Урок технологии по теме "Устройство бытовой швейной машины. Работа на бытовой швейной машине". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цель: знакомство учащихся с историей и устройством бытовой швейной машины, создание условия для формирования навыков работы на ней.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с устройством бытовой швейной машины, правилами организации рабочего места швеи, правилами техники безопасности при работе.
  • Способствовать формированию у учащихся навыков работы на бытовой швейной машине
  • Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности в работе, бережного отношения к оборудованию, интереса к швейным работам.

Оборудование и материалы:

  • учебник «Технология 5» (вариант для девочек) под ред. В. Д. Симоненко,
  • бытовые швейные машины,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • мультимедийная презентация к уроку, разработанная учителем (учащимися),
  • карточки-задания,
  • инструкционные карты.

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цели и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

– создать положительный эмоциональный настрой;
– помочь принять правильную рабочую позу;
– напомнить о важности санитарно-гигиенических требований к работе и аккуратности.

Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока: словесные, объяснительно-иллюстративные

– Добрый день! Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Я, ты, он, она
Вместе дружная семья
Улыбнись соседу слева!
Улыбнись соседу справа!
За работу нам пора!

– Вспомним о важности правильной осанки при работе. Учебные принадлежности, швейное оборудование помогут нам освоить наш новый материал.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель, которую учитель ставит перед учениками на данном этапе урока: продемонстрировать полученные знания и умения по теме «Виды ручных швов».

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить знания, обучающихся по теме «Виды ручных швов»; – выявить затруднения, возникшие при изучении темы

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: устный опрос, практическая работа учащихся

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: похвала

Методы оценивания ответов учащихся в ходе опроса: тестирование

Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим ваши знания и умения, которые вы приобрели при изучении темы «Виды ручных швов».

– 2 человека (по желанию) будут работать по карточкам, выполняя маленькое практическое задание

– Остальным предлагаю ответить на вопросы теста (Тест из пяти вопросов. К каждому вопросу по три варианта ответа, из которых нужно выбрать правильный. Неправильные ответы «автоматически исчезают» при выборе нужного. Каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл) (Презентация, слайд 1)

– Молодцы, вы хорошо справились с поставленной задачей!

3. Изучение нового учебного материала

А) Формулировка цели и задач урока

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об инструментах и материалах для ручного шитья
Цель, которую хочет достичь учитель:
– мотивирование учащихся на изучение нового материала;
– способствовать развитию познавательных способностей учащихся.

Методы: активизации познавательной деятельности

(На данном этапе тему урока учитель формулирует вместе с учащимися)

– Скажите, какими инструментами мы пользовались, выполняя ручные швы? (Иглами, ножницами, булавками).
– Сколько времени занимает украшение салфетки ручными швами? А если сшить платье, используя только ручные швы, сколько понадобится времени? (Много)
– Выходит, чтобы шить одежду требуется какое – то приспособление, которое поможет быстро и качественно выполнять швейные работы? Загадка поможет ответить на этот вопрос:

Наша тетушка игла,
Строчку по полю вела,
Строчка в строчку,
Строчка в строчку
Будет платье вашей дочке. (Швейная машина)

(Слайд 2)

– Так какая же у нас будет тема урока? (Швейная машина. Ее устройство, правила работы на ней, правила техники безопасности при работе).

Б) Изложение нового материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
знать основные этапы в изобретении швейной машины;
– знать устройство бытовой швейной машины и правила безопасной работы на ней.
Цель, которую ставит перед собой учитель:
– ознакомить с историей создания швейной машины и их современной классификацией;
– ознакомить учащихся с устройством швейной машины;
– способствовать запоминанию видов швейных машин, основных деталей;
– способствовать развитию первоначальных навыков работы на швейной машине;
– создать условия для формирования умения работать в паре;
– Развивать внимание, умение, анализировать, оценивать себя и товарища.
– содействовать воспитанию аккуратности в работе, внимательности, бережного отношения к оборудованию, интереса к швейным работам.

Методы: рассказ, метод иллюстрации и демонстрации (в сопровождении слайдов презентации), показ приемов безопасной работы, практическая работа учащихся

1. История создания швейной машины (сообщения учащихся)

