Элективный курс для 9–11-х классов "Культура речи – залог успеха, или Как научиться правильно и красиво говорить"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Культура речи – это научная дисциплина, совокупность определённых знаний, речевых умений и навыков каждого человека.

Главным понятием культуры речи является  «норма». Норма – это принятые на данном этапе развития языка правила словоупотребления, словообразования, произношения, построение предложений и т.д

Речь говорящего – его интеллект и культура. Доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не даёт ему такого авторитета и возможности с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить.  Для этого нужно знать речевой этикет.

Речевой этикет включает правила речевого общения между людьми. Жизнь показывает, что не только дети, но и взрослые, к сожалению, не владеют в должной степени правилами речевого поведения, которые должны помочь поддержанию доброжелательных контактов в человеческом обществе. Обучение речевому этикету – это обучение мотивированному выбору языковых средств общения в соответствии с речевой ситуацией.

Предполагаемый курс выполнит в определённой мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общению, так как всем учащимся предстоит сдавать экзамены, учиться  в разных учебных заведениях, затем поступать на работу, следовательно, культура речи поможет в социализации учащихся.

Цель курса: научить учащихся культуре речи, культуре поведения, культуре общения.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи;
  • сформировать умение активно пользоваться различными этикетными
  • формами в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации;
  • знать нормы устной речи.

В результате элективного курса  учащиеся должны

знать:
– правила речевого общения между людьми;
– нормы устной речи;
– основные виды эмоционального воздействия на слушателя;
– формы обращений и приветствий;
– средства выразительности речи.
уметь:
правильно приветствовать собеседника и обращаться к нему;
– вести беседу, говорить по телефону;
– правильно произносить слова, ставить ударение, не допускать в своей речи грубых просторечий, жаргонизмов;
– правильно использовать иноязычные слова, фразеологизмы;
– правильно употреблять грамматические формы всех частей речи;
– использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя;
– использовать  средства выразительности речи;
– контролировать тембр голоса.

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 10 классов, состоит из 10 разделов. На изучение курса отводится 34 часа. В 10 классе уменьшается количество часов по русскому языку, а данный курс даёт возможность расширить знания о языке, обеспечивает творческую деятельность на занятиях, создаёт условия для овладения умением проводить диспуты, дебаты, полемизировать и подготовит к дальнейшему деловому общению, чего не хватает на обычных уроках.
Элективный курс может быть предложен  любой профильной или универсальной группе.

Содержание программы

Введение

Значение культуры речи в жизни общества.
Этикет – кодекс хороших манер. Поведение и общение как проявление внутреннего мира человека. Основные проявления этикета.

Речевой этикет

Понятие о речевом этикете. Правила поведения людей, правила, как вести себя среди людей, чтобы им было хорошо, приятно, уютно. Правила обращения людей друг к другу, формы приветствия и прощания, поздравления и ответы на них. Остановится на каждом виде речевого этикета: приветствие, обращение, извинение, умение вести беседу, разговор по телефону. Использование разного рода упражнений.

Образность речи

Тропы.
Художественные определения-эпитеты.
Образные сравнения. Метафорические образы. Метафоры мёртвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развёрнутые.  Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз. Использование практических упражнений по нахождению средств выразительности речи.

Богатство речи

Количество слов, используемых в речи, – критерий её богатства и бедности.
Многообразие значений слов. Значение основное (прямое, переносное, главное). Многообразность лексики – неисчерпаемый источник её обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова.
Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра слов. Каламбур.
Синонимическое богатство русского языка. Градация. Контрастные слова – антонимы. Оксюморон. Антифразис.

Нормы устной речи

Понятия нормы языка. Правила словоупотребления, словообразования, произношения, построения предложений и т. д. Предупреждение или исправление  лексических и фразеологических ошибок (неправильное употребление слов, смешение паронимов, незнание точного значение слова, неуместное употребление иноязычных слов; незнание фразеологических оборотов, нарушение структуры фразеологизма и т. д.).
Выполнение тестов и заданий, проверяющих правильность употребления грамматических форм всех частей речи (род существительных, образование падежных форм и форм множественного числа; краткая форма и степени сравнения имён прилагательных; падежные формы числительных; личные формы и формы повелительного наклонения глагола и т. д.).
Нормы произношения слов и ударений.

Голос – одежда нашей речи

Владение голосом. Интонация голоса. Логическое ударение в тексте, предложении. Повышение и понижение голоса. Речевые разминки, развивающие дыхание, речевой слух, навыки чёткого отчётливого произношения. Послушаем свой голос.

Несловесные средства

Поза, её коммуникативное значение. Кинетика – наука о жестах. «Говорящие жесты», мимика, позы на рисунках и картинках. Значение жеста в речи. Национальная особенность жестов.

