Классный час "Хехцир заповедный". 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Цель: познакомить с флорой и фауной Большехехцирского  заповедника, особенно с теми видами, которые находятся под охраной государства.

Задачи:

  • воспитание любви к родному Дальневосточному краю;
  • воспитание культуры поведения в заповедниках и заказниках;
  • расширение круга экологических знаний;
  • развитие коллективизма и патриотизма.

Материалы и оборудование:

  • компьютер, проектор, презентация, дикоросы заповедника ( не занесенные в Красную книгу виноград амурский, лимонник, орех маньчжурский);
  • карта Хабаровского края;
  • фотографии заповедника;
  • рисунки животных и гербарии редких растений Большехехцирского заповедника.

Форма проведения:  экскурсия в Большехехцирский заповедник”

Место проведения: актовый зал.

Оформление помещения:  Презентация, на стенах картинки растений и природы заповедника.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Оргмомент

2. Постановка задач классного часа

 – Ребята, наш классный час начнем со стихотворения, которые сочинили ученики 3 класса готовясь к открытому классному часу. Слайд 2

Девять тысяч километров
отделяют от Москвы.
Край великий и богатый,
Край чудесной красоты!
Край полезных дикоросов,
плодородная земля.
Здесь родился я и вырос,
Здесь живет судьба моя.

И не в деньгах счастье точно.
Не в брильянтах, не в мехах.
Это чудо, это счастье
Все в широких берегах.
Много места в нашем крае.
Вся земля у нас в руках.
Пусть комарики кусают
И клещи живут у нас
Но милей родного края нет,
И это без прикрас!

3. Вступительное слово учителя

О каком крае ребята прочитали стихотворение? (О Хабаровском)
– Сколько лет исполняется Хабаровскому краю? (75 лет). Слайд 3
– Давайте вспомним немного истории. Слайд 4

(Выступления детей)

Огромен наш край. На 2500 км протянулись его границы вдоль морского побережья, на 1785 км тянутся границы с севера на юг
Правильно, в 1938 году наш край стал выглядеть таким, как мы его привыкли видеть – огромной Территорией Дальнего Востока.
А история открытия нашего края принадлежит отважным землепроходцам Ивану Юрьевичу Москвитину, Василию Даниловичу Пояркову. Это они, вместе с казаками, преодолевая горные хребты, дикую тайгу открыли эти земли в XVII веке. Слайд 5
А Ерофей Павлович Хабаров разгромил маньчжуров, вторгшихся в пределы Русского государства в 1650. Вот так Дальний Восток стал частью Российской империи. Слайд 6

Учитель: Спасибо вам, ребята, что вы напомнили нам об истории возникновения Хабаровского края. Сегодня мы поговорим о заповедных местах нашего края.
– Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое заповедник?

В  словаре Сергея Ивановича Ожегова  говорится:

Заповедник – заповедный участок, где оберегаются и размножаются редкие и ценные растения, животные. Слайд 7

–  В Хабаровском крае насчитывается 6 заповедников. (Большехехцирский, Ботчинский, Буреинский, ДжугджурскийКомсомольский государственные природные заповедники, и Болоньский заповедник  самый молодой, был создан 18 ноября 1997 года. Слайд 8

– Может кто-нибудь скажет, на территории какого заповедника мы с вами живем? (На территории Большехехцирского)

Большехехцирский заповедник – один из замечательных уголков природы Юж­ного Приамурья. На разнообразие его растительного и жи­вотного мира обратили внимание первые исследователи природы края еще в прошлом столетии. Впервые мысль об организации здесь заповедного участка высказал Н. А. Десулави в 1925 году: «Наш Хехцир мог бы явиться храни­лищем и рассадником недостающих, редких и вымирающих видов. И если есть желание сохранить поблизости Хабаров­ска уголок первобытной Уссурийской тайги, то медлить нельзя».

Слайд 9

– В октябре 1963 года распоряжением Совета Министров РСФСР был создан Большехехцирский государственный за­поведник находящийся ныне в ведении Государственного агропромышленного комитета России. В числе его организаторов были дальневосточные охотоведы В. П. Сысоев и Н. В. Михайлов.

Слайд 10

Возглавлял работу заповедника в течение двух первых десятилетий Николай Васильевич Михайлов.

Слайд 11

Большехехцирский заповедник основан 3 октября 1963 года и расположен в пределах хребта Большой Хехцир, в 20 км от Хабаровска. Площадь заповедника – 45 439 га, а площадь охранной зоны – 12000 га. Большая часть (90%)  заповедника покрыта лесами.

Средние температуры: январь: –17°С;  июль: +20°С.
Абсолютные температуры: январь: – 46°С;  июль: +37°С.

