Изменение имен существительных по числам

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


1. Орг. момент.

- Прочитайте тему урока.

Слайд №1.

- Чему вы будете сегодня учиться?

- Правильно, сегодня вы научитесь изменять имена существительные по числам. Мы вспомним, как определять род имен существительных. Повторим написание строчной буквы к.

- А помогут нам в этом наши любимые Смешарики.

Слайд №2.

Крош, Нюша, Лосяш и Карыч захотели поиграть в школу, но они никак не могут решить, кто будет учителем. Поэтому учителями они будут по-очереди, а учить будут вас.

- Лосяш очень любит точность. Он составил план урока, который мы должны в точности соблюдать. И первый пункт: “Вспоминаем то, что знаем”

2. Повторение.

Слайд №3.

- Снегопад – это не глагол, а …?

- У имени существительного “мальчик” окончание не –чик, а …?

- Существительное “доброта” не мужского рода, а …?

- В слове “дружба” -а не суффикс, а …?

- Существительное “ветер” не женского рода, а …?

- Существительное “солнышко” не мужского рода, а …?

- Как вы определили, что слово “снегопад” - это имя существительное?

- Как вы определили, что имя существительное “доброта” женского рода?

- Молодцы!

3. Чистописание.

- Следующий пункт нашего плана “Мы писали, мы писали…”.

Слайд №4.

- Это задание приготовила Нюша.

- Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? ( -Кот, кролик, козленок, крокодил.)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Это одушевленные или неодушевленные существительные?

- Найдите одинаковый звук в словах.

- Это согласный звук или гласный?

- Звонкий или глухой?

- Какой буквой на письме обозначается звук [к]?

- Пропишите строчную букву к.

- Отгадайте, какие слова мы будем прописывать:

1. Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он не знает. ( Крот).

2. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла. (Корова).

- Пропишите эти слова.

4. Словарная работа.

Слайд №5

- Следующий пункт плана “Заглянем в словарик”

- Слушайте задание Карыча. Я медленно читаю пары слов, вы их запоминаете. Затем я показываю картинку к первому слову, вы вспоминаете и записываете второе слово.

Кукла - девочка, машинка - мальчик, береза - ворона, медвежонок - медведица.

5. Физминутка

Слайд №6

- Следующий этап “Отдохнем”.

- Как живешь?

- Вот так!

- Как идешь?

- Вот так!

- Как бежишь?

- Вот так!

- Как летишь?

- Вот так?

- Как плывешь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так!

- Как сидишь?

- Вот так!

6. Отработка материала по теме “Имя существительное”

- Следующий пункт плана “Что новенького?”

Слайд №7.

- Задание дал Карыч. Прочитайте задание. (Изменение имен существительных по числам”)

- Чему вы будете сегодня учиться?

- Правильно, вы будете учиться изменять по числам имена существительные.

Слайд №8.

  • девочка - девочки
  • мальчик - ?
  • ворона - ?
  • медведица - ?

- Сколько предметов обозначают существительные первого столбика?

- Как называются существительные, обозначающие один предмет?

- Сколько предметов обозначают существительные второго столбика?

- Как называются существительные, обозначающие несколько предметов?

- Сравните существительные первого и второго столбиков. Какой частью слова они различаются?

- Назовите окончания существительных.

- При изменении существительных по числам какая часть слова изменяется?

Вывод: - Как изменяются имена существительные?

- Сколько предметов обозначаю имена существительные в единственном числе?

- Сколько предметов обозначаю имена существительные во множественном числе?

- Какая часть слова изменяется при изменении существительного по числам?

7. Работа с учебником.

Работа с правилом.

8. Закрепление изученного.

Слайд №9.

- Следующий пункт нашего плана “ Закрепляем то, что знаем”

- Вы посмотрите фрагмент мультфильма “Смешарики. Событие века”. Запомните слова, обозначающие имена существительные, отвечающие на вопрос что? В единственном числе.

-Эти существительные вам надо будет изменить по числам.

Просмотр фрагмента мультфильма.

- Назовите существительные в единственном числе, отвечающие на вопрос что?

- Разделите шесть строчек на два столбика. В первый столбик вы будете записывать существительные единственного числа, во второй – множественного. Выделите окончания. Какая часть слова изменилась при изменении существительных по числам?

9. Физминутка.

Слайд №10.

- Смешарики предлагают отдохнуть. Я буду произносить слова. Если слово относится к существительным в единственном числе, вы приседаете. Если слово относится к существительным во множественном числе, вы хлопаете в ладоши. Если слово относится к другой части речи, вы подпрыгиваете.

Рука, облака, кисти, кисточка, сидеть, морозы, косточка, полочка, быстрая, машина, домики, работай.

10. Составление текста по иллюстрации.

Слайд 11.

- Бараш предлагает поиграть в писателей. Вам необходимо составить рассказ по иллюстрации.

Слайд 12.

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

- Где сидит Нюша?

- Что Крош держит в руках?

- Кому он принес этот букет?

- Почему Крош подарил Нюше цветы?

- Какое настроение у обоих героев?

- Озаглавьте свой рассказ и запишите в тетрадь.

- Прочитайте свои рассказы вслух.

- Как вы думаете, чей рассказ понравится Нюше? Почему?

11. Итог урока.

- По-моему, Лосяш чем-то недоволен. Мы забыли последний пункт нашего плана.

Слайд 13.

- Мы забыли подвести итог урока. Что же вы узнали об имени существительном?

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Как называются существительные, обозначающие один предмет?

- Как называются существительные, обозначающие несколько предметов?

- Какого рода могут быть имена существительные?

12. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок.

Слайд 14.