Логопедическое занятие "Дифференциация у-ю"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Логопедическая тема: Дифференциация у – ю.

Лексическая тема: Цветы.

Цель: обучение различению  гласных у – ю на слух и на письме, пополнение знаний по теме «Цветы».

Задачи:

  • Образовательные: учить различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными у-ю.; осуществлять контроль и самоконтроль своих действий.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа, синтеза;
    • развивать зрительную, речеслуховую память, внимание, логическое мышление (через обобщение, исключение «лишнего» предмета),пространственные представления;
    • расширять и обогащать лексический запас детей по теме «Цветы».
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе, умение слушать речь педагога и сверстников, уважать мнение партнёра.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование положительной адекватной самооценки на основе критериев упешности.
  • Метапредметные:
    • регулятивные: умение сохранять цель до конца занятия, оценивание правильности выполнения своих действий;
    • коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и в письменной форме;
    • познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.
  • Предметные: умение слышать различия в произношении мягких и твёрдых согласных, обозначать на письме мягкость согласных буквой Ю, твёрдость согласных буквой – У, автоматизация орфограммы ЧУ-ЩУ.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, зеркала,  карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, бумажные цветы для создания «букета настроений»: для каждого цветок красного и голубого цвета.  Презентация «Дифференциация у – ю »

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дети, я рада вас вновь видеть на нашем логопедическом занятии. Пожелайте друг другу успеха:
Самоопределение  к деятельности – пожелание успеха друг другу: Желаю успеха большого всегда и везде, удачи тебе на занятии! (Соединяют по очереди пальцы с соседом по парте.) (Слайд 2)

2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи

– Повторите за мной слова, разделите их на слоги, выделите ударный гласный:

Туча, тюбик, сумка, салют, клюква, плюшка.

– Какие гласные были ударными? Почему? После каких согласных пишем у, а после каких – ю?
– Сформулируйте тему нашего занятия: различай …
– Обозначим наши цели: чему должны научиться. (Ответы детей).
– Сравним у – ю по артикуляции (слайд 3)

Зеркала: произносим [у] – [йу]. Посмотрите на свои губы, язык. Что происходит? (У – губы «трубочкой»,спинка языка выгнута, йу- сначала губы в «улыбке»,спинка языка выгнута крутой «горкой», затем  губы «трубочкой», спинка языка выгнута)

Вывод обучающихся: Ю – состоит из двух звуков[ йу].

– Когда Ю обозначает два звука? (Слайд 4) (Ю – обозначает 2 звука в начале слова, после гласных и после мягкого (и твёрдого) знака, а в слове тюльпан (после согласного) – ю – показатель мягкости согласного.)

3. Развитие фонематического восприятия

Прослушайте слоги, сожмите кулачки, если произнесу твёрдо, а если мягко – покажите ладошки: лю, гу, гю, ку, ру, дю, кю, юн?

 4. Развитие пространственных представлений, навыков слогового анализа и синтеза

Буквы у – ю живут в своём доме (слайд 5)
Сколько этажей в этом доме, сколько подъездов? Прочтите слоги с твёрдыми согласными, слоги с мягкими согласными.

лу

лю

лу

лю

ну

ню

ну

ню

ру

рю

ру

рю

су

сю

су

сю

ту

чу

ту

щу

ду

дю

ду

дю

– Почему  слоги чу, щу   выделены? Открыли тетради. Составьте и запишите слова с теми слогами, где согласный звучит мягко. Подчеркните согласный мягкий зелёной пастой.

Коллективная работа: люди, нюх, рюкзак, сюрприз, тюк, дюжина, чужой, щука …

– Сегодня к нам пришла скороговорка. (Слайд 6) Что мы должны сделать, чтоб её прочесть?

Работа в парах – составление скороговорки.

Цветнике, в, цветут, цветы. 

Проверка.

– Произнесём как скороговорку. Значит, о чём ещё будем говорить? О цветах!

5. Закрепление навыков дифференциации мягких и твёрдых согласных, пополнение словаря по теме «Цветы»

(Слайд 7) Прочтите загадку:

В белой шапке стоит дед, если дунешь – шапки нет.
– Что это за цветок? (Слайд 8) (Одуванчик). Какую букву запишем, почему? Где растёт одуванчик? (На лугу).

(Cлайд 9) – О каком цветке эта загадка?

Пройди по зелёному лугу, увидишь ты скромный цветок,
Будь осторожен: он ядовит и очень жесток. (Cлайд 10) (Лютик)

– Какую букву запишем? Почему этот цветок называют «лютик едкий»? Лютик едкий растёт … (на лугу).

(Слайд 11) – А этот цветок очень хрупкий – что это значит:

Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнёт: «Не забудь про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовётся  … (слайд 12 – незабудка).

– Какую нашу гласную запишем? Где ещё есть «опасное» место? Незабудка – от  не забуду. Где растёт незабудка? (На лугах, в сырых местах).

(Слайд 13) – Прочтите, и дополните это предложение:  В день рождения мой, весной, дарят красные … Какие же цветы – символ весны? (Слайд 14 – тюльпаны).
– Какую гласную запишем, почему?
– Прочтите названия цветов, какой цветок будет лишним? (Тюльпан – садовый цветок).
– А какие ещё садовые цветы знаете? (Слайд 15)

(Слайд 16)

Снятие усталости, сохранение зрения – электронная физминутка – розы.

6. Физминутка, развитие внимания

Что нужно, чтобы цветы хорошо росли?

Солнышко – руки поднимаем вверх,
Земля – приседаем,
Дождик – руки вперёд,
Пчёлки – помахали руками.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Согласование  имён прилагательных с  именами существительными.

– А какими бывают цветы? (Слайд 17)

Работа на индивидуальных карточках: вставь у – ю:

Ч…десные, хр…пкие, гол…бые, кр…пные, л…бопытные, кол…чие,д…шистые.

Проверка – слайд 17 – выводы.

– Что это за слова? Слова – признаки.  Подберите  подходящие  по смыслу слова – предметы – названия цветов.

8. Закрепление  у – ю в предложениях. Воспитание бережного отношения к природе

– Как надо относиться к цветам?
– Об этом говорится и в стихотворении. Что нужно сделать, чтоб его прочесть?

Работа в паре.

Я ид… по зелёном… л…г…,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упр…го,
И я слыш… цветов голоса.
Они шепч…т:
«Не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли».

 Проверка – слайд 18.

9. Рефлексия деятельности

– Над чем сегодня работали?
– После каких согласных пишем у, ю?
– Какое правило надо помнить?
– О чём ещё узнали?
– Удалось ли достигнуть поставленных целей?
– Оцените уровень владения темой по линеечке достижений.

Рефлексия настроений – слайд 19 прикрепите к нашей вазе красный цветок, если вам понравилось на занятии, вы узнали для себя что-то новое, голубой – если не понравилось.

Список использованной литературы, интернет-источников:

  1. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.,  ГНОМ и Д, 2006.
  2. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. – М., ГНОМ и Д, 2000.
  3. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей – М., ГНОМ и Д, 2001.
  4. Электронная физкультминутка для глаз – автор  Галкина Инна Анатольевна – http://www.proshkolu.ru/