Авторская программа "Искусство музыки и театра"

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Программа «Искусство музыки и театра» предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования по предмету «Музыка». Содержательной и концептуальной основой данной программы являются главные положения музыкально – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, идеи развивающего обучения и их воплощение в программе Г.С. Ригиной, подходы Т.В. Надолинской к усвоению содержания музыки через драматизацию и театрализацию, способы воплощения идеи взаимодействия музыки с другими видами искусства в программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Цель преподавания музыки в рамках данной программы заключается в воспитании музыкальной культуры как духовной основы внутреннего мира школьников посредством театрализации содержания музыкальных произведений.

Задачи уроков музыки в пятом классе заключаются в следующем:

  • научить учащихся понимать и любить музыку во всем многообразии ее жанров и форм;
  • научить выделять взаимосвязи между музыкой другими видами искусства, в том числе театром, определять роль музыки в театрализованных постановках;
  • формировать эмоциональную отзывчивость и развивать музыкально-творческие способности учащихся в процессе театрализации музыкальных произведений;
  • прививать основы музыкально-эстетического вкуса на примерах взаимосвязи различных видов искусства;
  • способствовать формированию культуры восприятия музыки во всех видах музыкально-художественной деятельности.

Программа разработана на основе общедидактических принципов научности, систематичности и доступности, связи обучения с жизнью, наглядности и др., а также принципов художественной дидактики:

  • целостности, сходства и различия (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Терентьева);
  • интереса, увлеченности, изучения музыки как живого искусства (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин);
  • интонационности, ассоциативности и вариативности, образности, разного и своеобразного (Л.В. Горюнова).

Важнейшим принципом программы являются тематическое построение, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства. Каждая четверть учебного года имеет свою тему, которая раскрывается от урока к уроку, формируя музыкально-языковое мышление школьников.

Тема учебного года учащихся пятого класса: «Музыка и другие виды искусства». Темы четвертей расположены следующим образом:

  • I четверть: «Взаимосвязь музыки и литературы как основа театрального искусства в театре»;
  • II четверть: «Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства в театре»;
  • III четверть: «Опера как синтез музыки и театра»;
  • IV четверть: «Балет как синтез музыки и театра».

Содержание образовательной программы по музыке в 5 классе включает в себя произведения таких композиторов как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, И. Стравинский, Ф. Шуберт, Э. Григ, Ф. Шопен, В.А. Моцарт, К. Дебюсси, М. Равель, С.В. Рахманинов, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, Г. Свиридов и др. Кроме рекомендуемых программой произведений учитель может включать в уроки музыкальные произведения, соответствующие критериям художественности, увлекательности, педагогической целесообразности, воспитательной значимости.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную функцию, сколько играет самоценную роль в освоении содержания программы. Многие песни предназначаются для театрализации, ролевых игр. Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с его целью его вариативного использования.

При изучении темы первой четверти в сознании школьников устанавливаются связи между музыкой и литературой, формируется умение воспринимать музыкой и литературой, формируется умение воспринимать музыку в опоре на её основные области, связанные с литературой: песню, романсы, хоровые жанры. Элементы музыкальной и поэтической речи выступают при этом как средства, подчеркивающие те или иные стороны образного содержания музыкального произведения. Исходя из этой основной установки, учитель на последующих этапах обучения не только заботится об успешном усвоении учащимися очередной темы, но и формирует новое качество умения услышать музыку в опоре на заложенный на первом этапе фундамент музыкальной культуры.

На уроках второй четверти главная задача состоит в том, чтобы углубить в сознании школьников понимание взаимосвязей музыки и изобразительного искусства на основе изучения таких коренных основ музыкального искусства, как интонация, развитие и построение различных произведений. Школьники учатся оперировать этими знаниями в процессе восприятия музыки, а также при обсуждении взаимосвязей музыки с произведениями изобразительного искусства и их отражению в театральном искусстве.

Это новое качество понимания взаимосвязей музыки, литературы и изобразительного искусства закрепляется в третьей четверти на примерах оперы и балета как музыкально-театральных жанров и в четвертой четверти на примерах музыкальных произведений из кинофильмов и театральных постановок. В результате возвращения к пройденным темам постепенно расширяются знания учащихся, закрепляются полученные умения и навыки.

