили повсеместно по территории России, при этом форма и размеры печения были очень разнообразны и могли различаться даже в соседних деревнях.

Тесто для печенья готовили его из разной муки: и ржаной, и овсяной, и пшеничной. Тесто могло быть дрожжевым, песочным или пряничным. Так как празднование Сороков (Жаворонков) приходилось на Великий пост, то тесто делали постным. То есть, готовилась выпечка без яиц и без сливочного масла, а с добавлением растительного (льняного) масла.

Выпеченные птички украшали зернами конопли, сушеными ягодами, перцем. Некоторые мастерицы золотили всю птичку сусальным золотом, а голову обмазывали медом.

Традиция выпекать Жаворонки сохранялась и в ХХ веке. Хлебозаводы выпекали как праздничное русское национальное хлебное изделие к 1-й неделе марта (обычно к 8 марта), в ознаменование поворота “с Зимы на Весну”. У них эти сладкие птички получались большими, округлыми, с растопыренным хвостиком и глазками из изюма.

Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу.

Радости Вам, светлых надежд и весеннего настроения! (слайд 14).

Сколько же всего было важного, трогательного в культуре русского народа и сколько всего кануло в лету...

4. Практическая работа (слайд №15)

Хороший обряд. Жаль, что не везде его знают-помнят. Давайте и мы, следуя русским традициям, попробуем испечь этих чудесных птичек, весну позовем! Здравствуй, Весна-Красна! Приходи к нам поскорее! 

Пробуем? Таланты скульптора нужны минимальные,  ваяние увлекает! 

Можно сделать “жаворонков” из дрожжевого или пресного теста. Также можно приготовить птичек из соленого теста.

Вводный инструктаж:

- объявить тему, цели и задачи практической работы;

- ознакомить с технологической последовательностью приготовления печенья;

- предупредить о затруднениях;

- напомнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований;

- провести инструктаж по безопасным приемам труда.

Просмотр приготовления жаворонков из бездрожжевого песочного теста на сайте http://video.yandex.ru/#!/search?text=выпечкажаворонков&how=&p=0&filmId=C01w2hqVUXI&id=

Технологическая последовательность приготовления печенья из бездрожжевого теста (См. Инструкционную карту Приложение 1).

1. Замесить тесто

2. Вылепить птичек.

Способы лепки: (слайд №16-18)

1) Сидящий жаворонок.

2) Прямосидящий жаворонок

3) Летящий жаворонок (1вариант)

4) Летящий жаворонок (2 вариант)

3. Смазать птичек перед выпечкой яйцом или желтком, маслом.

4. Уложить на противень, смазанный маслом или застеленный бумагой для выпечки, можно посыпать сахаром.

5. Выпекать до зарумянивания при t=150~180°C, минут 15 - 20.

6. Смазать сладкой водой или растительным маслом готовых жаворонков, не снимая с противня, накрыть полотенцем и оставить до остывания.

Текущий инструктаж (формирование новых умений):

- проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организованности рабочих мест;

- соблюдение безопасности на рабочем месте;

- инструктирование по выполнению задания.

Учащиеся выполняют по группам (бригадный метод) практическую работу “Жаворонки”, используя инструкционную карту, сервируют стол к чаю.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует технологию приготовления, правильные приёмы работы, соблюдение безопасных приемов труда.

Заключительный инструктаж. Оповестить обучающихся о том, что пришло время завершить приготовление печенья и приступить к дегустации.

6. Дегустация блюд

В процессе дегустации оцениваются вкусовые качества выпечки, внешний вид.

Знакомство с разновидностями жаворонков (слайд №15-20)

Учитель задает вопросы, а ребята отвечают на них:

  1. Какие способы приготовления дрожжевого теста вы знаете?
  2. Какие виды пресного теста вам известны.
  3. Какие разновидности ароматизаторов теста вам известны?
  4. Как проверить готовность выпечки?

7. Контроль формирования знаний и умений (слайд №21-22)

Впиши в клетки слова-ответы

1. Тесто, которое можно приготовить как с опарой, так и без (дрожжевое)

                 

2. Приспособление для просеивания муки (сито)

       

3. Инструмент, предназначенный для раскатки теста (скалка)

           

4. Пластичная масса из муки, сахара, воды, жира, яиц (тесто)

         

5. Маслянистое тесто для рассыпчатых кондитерских изделий (песочное)

               

6. Разрыхлитель теста (сода)

       

8. Анализ и подведение итогов занятия

Необходимые замечания по уроку и выполнению заданий.

Оценка результатов труда учащихся на уроке – средняя отметка (оценка всей бригады в целом и оценка работы каждого члена бригады) за умения, проявленные на уроке

9. Рефлексия (слайд №23)

Учащиеся отвечают на вопросы:

Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Где это пригодится?

10. Домашнее задание (слайд №24)

1. Изучить параграфы 5,6 и ответить на вопросы.

2. Испечь жаворонков для семьи к празднику из дрожжевого теста (См. Инструкционную карту Приложение 1.2).

Информационные источники.

  1. Круглый год. Русский земледельческий календарь.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс/ Н.В. Синица, В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Шангина И.И. Русские праздники: от святок до святок. СПб., 2004.
  4. http://www.newacropol.ru/activity/volonter/ecology/birds/bird-day-2/dough-larks/
  5. http://kraevedenie.net/2010/02/03/zhavoronki-40/