Швейная машина – основной инструмент для работы с тканью (Слайд 3).
С давних времен шить приходилось не только одежду. В средние века люди стали всё чаще выходить в море, создавались целые флотилии торговых и военных кораблей (Слайд 4). Все они ходили под парусами. Шитье парусов было куда сложнее, чем шитьё платьев: требовалось очень прочно скрепить между собой большие куски толстой материи.
Любая техническая разработка в те времена была строжайшим секретом, оберегаемым от всех. Особенно тщательно охранялся секрет машины, ускоряющей процесс шитья.
15 в. Леонардо Да Винчи предложил первый проект машины для пошива одежды. Но из – за строжайшего секрета, ее чертежи так и не дошли до нас (Слайд 5).
В 1755 году немец Карл Вейзенталь сделал первый шаг к её изобретению. Он получил патент на иглу, которую можно было использовать в швейном механизме. Игла имела два острых конца, а ушко, куда продевалась нитка, располагалось посередине (Слайд 6).
В 1845 году американец Элиас Хоу представил на суд публики своё изобретение – швейную машинку, способную делать прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту (Слайд 7).
В 1851 г. Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин челночного стежка, у которой игла закрепляется в вертикальном положении и используется верхняя и нижняя нить (Слайд 8).

Швейная машина в России (Слайд 9)

В 1900г. В подмосковном городе Подольске фирма «Зингер» основала завод, который осуществлял сборку швейных машин и деталей, доставляемых из-за границ.
В 1917г. была создана отечественная швейная промышленность.

2. Классификация современных швейных машин (Слайд 10)

– электромеханические;
– компьютеризированные;
– швейно-вышивальные.

Виды приводов швейных машин:

– ручной;
– ножной;
– электрический.

Швейные машины в школьной мастерской

3. Устройство бытовой швейной машины (Слайд 11).

Швейные машины бывают промышленные и бытовые.
Бытовые швейные машины разнообразны по своей конструкции, техническим возможностям и внешнему виду.
Но их устройство, наладка и правила эксплуатации имеют много общего.
Бытовые предназначены для стачивания тканей, выполнения декоративных строчек, для вышивания и штопки

Объяснение с одновременной демонстрацией устройства швейной машины

(Эффект анимации на слайде позволяет одновременно видеть номер детали на рисунке швейной машины и читать название детали.)

– Соотнесите название деталей на слайде и на швейной машине кабинета технологии.

Знакомство с правилами безопасной работы на швейной машине

5. Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
различать устройства ручного и электрического приводов машины;
– знать названия деталей швейной машины;
– уметь демонстрировать правила безопасной работы на швейной машине.
Цель, которую ставит перед собой учитель:
– способствовать закреплению изученного материала и демонстрации на практике приемов безопасной работы.
Методы: рассказ, метод иллюстрации и демонстрации (в сопровождении слайдов презентации), показ приемов безопасной работы, практическая работа учащихся

Практическая работа учащихся (учебник стр. 31)

Задание 1. Подойдите к швейной машинке с ножным приводом, с электрическим приводом и найдите на них детали, указанные на слайде 11.
Задание 2. Напишите в рабочей тетради название основных деталей швейной машины.
Задание 3. Подойди к швейной машинке и продемонстрируй отдельные правила.
Задание 4. Продемонстрируй правила безопасной работы друг другу в паре.

4. Практическая работа учащихся

Цель для учащихся (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока):
– освоить приемы работы на швейной машине;
– уметь выполнять безниточные строчки на бумаге.
Цели, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:
– создать условия для формирования у учащихся навыков работы на швейной машине и выполнения безниточных строчек;
– способствовать формированию навыков безопасной работы на швейной машине.
Методы: практическая работа, работа в парах

Работа в парах
1. Сядьте правильно за швейную машинку.
2. Покажите приемы холостого и рабочего хода.
3. Запустите и остановите швейную машинку.
4. Выполните безниточные строчки на бумаге.

– Оцените работу товарищей сигналами.
– Оцените свою работу.
– Совпали ли мнения?

5. Рефлексия

Цель для учащихся (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока): осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
Методы: беседа

– Какую цель и задачи мы ставили в начале урока?
– Удалось ли их решить?
– Что нужно сделать еще?
– Появилось ли у вас желание работать на швейной машине?
– Хотите шить красивые вещи?
– Это и будет целью следующих уроков технологии, в результате которых мы научимся шить фартук.
– Как вы оцениваете свою работу?
– А работу класса в целом?
6. Задание на дом

Цель самостоятельной работы учащихся:
– закрепить знания об устройстве швейной машины;
– закрепить навыки выполнения безниточных строчек

Цель, которую хочет достичь учитель, задавая задание на дом:
– развивать умение выполнять безниточные строчки.
– отличать рабочий ход машины от холостого.

– Сегодня мы проделали большую работу.
– Предлагаю вам дома изучить п.5 и п.6, стр. 26-31.
– Потренироваться в выполнении безниточных строчек на бумаге (можно и на ткани), соблюдая правила техники безопасности.
– К следующему уроку принести нитки, лоскутки, ткань для выполнения следующих операций на швейной машине.
– Занятие окончено!
– До свидания!