Перевод чисел в десятичную систему счисления и работа с электронными словарями

Разделы: Математика, Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала и объяснение нового.

Цели и задачи урока: 

  • обобщение и закрепление знаний об основных понятиях систем счисления;
  • закрепление знаний о записи числа в развернутой форме в различных позиционных системах счисления;
  • закрепление навыков перевода числа из произвольной позиционной системы счисления в десятичную;
  • формирование математической культуры учащихся на уроках информатики;
  • систематизация навыков работы учащихся с текстом и электронными словарями;
  • формирование информационной культуры учащихся;
  • повышение мотивации учащихся к изучению информатики и ИКТ путем использования нестандартных задач.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, проекционный экран.

Материалы к уроку:

  • презентация Power Point  на компьютере учителя (Приложение 1);
  • карточка для учащихся с заданиями к уроку и Таблицей переводов чисел между системами счисления (Приложение 2) (распечатать для каждого учащегося);
  • презентация Power Point (Приложение 3) для выполнения учащимися задания «Системы счисления и работа со словарями» (на всех компьютерах);
  • кроссворд в программе Hot Potatoes «Системы счисления. Основные понятия» для выполнения учащимися дополнительного задания (Приложение 4) (на всех компьютерах).

ХОД УРОКА

Организационный момент

(Слайд 1 из Приложения 1).

Объявление темы урока.

1. Повторение пройденного материала

Вопросы:

(Слайд 2)

– Система счисления – это … (способ записи чисел с помощью цифр).
– Цифры – это … (символы, участвующие в записи чисел).
– Алфавит системы счисления – это … (совокупность всех цифр, используемых для записи числа).

(Слайды 3-4)

– Позиционные системы счисления – это … (системы счисления, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от её позиции).
– Разобрать на примере числа в десятичной системе счисления.
– Попросить учащихся назвать известные им позиционные системы счисления.
– Повторить определение основания системы счисления (количество используемых в системе счисления цифр).
– Рассмотреть десятичную и двоичную системы счисления.

2. Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную (Закрепление пройденного материала) (Слайд 5)

Сначала вспоминаем, как можно представить любое десятичное число

(Слайд 6):

Представление десятичного числа в развернутом виде.

Запись числа  3257,610  означает сокращенную запись выражения:

3257,610 = 3000 + 200 + 50 + 7 + 0,6 = 3 * 1000 + 2 * 100 + 5 * 10 + 7 * 1 + 6 * 0,1 = 3 * 103 + 2 * 102 + 5 * 101 + 7 * 100 + 6 * 10–1

– По такому же принципу работает Правило перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную (Слайд 7):

После повторения правила перевода учащиеся самостоятельно выполняют задание 1 (с последующей взаимопроверкой) (Слайды 8-9).

Задание 1: Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную

а) 1001010.0012 = … (74,12510);
б) 101.0112 = … (5,37510).

3. Перевод чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную.

(Закрепление пройденного материала и объяснение нового).

Попросить учащихся самостоятельно сформулировать правило перевода чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную по аналогии с правилом перевода из двоичной системы счисления в десятичную.

Затем закрепить правило перевода (Слайд 10):

Повторить алфавит шестнадцатеричной системы счисления

(Слайд 11).

Далее учащиеся самостоятельно выполняют Задание2 (с последующей взаимопроверкой)

(Слайды 12-13).

Задание 2: Переведите числа в десятичную систему счисления

а) 2031.024 = … (141.510);
б) 423.15 =… (123.210);
в) 1AF.816 =… (431.510).

4. Системы счисления и работа с электронными словарями.

Задание 3: (Слайд 14)

  1. Расшифруйте слова, найдя соответствие между двоичной и десятичной записью числа.
  2. Найдите толкование расшифрованных слов, используя Словари и энциклопедии на Академике (ссылка на сайт http://dic.academic.ru/).
  3. Вставьте на слайды толкование расшифрованных слов.

Прежде чем учащиеся откроют на своих компьютерах презентацию Power Point (Приложение 3) для выполнения задания «Системы счисления и работа со словарями», разобрать вместе пример выполнения задания (Слайды 15-17).

Далее самостоятельное выполнение учащимися Задания 3 (Приложение 3).

Выполненное задание учащиеся загружают в указанное место для дальнейшей проверки учителем.

Ответы к Заданию 3:

Задание А: словарь;
Задание B: академик;
Задание С: палиндром – для задания С можно дополнительно попросить учащихся найти в Интернете и вставить на слайд примеры фраз – палиндромов).

5. Дополнительное задание:

Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия» (Приложение 4) – выполняется отдельными учащимися при наличии свободного времени.

6. Итог урока:

  • повторение алгоритма перевода чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную (Слайд 19);
  • выставление оценок за работу на уроке;
  • домашнее задание (Слайд 20).

Ссылка на используемые ресурсы: http://dic.academic.ru/