Содержание программы реализуется на основе применения общепедагогических и специфических методов обучения. Среди общепедагогических ведущую роль играют методы проблемного обучения, направленные на активизацию учащихся, на проявление самостоятельности и творчества в учебно-художественной деятельности.

Важнейшими специфическими методами изучения и освоения программы являются:

  • метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу (Д.Б. Кабалевский);
  • метод обобщения размышлений о музыке (Э.Б. Абдуллин);
  • метод импровизации (Н.А. Терентьева);
  • метод драматизации и театрализации (Т.В. Надолинская);
  • метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев).

Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу позволяет установить взаимосвязь между этапами обучения, между темами и музыкальным материалом четвертей, между уроками. Этот метод способствует пониманию школьниками необходимости полученных знаний, умений, навыков для дальнейшего обучения. Кроме того, обращение к одному и тому же произведению, но с разной целью закрепляет его эмоциональное восприятие, вырабатывает к нему ценностное отношение у школьников.
Метод обобщения размышления о музыке направлен на организацию усвоения школьникам темы урока, а также на развитие у школьников осознанного отношения к музыкальному искусству, на формирование у них художественного мышления. Этот метод способствует реализации целостности урока с учетом конкретных условий обучения. При знакомстве с новым материалом метод обобщения размышлений о музыке имеет три основных момента: учителем ставится проблемная задача; постепенное, совместно с учащимися решение этой задачи; окончательный вывод, сделать который и произнести (по возможности) должны сами учащиеся. Метод обобщения направлен на формирование способности учащихся самостоятельно ориентироваться в музыке, на основе усвоенного знания.

Метод импровизации используется для организации игровой деятельности школьников. В процессе проведения музыкально-дидактических игр учащиеся самостоятельно распределяют роли, участвуют в развитии драматургии, но учитель направляет их действия, знакомит их с сюжетом игры. Школьники приобретают навыки мелодической, ритмической, двигательной импровизации. Методическая новизна данной программы заключаются в том, что игровое моделирование становится важным фактором музыкально-творческого саморазвития школьников. Это создает педагогические условия для использования на уроке музыки игр, драматизации, а также способствует проведению уроков в театрализованной форме.

Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим методом данной программы. Он соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики. Однако более точным представляется употребление термина дисциплина, выражающего, самостоятельную отрасль науки. В данном случае такую самостоятельную отрасль представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область «Искусство». В рамках программы метод междисциплинарных взаимодействий проявляет себя в «создании художественного контекста» (Л. Горюнова) – поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному; в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью в театральном искусстве; в обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой, литературой и изобразительным искусством. Особо отметим, что явление взаимодействий распространяется не только на область искусства, но и получает широкое воплощение с точки зрения «музыка и жизнь».

Реализация программы осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

Каждый вид учебной музыкальной деятельности играет определенную роль в музыкальном образовании школьников. Среди них слушательская деятельность имеет первостепенное значение как деятельность познавательная, поскольку обеспечивает максимально широкий объём получаемых знаний о музыке и знаний самих музыкальных произведений. Слушание музыки следует организовывать таким образом, чтобы учащиеся накапливали слуховой опыт, получали знания, в результате чего могли самостоятельно понимать содержание незнакомого им произведения. Традиционно выделяют следующие этапы в организации слушания музыки:

  • вступительное слово учителя;
  • слушание произведения;
  • беседа о прослушанном произведении;
  • анализ произведения;
  • повторное слушание.

На основе навыка осознанного восприятия музыки, полученного в результате слушательской деятельности, развиваются исполнительские умения и навыки. Исполнительская деятельность учащихся осуществляться в следующих видах:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение;
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • музыкально-ритмические движения.

Весь процесс обучения пению способствует активному включению детей в исполнительскую деятельность, тесно связанную с другими видами музицирования (игрой на детских музыкальных инструментах, пластическим интонированием, музыкально-игровой драматизацией).