Слайд 12

Западная граница охранной территории проходит по реке Уссури, вблизи с государственной границей России; южная и юго-западная– по руслу реки Чирки (приток Уссури); восточная и северо-восточная огибают освоенные земли, примыкающие к пригородам Хабаровска.
По территории заповедника протекают многочисленные горные речки и ручьи, впадающие в Амурскую протоку или в реки Уссури и Чирка. Безморозный период в заповеднике длится 160 дней.

Много и обычных растений которые произрастают на территории заповедника.

Флора заповедника представлена 1020 видами сосудистых растений, 218 видами мхов, 148 – лишайников и 824 видами грибов. Слайд 13

Лимонник, виноград амурский, орех маньчжурский. Слайды 14, 15

– Мало, ребята, из вас кто задумывался о том, что много растений, которые занесены в Красную книгу Хабаровского края и произрастают на территории нашего заповедника.

4. Выступления детей

ЖеньшеньСлайд 15

Царь лесных зверей – тигр,
царь морских зверей – дракон,
царь лесных растений – женьшень.

В переводе с китайского женьшень означает «человек-корень», так как очень часто корневище внешне напоминает фигурку человека. В китайских книгах женьшень считали царем лесных растений.

Слайд 16

Женьшень по справедливости можно считать символом жизни на Земле.
Первое письменное упоминание о нем находится в древнейшем китайском сочинении о лекарственных средствах «Шень-нун-бэн цао», относящемся к I в. до н. э., хотя в восточной народной медицине он применяется не менее 4-5 тысячелетий. И не было в истории медицины более легендарного растения. Ему приписывали свойство не только исцелять все болезни, но и вселять жизнь в умирающего человека. В народе его называли «корнем жизни», «чудом мира», «ударом бессмертия» и другими столь же громкими именами.

Растение с такими исключительными свойствами не могло возникнуть обычным путем, и поэтому о происхождении женьшеня сложено множество легенд. В одной из них утверждается, что растение рождается от молнии. Если молния ударит в прозрачную воду горного источника, то источник уходит под землю, а на его месте вырастает растение, вобравшее в себя силу небесного огня. Отсюда еще одно название – корень-молния.
Корень широко используют и в медицине, восточная медицина утверждает, что препараты женьшеня продлевают жизнь и молодость.

Лотос Комарова Слайд 17

Лотос – символ Будды, загадочный и прекрасный цветок, растущий на озерах Хабаровского края.
Этот уникальный цветок растет на нескольких озерах нашего заповедника и цветет всего несколько дней. Чтобы увидеть цветение лотоса, туристы забираются в глухомань и идут по колено в воде. Даже если по дороге они простынут – не беда: тот, кто видел цветение лотоса, будет счастлив и удачлив целый год. Лотос – предмет культа нескольких религий, именно его выбрал когда-то для просветления Будда.

Слайд 18

И, кстати, лотос – одно из древнейших растений планеты: он цвел еще 100 миллионов лет назад. диаметр цветущего лотоса достигает  30-32  см.   Семена лотоса необыкновенно живучи: были случаи, когда прорастали семена, хранившиеся в музее несколько сотен лет. Из них можно делать браслеты, четки.  Но сам цветок очень нежный и недолговечный: если его сорвать, он завянет через пару часов, даже если держать в воде. Любоваться лотосом можно только на озере
Таких озер в мире осталось катастрофически мало, можно пересчитать по пальцам. С каждым годом и здесь лотосов Комарова становится все меньше. Это самый крупный и красивый вид лотоса на планете, он занесен сразу в три Красные книги – края, России и мира.
Этот цветок почитается в древних религиях до сих пор.

Слайд 19

Животный мир заповедника насчитывает 8 видов рептилий, 6 видов амфибий, 50 видов млекопитающих, 224 вида птиц и 45 видов рыб.

Мандаринка

Слайд 20

Мандаринка – небольшая красивая уточка весом от 0,4 до 0,7 килограмм  в народе называют «японка». И действительно, окраска оперения мандаринки поражает своей красотой и яркостью. Странно даже, что на одной птице собраны почти все цвета радуги. Не нарушая общего впечатления, они удивительно сочетаются друг с другом. Длинный, широкий разноцветный хохол на голове, вееро-образные золотисто-желтые зеркальца на крыльях и кораллово-красный маленький клювик дополняют необычайную красоту самца утки Мандаринки.
Именно за такое оперенье птиц и назвали мандаринками – в честь китайских чиновников мандаринов, одежда которых тоже отличалась яркими красками.
Интересный факт: Утки-мандаринки считаются символом брака и  супружеской верности, так как эти птицы летают парами и образуют "семью" один раз в жизни.

