Серия родительских собраний "Феномены человеческой психики"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Некоторое время назад ко мне стали обращаться педагоги с просьбой, поговорить с детьми о жадности, лени, зависти. Мы начали этот разговор, но он оказался малоэффективен без разговора с родителями. И это понятно почему – семья сегодня формирует личность ребёнка, задаёт ему систему ценностей, направляет его поведение. Так родилась серия бесед для родителей младших школьников.

Темы, предложенные ниже для обсуждения – жадность, зависть, лень – вечные. Они имеют достаточно дуальный характер и очень по-разному рассматриваются в психологии. Однако это делает их более привлекательными и интересными.

Родительские собрания представляют собой беседу с использованием сказок и притч на данную тему, а так же работу с методическим материалом. Главное условие – информативность и небольшой объём, увлекательность и актуальность. Сказка, притча – привлекает внимание, лучше запоминается. Образ оставляет след в памяти человека намного больший, чем язык науки.

Предложенные ниже собрания содержат материал не только для психологов, но и для педагогов.

Родительское собрание “Феномен жадности”

Приложение 1

Цели и задач: познакомить родителей с определением жадности, механизмами её возникновения и развития; определить пути решения возникающих проблем.

Ход собрания

1. Вместо вступления – введение темы через притчу. Жадность.

- О чем эта притча? Какой рисуется жадность в этой притче? Как вы относитесь к этой человеческой особенности? Считаете ли вы её столь же разрушительной, как рассказывает притча?

2. Понятие жадности.

3. Пословицы и поговорки о жадности.

4. Жадность и желание отдавать всё. Мотивы.

5. Как формируется жадность. Прежде чем начать разговор об этом, предлагаю поиграть в такую игру. Давайте представим, что нам надо воспитать жадину. Что мы для этого будем делать? /Совместный разговор с родителями/.

6. Подведение итогов.

Вместо заключения. Стихи о жадности.

Жадный Вартан (Армянская сказка). 

Обратная связь. Что нового узнали. Какими впечатлениями хотят поделиться.

Родительское собраниеФеномен зависти: палач и жертва в одном чувстве”

Приложение 2

Цели и задач: познакомить родителей с определением зависти, механизмами её возникновения и развития; определить пути решения возникающих проблем.

Афоризмы на доске: В основе чувства зависти — неуважение к самому себе.

Зависть — один из стимулов мечты.

Ход собрания.

1. Приветствие. Введение темы через басню. (И.А. Крылов. Лягушка и вол)

Ответьте сами себе на вопрос: актуальна ли эта тема для вас? Испытывали ли вы или ваши дети чувство зависти? Какими эмоциями сопровождалось это чувство?

2. Определение зависти.

3. Феномен зависти. Предлагается рассмотреть материал родителям самостоятельно (в группах или индивидуально) и поделиться впечатлениями: в чём особенность зависти? Всегда ли она глубоко негативна? Время самостоятельной работы 5-7 минут.

4. Как справиться с завистью.

5. Пословицы и поговорки о зависти.

6. Детская зависть. Как не допустить.

А) Как мы воспитываем зависть.

Б) Как не воспитать завистника.

7. Подведение итогов. Вместо заключения. Сказка про Счастье и Зависть.

Обратная связь. Что нового узнали. Какими впечатлениями хотят поделиться.

Родительское собрание “Вся правда о лени”

Приложение 3

Цели и задач: познакомить родителей с определением лени, механизмами её возникновения и развития; определить пути решения возникающих проблем.

Ход собрания.

1. Приветствие. Введение темы через сказку. (Сказка о Ленях и людях)

Давайте подумаем, актуальна ли эта тема для вас? Сталкиваемся ли мы в жизни с этим феноменом? А наши дети?

2. Понятие “Лень”.

 - Классификация лени. Предлагается для самостоятельного изучения родителям в течение 5-7 минут. После работы – совместное обсуждение: что нам даёт понимание того, какая лень бывает?

  • Лень как двигатель прогресса.
  • Лень как защитная реакция организма.
  • Лень как отсутствие мотивации.
  • Лень как выгода.
  • Лень тунеядца.
  • Леность ума.

3. Притча “Берегитесь лени”.

4. Мотивация - как способ понять и преодолеть лень.

5. Кому нужна лень?

6. Ленивое детство. Иногда мы сами приучаем детей лениться,

7. Вместо заключения. Лекарство от лени.

 Обратная связь. Что нового узнали. Какими впечатлениями хотят поделиться.

Литература

  1. http://psihotesti.ru/gloss/tag/zavist/
  2. http://psyfactor.org/lib/envy.htm
  3. http://www.aphorism.ru/193.shtml
  4. http://www.chuvstvnet.ru/index/0-187
  5. www.kotlov.info
  6. http://www.no-stress.ru/articles/religion/analiz-zavisy.html
  7. Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2001.
  8. Бондаренко О.Р., Лукан У., Социология. Психология. Философия. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 2.
  9. Веллер М. Все о жизни. – СПб.: Нева, 1998. – С. 464-472.
  10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: “Питер”, 2001;
  11. Ильин Е. П., Факторы, облегчающие возникновение зависти // www.book.ru, 2008.
  12. Психология зависти//www.niirus.ru, 2008;
  13. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или психология порока. – М.:АСТ, 2010.Щербатых Ю.В., д.б.н., профессор кафедры психологии ВФ МГЭИ,
  14. Эпштейн Дж. Зависть. – М.: АСТ, 2006.