Осваивая исполнительские виды деятельности, учащиеся приобретают практический опыт воспроизведения разнообразных музыкальных интонаций, благодаря чему более глубоко проникают в содержание музыки, они как бы «проживают» это содержание, что, несомненно, сказывается на уровне их музыкальной культуры. Следует отметить, что исполнение музыки – более активный вид музыкальной деятельности по сравнению со слушанием музыки.

Импровизация и сочинение музыки – это виды музыкально-творческой деятельности, в которых проявляются самостоятельность и активность учащихся. Однако в условиях общеобразовательной школы можно говорить только об элементах сочинения, импровизации. Детское творчество понимается не столько как создание новых музыкальных текстов, сколько творческий процесс, пробуждающий у школьников способности к продуктивному самовыражению. Творческие задания даются учащимся с учётом уровня их общего и музыкального развития, особенно важно владеют ли они видом певческой или инструментальной деятельности, в русле которой необходимо выполнять это задание. Результатом такой деятельности может явиться несколько интонаций, но смысл включения учащихся в жизни как самое главное для них, самое существенное и что они пытаются в первую очередь изобразить в игре на данный сюжет может иметь различное содержание ( в зависимости от творческих возможностей педагога и учащихся).

Анализ выразительных средств драматизации помогает выявить механизм организации и управления игровой деятельности школьников на уроке. Выделяют комплекс взаимообусловленных операций:

1. Восприятие – слушание музыкального материала, который предстоит драматизировать.
2. Анализ содержания и музыкально-речевых элементов произведения в целях проведения драматизации:
    а) воссоздание обстановки действия (частичный пересказ сюжета после слушания музыкального произведения);
    б) перечисление действующих лиц для определения количества ролей и их исполнителей;
    в) словесное описание внешности персонажей для оказания помощи «гримерам» и «костюмерам»;
    г) музыкальная характеристика каждого персонажа и особенностей его музыкальной речи;
    д) разработка мизансцен с целью инсценировки выбранного музыкального произведения.
3. Определение исполнительских задач, обусловленных идеей реализации авторского замысла композитора и драматурга.
4. Художественная интерпретация произведения и выбор средств выразительности музыкального и вербального языка для осуществления намеченных задач.
5. Инсценировка музыкально-сценического произведения.
6. Анализ качества исполнения с точки зрения воплощения художественной идеи произведения (степень воплощения отдельных персонажей – идентификация сценического образа, развертывание сценического действия).
7. Подведение итогов проделанной работы и оценка результатов проведенной игры-драматизации.

Структуру драматизации можно соотнести с этапами интегрированного урока музыки. При подготовке интегрированного урока определяющим моментом является то, что уроки музыки – это уроки искусства, важнейшей задачей которых является воспитание личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства (О.А. Апраксина, Т.Е. Вендрова, В.К. Белобородова, М.П. Блинова, Г.С. Ригина и др.). Урок музыки как целостная художественно-педагогическая форма должен иметь свои специфические методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации сопереживания, постижение нравственно-эстетической сущности искусства, а затем уже получение знаний, умений и навыков, стремление определить эти специфические особенности привело нас к закономерностям самого искусства, и , прежде всего, искусства драматического.

Феномен театрального искусства – перевоплощение и его элементы – может возникать в условиях обычного урока, и в минимальных дозах доступен каждому ученику. Поэтому включение в интегрированный урок музыки драматизаций позволяет не только ввести детей в мир большого искусства, но и организовать его по законам театрального действия.

В интегрированном уроке музыки, организованном в условиях драматизации, присутствуют все элементы сценического действия: завязка, разработка, кульминация, развязка. Разрабатывая сценарий урока музыки, основанного на взаимодействии различных видов искусства – музыки, театра, живописи, литературы, необходимо учитывать, что между драматическим произведением и школьным уроком музыки существует не только сходство, но и различие. Во-первых, в драме идея произведения, его тема, то, что входит в понятие содержания произведения, раскрывается через элементы формы: сюжет, композицию и другие формообразующие элементы, особая роль отводится сюжету, так как через сюжет создаются конфликтные ситуации.

