Тема урока: "Путешествие по координатной плоскости". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Учебник: Виленкин Н.Я, Жохов В.И, Чесноков А.С, Шварцбурд С.И «Математика-6»

Тип урока: Урок повторения и систематизации знаний по теме: "Координатная плоскость" с использованием презентации и практической работы по построению точек на координатной плоскости.

Цели урока:

  • Образовательные.
    • учащиеся должны знать что положение точки на плоскости задаётся двумя числами – координаты точки;
    • знать порядок записи координат и их название;
    • уметь читать координаты точки, закрепив это умение игрой «Поражение цели»;
    • уметь определять положение точки на координатной плоскости, закрепив это умение игрой «Разведчики»;
    • уметь отмечать на координатной плоскости точку по заданным координатам, приняв участие в «соревновании художников».
  • Развивающие.
    • сформировать у учащихся представление о координатной плоскости (прямоугольной системе координат);
    • развивать самостоятельность мышления, воспитывать у учащихся умение работать в группе;
    • повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету;
    • развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету;
    • развитие потребности к самообразованию.
  • Воспитательные.
  • воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;
  • показать математику, как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик;
  • воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор, компьютер учителя, карточки.

Программы и файлы:

  • Презентация «Координатная плоскость»
  • Программа «Математический конструктор» с приготовленной заранее системой координат
  • Программа « Живая геометрия»

ХОД УРОКА

I. Повторение и систематизация знаний по теме: «Координатная плоскость» с использованием презентации

Вопросы:

1) Что изображено на рисунке? (Презентация, слайд 1)
2) Как называются пересекающиеся прямые?
3)Чем является точка О? Какие координаты она имеет?
4) Какие числа откладываются от точки О вправо? влево?
5) Какие числа откладываются от точки О вверх? вниз?
6) Постройте точки А(1,2); В(– 2,3); С(– 4,– 4); D(2,– 3); (слайд 2)
7) В какай координатной четверти лежит точка А? В? С? D?
8) Какие координаты имеют точки, лежащие в I координатной четверти? во II? в III ? в IV?
9) Если точка лежит на оси абсцисс, то какие координаты она имеет? (слайд 3)
10) Если точка лежит на оси ординат, то какие координаты она имеет? (слайд 3)

II. Актуализация знаний. Закрепление изученного материала в ходе игры в группах «Поражение цели»

Условия игры:

На доске даётся система координат, на ней пять «синих точек» – вражеские самолёты; пять «красных точек» – вражеские танки; пять зелёных точек – вражеские подводные лодки. В классе создаются три команды: I ряд – самолёты; II ряд – танки; III ряд – подводные лодки. Чтобы снаряд попал в цель, орудийный наводчик должен назвать координаты цели. Если учитель показывает синюю точку, то кто– либо из членов первой команды должен назвать её координаты. При правильном ответе эта точка снимается с доски – цель поражена. Выигрывает та команда, у которой остаётся меньше точек при одинаковом числе заданий.

Например: (слайд 4)

IV. Актуализация знаний. Закрепление изученного материала в ходе игры в группах «Разведчики»

Условия игры:

Класс делится на три группы. Каждая группа получает зашифрованное донесение. Выигрывает та команда, которая быстрее прочитает слово. Шифровка представляет собой координаты точек, которые в прямоугольной системе координат записаны соответствующими буквами. (слайд 5).

1 карточка:

(4;0), (5;– 4), (0,– 3,5), (0;– 3,5), (3;2), (– 4;0), (3;– 3).

2 карточка:

(0;– 3,5), (5;4), (0;0), (– 6;3), (0,3,5), (– 7;6), (0;3,5), (– 4,5;– 5).

3 карточка:

(1;5,5), (0;3,5), (– 5;1), (3;2), (– 4;0), (5;4)

Ответы: (слайд 6)

1 карточка: Гиппарх
2 карточка: Птолемей
3 карточка: Декарт

Написать доклад или сделать презентацию о великих ученых:
Гиппархе, Птолемее, Декарте.

V. Актуализация знаний. Закрепление изученного материала в ходе индивидуальной работы в «Конкурсе художников».

Условия конкурса:

Ученикам выдаются карточки на которых написаны координаты точек, если каждую точку соединять последовательно с другой отрезком, то в результате получится определённый рисунок.

1 карточка

(– 9,7); (– 7,8); (– 6,10); (– 3,10); (– 1,7); (8,1); (15,– 2);
(13,– 4); (6,0); (4,– 1); (3,– 1); (1,– 7); (– 1,– 7); (1,– 6); (2,– 1);
(0,– 1); (– 2,– 7); (– 4,– 7); (– 2,– 6); (– 1,– 1); (– 5,2); (– 6,5);
(– 7,6); (– 9,7) и (– 5,8).