Слайд 21

Белый аист – крупная птица, длина тела свыше 1 м, размах крыльев 2,2 м, масса 3,5–4,5 кг. …
Почти всюду считается добрым предзнаменованием, если аист построил поблизости гнездо. Этих птиц любят. Еще бы – аисты ведь приносят счастье! И детишек они приносят в клюве. Так, во всяком случае, не в меру любопытным малышам объясняли их происхождение. Но с аистами связаны и более стойкие легенды, рождавшиеся, кстати, не всегда на пустом месте.  Например, говорят, что если разрушить гнездо аиста, то он подожжет дом негостеприимного хозяина. И действительно, иногда аисты поджигают дома. Но не из мести – просто притаскивают в гнездо, расположенное на крыше дома, еще тлеющую головешку или ветку, взятую из не загашенного костра.

– Изображение дальневосточного аиста выпустили на монетах в 1 рубль  серии «Красная книга»

Слайд 22

– А теперь расскажем о самой крупной кошке в мире –  Амурский тигр.

Тигр амурский

– На самом деле, удивительно, что эта гигантская кошка среди кошачьих живёт в нашей тайге: климат здесь суровый. Конечно, амурский тигр приспособился к местным холодным зимам. Но его численность сокращается: растёт он медленно, лесные пожары, снежные зимы, браконьеры…всё это влияет на численность популяции амурского тигра.
Слайды 23, 24
Чтобы спасти это красивое животное от исчезновения правительства  некоторых азиатских стран принимают решения по его охране: в Китае, например, за убийство тигра – смертная казнь. В России  его  занесли в Красную книгу, 2010 год объявлен Международным годом тигра, во Владивостоке прошел   саммит азиатских стран, посвящённый Амурскому тигру, ежегодно отмечается  День Тигра в этом же городе. Этот красавец должен жить, а человек должен ему помочь!
Слайд 25

Главной задачей заповедника была и остается охрана природного комплекса Большого Хехцира во всем его многообразии

Основные виды деятельности заповедника: охрана природного комплекса, научные исследования, экологическое просвещение.

Слайд 26 

О богатейшем разнообразии флоры и фауны этих мест писал еще Н. М. Пржевальский: «Хехцирский хребет представляет такое богатство лесной растительности, какое редко можно встретить в других, даже более южных частях Уссурийского края».

5. Обобщение

– Ну а мы можем что либо сделать чтобы сохранить такую красоту?

Слайды 27-29

Не все люди конечно понимают, что от нас зависит будущее планеты и сможем ли мы сохранить все те растения, птиц и животных нашего заповедника. Не так давно мы впервые почувствовали  себя в роли волонтеров и навели порядок на нашем озере.
Вы можете увидеть что было. И что стало.

Слайд 30

– Сейчас ребята прочитают вам стихотворение:

Хехцир заповедный! Он почти бесконечный,
Живая частица ушедших времен,
Той жизни суровой, неспешной и вечной
Великих народов и малых племен.

Играют в Уссури лосось, и калуга,
И зреет в распадках лесной виноград,
Здесь север и юг дополняют друг друга.
Хабаровский край чудесами богат.

Здесь ходят медведи, скользят кабарожки,
Изюбрь и сохатый зовут здесь весну,
Бесшумно гуляют огромные кошки
И зорко хранят эту чудо-страну.

Цветут рододендроны в мае на склонах,
Все сопки укутав в сиреневый цвет,
И только у нас в уголках затаенных
Так чисто и нежно цветет бересклет.

6. Подведение итогов классного часа

– В заключение нашего классного часа – задание: найдите пожалуйста в нашей школе уголок, который посвящен нашему заповеднику.

Анализ мероприятия

Психологической задачей мероприятия являлось: настроить учащихся на положительное отношение  друг к другу, и к каждому члену классного коллектива.

Познавательная ценность мероприятия

Такие мероприятия направлены на формирование коллектива.
Изложение содержания классного часа имело доступность, логичность, доказательность.
В ходе мероприятия ставились проблемные вопросы для решения которых нужны были доказательства.
Содержание классного часа было направленно на развитие интеллекта, наблюдательности, памяти, речи, саморазвития.
Важное место в содержании классного часа было отведено выражению эмоциональных чувств учащихся, что способствовало созданию эмоционально – психологического климата.
В ходе мероприятия дети были активны, увлечены занятием, чему способствовало взаимодействие учителя и учащегося. На таких мероприятиях обязателен эмоциональный контакт. Ведь именно от учителя учащиеся получали эмоциональный заряд. Для этого были использованы: психологический настрой, этическая беседа. Применялись методы индивидуального воздействия, был налажен индивидуальный контакт с учащимися.
Классный час способствовал повышению уровня воспитанности всех учащихся.

Результативность

Цели и задачи классного часа были достигнуты.
Успешность этого классного часа обязательно требует от учителя, общей эрудиции в данном вопросе, знание возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста. Обязательным должно быть сотрудничество учитель – ученик.

Педагогические выводы и предложения

Классный час проведен на высоком профессиональном уровне.