Правомерно говорить и о сюжете урока, однако в отличие от театральной постановки музыкально-сценического произведения, урок музыки включает не только само действие, но и содержит биографические сведения о композиторе, драматурге, историю создания произведения, все то, что должен знать учащийся при изучении предмета. Кроме того, само произведение, предназначенное для инсценирования, может включаться в урок не целиком, а фрагментарно.

Для того чтобы урок представлял собой целостное художественно-педагогическое произведение, его нужно драматургически выстроить, разработать композицию и на её основе – сценарий урока. Под композицией урока следует понимать внешнее оформление в движении сюжетного содержания (первые действия учащихся в связи с возникновением замысла; продукция их деятельности на различных этапах урока; окончательное завершение замысла).

Во-вторых, в отличие от драматического произведения, в ходе урока музыки один и тот же ученик может оказаться не только активным участником музыкально-сценического действия, но и зрителем, слушателем, режиссером и т.п. Следовательно, организация музыкально-образовательного процесса в условиях драматизации будет создавать не только оптимальные условия многосторонних художественных способностей учащихся, но и способствовать гуманизации отношений педагога и учащихся.

При подготовке и проведении учителем музыки музыкальных игр и театрализаций рекомендуется придерживаться трех этапов:

Установочно-подготовительный этап: знакомство учащихся с названием и условиями проведения игры, игровыми и дидактическими задачами, правилами, действиями, результатом, выбор участников игры, распределение ролей.

Функциональный этап: включение учащихся в художественно-творческую и музыкальную деятельность, проведение игры по заданным правилам и действиям, работа над драматическим развитием, кульминацией, развязкой, сценическим воплощением музыкальных образов (т.е. собственно драматизация музыкально-дидактического материала).

Оценочный (результирующий) этап: оценка выполнения игровых и дидактических задач, правил, действий, сценичности воплощения музыкально-игровых образов.

Функция учителя музыки при руководстве музыкально-дидактической игрой или театрализацией определяются следующим образом:

  • учитель-актер, учитель-режиссер, учитель-дирижер;
  • учитель-импровизатор, учитель-исполнитель, учитель-дирижер;
  • учитель-постановщик музыкального спектакля, инсценировок, музыкальных конкурсов, путешествий, КВН.
  • учитель-организатор особой атмосферы «концертного зала» для установления взаимоотношений доверия, непринужденности, сотрудничества, радостного постижения образного содержания музыкального искусства.

Последовательность включения игр и драматизаций в содержание музыкального обучения обусловлена задачами музыкального развития школьников. Игры, драматизации и сценарии театрализованных постановок включены в программу в соответствии с темами учебных четвертей. Во всех разделах содержания программы предложено большее количество музыкального материала, чем это необходимо, что позволяет учителю выбрать произведения в соответствии с запросами и интересами учащихся конкретного класса.

Для организации театрализованной деятельности учащихся педагогу необходимо:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);
  • приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Игра-драматизация является разновидностью театрализованной деятельности с присущими ей специфическими особенностями. Во-первых, игра-драматизация также является формой усвоения социального опыта людей, причем не только теоретико-познавательного, но и опыта общения, художественных ценностей и значений. Во-вторых, в игре актуализуется индивидуальный опыт школьника в сфере музыкальной деятельности (при этом имеется в виду, прежде всего опыт эмоциональный – круг эмоционально насыщенных представлений и образов). В-третьих, необходимо отметить процессуальность игры, которая рождается в данный момент и является следствием взаимодействия первых двух сторон – социального опыта как результативной стороны деятельности и индивидуального опыта как её побудительного начала.

На уроке музыки игра-драматизация организуется на сюжете литературного или музыкально-сценического произведения, специфическими особенностями которой является то, что в её процессе всё прочитанное или услышанное воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, пантомимики, жеста, позы, мизансцены (группировки).

Т.В. Надолинская выделяет три концентра форм драматизации по уровню сложности:

Первый концентр представляет собой простейшие формы драматизации, в основе которых лежит использование одного или двух выразительных средств: исполнение музыкальных диалогов, песен «по ролям», импровизация типа «музыкальный разговор»; умение «войти в роль» при восприятии-слушании музыки, создание атмосферы «концертного зала», «музыкального театра», «драматического действия»; исполнение песен солистами.