2 карточка

(0,0); (13,0); (12,– 1); (10,– 2); (5,– 3); (– 3,– 3); (– 6,– 2);
(– 8,– 1); (– 9,0); (0,0); (– 1,2); (0,16); (12,2); (0,0);
(– 10,1); (0,16).

3 карточка

(– 3,2); (– 6,2); (– 6,3); (– 9,4); (– 5,4); (– 3,5); (– 7,7); (– 8,7); (– 10,8); (– 9,8); (– 10,11); (– 8,10); (– 9,12); (– 7,10);
(– 5,9); (– 2,8); (– 1,5); (0,5); (– 1,7); (– 1,8); (1,10); (2,10); (2;9,5); (3,9); (1,9); (0,8); (0,7); (1,4); (– 1,3); (– 3,2) и (1,5;9,5).

4 карточка

1) (4,0); (3,0); (2,1); (2,2); (3,3); (3,5); (4,6); (4,8); (5,7); (12,6); (14,8); (14,10); (15,11); (19,9); (19,8); (16,8); (15,1); (16,1); (16,0); (15,0); (14,1); (13,3); (5,3); (3,2); (3,1); (4,1); (4,0).
2) (14,10); (15,8); (15,11) и (16,10).

5 карточка

1) (– 7,1); (– 8,3); (– 7,4); (– 5,2); (– 3,2); (0,3); (3,3); (5,2); (7,0);(5,– 2); (3,– 2); (2,– 4); (0,– 4); (– 1,– 2); (– 5,0); (– 7,– 2); (– 8,– 1); (– 7,1).
2) (– 4,2); (– 3,4); (2,4); (3,3).

6 карточка

(– 8,4); (– 8,7); (– 6,9); (– 6,10); (– 5,10); (– 5,4); (– 1,7); (6,3); (6,– 1); (5,– 1); (5,1); (4,1); (4,– 6); (3,– 6); (3,– 2); (1,– 1); (– 6,– 1); (– 6,– 6); (– 7,– 6); (– 7,5); (– 8,4).

7 карточка

(0,0); (– 1,1); (– 3,1); (– 2,3); (– 3,3); (– 4,6); (0,8); (2,5); (2,11); (6,10); (3,9); (4,5); (3,0); (2,0); (1,– 7); (3,– 8); (0,– 8); (0,0).

8 карточка

(– 7,2); (– 3,4); (– 1,4); (2,7); (2,4); (5,4); (9,– 5); (10,– 9); (8,– 8); (5,– 10); (7,– 5); (3,– 2); (– 7,– 2) и (– 3,1).

III. Подведение итогов урока. (слайды 7-10).

Учитель подводит итоги урока. Выставляются оценки за работу по карточкам. Презентация служат для визуализации правильных ответов к заданиям, которые дети получают на карточках. Все задания в папках с презентациями.

IV. Домашнее задание (слайды 11-12).

Домашняя работа даётся на карточках в двух вариантах.

9 карточка

1) (– 15,– 1); (– 8,– 7); (– 6,– 8); (– 6,– 4); (– 3,0); (– 3,2); (– 2,6);
(– 3,8); (– 3,10); (– 2,11); (– 1,10); (1,10); (2,11); (3,10); (3,8); (2,6); (3,3); (3,1); (5,– 3); (3,– 5); (2,– 1); (2,5;– 5); (1,5;– 6); (1,– 4); (1,– 6); (2,– 9); (– 1,– 10); (– 3,– 11);
(– 5,– 10);(– 10,– 8);(– 14,– 4);(– 15,– 1).
2) (– 1,8) и (1,8) и (0,7).

10 карточка

1) (– 7,0); (– 3,9); (– 1,11; (1,11); (3,9); (7,0); (5,0); (1,3); (– 1,3);
(– 5,0); (– 7,0).
2) (1,– 9); (2,– 8); (2,1); (1,3); (– 1,3); (– 2,1); (– 2,– 8); (– 1,– 9); (1,– 9).
3) (– 2,– 1); (– 3,– 2); (– 2,– 2); (– 1,– 3); (0,– 2); (1,– 3); (2,– 2); (3,– 2); (2,– 1).
4) (– 2,6); (– 2,7); (– 1,7); – 1,6).
5) (3,2); (3,3); (4,3); (4,2).
6) (0,8); (0,9); (1,9); (1,8).
7) (– 5,2); (– 5,3); (– 4,3); (– 4,2).
8) (0,4); (0,5); (1,5); (1,4).

На следующем уроке домашняя работа проверяется с помощью Презентации.

Приложение