Качество речи

Коммуникативность качества речи. Уместность. Выразительность речи. Развитие основных риторических качеств речи.

Бытовые жанры

Расскажи о себе. Анекдоты. Текст-характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольная речь.

Учимся спорить

Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражения согласия. Констатация сказанного оппонентом. Смягчение выражения (культура смягчения несогласия). Диспут. Дебаты. Полемика.

Учебно-тематический план


п/п

Разделы. Темы

Всего
часов

Теория

Практика

Основные формы организации учебной деятельности

Образовательный продукт

1 Введение. Этикет – кодекс хороших манер. Основные направления этикета. 1 1   Лекция с элементами беседы. Выбор исследовательских работ Тезисы
Речевой этикет 6 3 3  
2 Приветствие       Беседа. Игра Записи
3 Обращение       Беседа. Игра Записи
4 Извинение       Беседа. Игра Записи
5 Умение вести беседу       Беседа. Семинар Раздаточные листы с
практическими заданиями
6 Разговор по телефону       Беседа. Игра Раздаточны листы с практическими заданиями
7  Семинар-практикум       Отработка практических умений по речевому этикету. Оценоч ные листы
Образность речи 4 1 3  
8 Какую речь называют образной (общее понятие)       Лекция. Беседа Тезисы
9 Эпитеты. Сравнения. Метафоры       Лекция. Беседа. Упражнения Записи, свои примеры
10 Метонимия. Синекдоха. Олицетворение       Лекция. Беседа
Упражнения
Записи, свои примеры
11 Гипербола. Литота. Аллегория.       Лекция. Беседа. Упражнения Записи, свои примеры
Богатство речи 5 3 2  
12 Многообразность лексики – неисчерпаемый источник её обновления.       Лекция. Беседа Тезисы
13 Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омографы. Омофоны. Омоформы.       Лекция. Беседа. Игра. Записи, практические упражнения
14 Синонимическое богатство русского языка. Градация.       Лекция. Упражнения Записи, практические упражнения
15 Контрастные слова – антонимы. Оксюморон. Антифразис.       Лекция. Упражнения Записи, практические упражнения
16 Урок-практикум.  Семинар       Упражнения.Зачёт Творческая работа
Нормы устной речи 7 3 4  
17-18 Выбор слова и фразеологического оборота. Смысловая точность речи.       Лекция. Упражнения Записи
19-21 Грамматическая ортология (правильное употребление всех частей речи)       Лекция. Беседа. Упражнения. Таблица
22-23 Орфоэпия и акцентология (произношение и ударение)       Лекция. Беседа. Упражнения Словарь норм произношения и ударения (индивидуальные листы)
24   Практикум          Опрос. Практические упражнения Оценочные листы
 25 Голос – одежда нашей речи 1 1   Лекция. Беседа. Упражнения Записи. Таблицы
26-27 Несловесные средства. Поза, её коммуникативное значение.
«Говорящие» жесты, мимика, позы.  Кинетика.
2 1 1 Лекция. Тренинг Записи, практические навыки
28 Качество речи. Выразительность речи 1 1 1 Лекция. Беседа. Упражнения Записи, оценочные листы
Бытовые жанры 2 1 1  
29-30 Расскажи о себе. Анекдоты. Похвальное слово. Застольная речь       Лекция.  тренинг Творческие работы
Учимся спорить 2 1 1  
31-32 Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Культура выражения несогласия.       Диспут Составление различных ситуаций
33  Практикум. Теория и практика жанров общения, ситуаций общения. Защита проектов 2   2 Устная и практическая работа Раздаточные листы с практическими задании
34  Практикум. Теория и практика жанров общения, ситуации общения. Защита проектов       Устная и практическая работа Раздаточные листы с практическими заданиями, оценочные листы

Литература для учащихся

  1. Баранов, М.Т. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для     учащихся. М.: Просвещение, 1988.
  2. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе Речь. Под общей ред. Канакиной Г.И., ПранцовойГ.В. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Обернихина, Г.А. Развитие речи учащихся старших классов. М.: ВЛАДОС, 2000.

Литература для учителя

  1. Богданов, В.В. Речевое общение. – Л., 1990.
  2. Богданова, Г.А. Обучаем речевому этикету. – М.: Мнемозина, 1999.
  3. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
  4. Космарская, И.В. Русский язык: тесты и задания по культуре речи. –  М.: Аквариум, 1998.
  5. Львов, В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Ладыженская, Т.А. Уроки риторики в школе. – М.: 2000.
  7. Солганик, Г.Я. Стилистика русского языка. М.: Дрофа. – 1992.
  8. Оганесян, С.С. Культура речевого общения //Русский язык в школе. – 1998. – №1.
  9. Чиненный, А.И. Этикет на все случаи жизни. – М.: Акалис, 19
  10. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

Приложение