Второй концентр представляет собой более сложные формы драматизации, связанные с установкой на использование совокупности выразительных средств: умение правильно интонировать музыкальную речь героев музыкально-сценических произведений, ориентация на привлечение средств интонационной и пластической выразительности при исполнении сольных эпизодов, участие в вокальных, инструментальных и драматических импровизациях, составление музыкальных иллюстраций к произведениям народно-поэтического творчества, инсценировка фрагментов отечественной и зарубежной детской музыкальной классики.

Третий концентр составляет драматизация развернутой формы, т.е. драматизация, включающая в себя все выразительные средства. Необходимо отметить, что развернутая драматизация может применяться в трех вариантах, различных лишь по объему: драматизация отдельного эпизода, нескольких, связанных между собой эпизодов и драматизация целого произведения (инсценировка песен, постановка фрагментов детских опер, музыкальных сказок, уроков-спектаклей).

С целью обеспечения учителя музыки ориентирами при выборе произведения для драматизации необходимо определить, что является её сюжетом и содержанием. Сюжет драматизации – это та власть музыкального искусства, которую школьники стремятся изобразить в игре. Содержанием драматизации является то, что именно школьники выделяют в отображаемой музыкальное сочинительство заключается в пробуждении творческого начала и в осознании пути рождения музыки. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и потому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников, и в первую очередь в пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации. В связи с этими отличительными критериями оценки творчества и деятельности как учащихся, так и учителя являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности, её тематика практически не ограничены и могут удовлетворять любые интересы и желания школьника. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленное воспитание, вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь учащихся, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность.

Содержание программы

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса

– уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством в театрализованных постановках на основе полученных знаний и выражать их размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков, эскизов декораций для постановок;
– уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров: песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
– знать новые имена композиторов, авторов других художественных произведений, включая детские музыкальные сказки и спектакли;
– иметь навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).

Рекомендуемая литература

  1. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина – М.: Глобус,–2008.–170 с.
  2. Кошмина, И.В. Музыкальные сказки и игры для детей школьного возраста / И.В. Кошмина, Ю.В. Ильина, М.П. Сергеева.– М.: ВЛАДОС, 2002.–56 с.
  3. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / сост. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.– М.: Дрофа, 2004.–96 с.
  4. Музыка. 1-8 классы: программы для общеобразовательных учреждений /под науч. рук. Д.Б. Кабалевского /под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.– М.: Просвещение, 2006.–225 с.
  5. Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко / авт.-сост. В.М. Самигулина.– Волгоград: Учитель, 2007.– 154 с.
  6. Меньших, И.В. С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей / И.В. Меньших.– Ростов н/Д: Феникс, 2007.– 57 с.
  7. Надолинская Т.В. Методические рекомендации к учебным пособиям «Музыка» / Т.В. Надолинская. – Таганрог: Айкэн, 1998.–157 с.
  8. Науменко, Т.И. Музыка 5 класс. Учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.– М.: Дрофа, 2004.–126 с.
  9. Поурочные разработки по музыке: 5 класс: Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Музыка: 5 класс» / И.В. Конева, Н.В. Терентьева.– М.: Экзамен, 2009.–173.
  10. Ригина, Г.С. Музыка / Г.С. Ригина // Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», изд-во « Учебная литература», 2005.–272 с.
  11. Стародумова О.Б. Мы танцуем и поем: музыкальные сценарии для начальной школы / О.Б. Стародумова.– Ростов н/Д: Феникс, 2007.– 78 с.
  12. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства.– М., 1990.–231 с.
  13. Терентьева Н.А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию // Педагогика. 1992.№1-2.– С.38-47.
  14. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л.В. Золина.– М.: Глобус, 2008.–176 с.
  15. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. Пятый класс / под науч. рук. Д.Б. Кабалевского.– М.: Просвещение, 1982.– 160 с.
  16. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. Пятый класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.– М.: Просвещение, 1992.– 144 с.
  17. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников /Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС, 2001.– 160 с.
  18. Видеохрестоматия по программе «Музыка». 1-4 кл., 5-8 кл.» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.