Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в игровых ситуациях

Разделы: Работа с дошкольниками


Програмное содержание кружковой работы, его цель:

Цель: Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Задачи:

  • Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
  • Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Октябрь.

1 неделя.

Задание 1. Различать правую и левую руки, понимание слов «направо», «налево».

Задание 2. Упражнять в штриховке в заданном направлении.

2 неделя.

1. Упражнять в ориентировке  на себе: умении определять правую и левую стороны тела.

Задание 1. Закреплять знания о геометрических фигурах.

Задание 2. Развивать аналитическое мышление.

«Назови лишний предмет».

Задание3. Упражнять в упорядочивании цифрового ряда.

Разложи цифры от 1 до 5 по порядку.

Задание 4.

Игра «На что похоже?».

Задание 5. Обвести ладошку и каждый пальчик «оживить», нарисовав на каждом рожицу.

3 неделя.

Задание 1. Совершенствовать умение моделировать различные линии из цветных ниточек.

Задание  2. Осваивать практические способы деления целого на равные части.

Задание 3. Упражнять в складывании фигуры по расчленённому образцу.

Задание 4. Учить воспроизводить рисунок по клеточкам.

Задание 5. Игра «Считай дальше». Закреплять умение считать до 5.

4  неделя.

Задание 1. Закреплять знания о треугольнике.

Задание 2. Закрепление знаний о днях недели.

Задание 3. Нарисуйте стрелочки так, чтобы на часах было два часа.

Задание 4. Вагончики пронумеруем.

Задание 5. Найдите своё место в нашем вагончике.

Ноябрь.

1 неделя.

Задание 1. Развивать зрительную ориентировку.

Задание 2. Закрепление  знаний о порядковом счёте. Умение вести неотрывную линию от цифры к цифре 1 и 2.

Задание 3. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать слуховое восприятие.

Задание 4. Знакомство с овалом.

Задание 5. Продолжать учить анализировать расчленённый образец.

2 неделя.

Задание 1. Умение работать по зрительному образцу.

Задание 2. Закрепление знаний о цифрах

Задание 3. «Водяной-шутник». (Счёт на ощупь с закрытыми глазами). Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты

3 неделя.

Задание  1. «Что сначала, что потом».

Задание 2. «Расколдуй изображение».

Найти изображение цифр в заколдованном рисунке.

Задание 3. Игра «Глаз-фотограф».

Запоминать расположение знаков, а затем перерисовать.

Задание 4. Выкладывание изображения зеркала из счётных палочек

Задание 5. «Дорисуй начатый узор».

4  неделя. «Рисуем бусы».

Задание 1. Называть цвета и показывать соответствующий карандаш.

Задание 2. Учить видеть ошибки в употреблении слов, обозначающих цвета предметов.

Задание 3. Проявлять фантазию в изобразительной деятельности.

Задание 4. «Догадайся!» Определите, какого цвета треугольник пропущен в таблице.

Задание 5. Вырезание и наклеивание изображения светофора.

Задание 6. «Рисуем флаг России».

Задание 7. «Добрые слова».

Декабрь.

1 неделя.

Задание 1. Развитие зрительного восприятия.

Задание 2. «Внимательные художники».

Задание 3. «Противоположности». Развивать  внимание, речь, образную и смысловую память, логическое мышление.

Задание 4. «Решаем примеры». Закреплять навыки счёта, сложения и вычитания.

2 неделя.

Задание  1. «Логическое домино». Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

Задание 2. Дидактическая игра «Считай – не ошибись». Упражнять детей в нахождении цифры, соответствующей количеству предметов на карточке, учить рассказывать о проделанной работе и её результатах.

Задание 3. «Логоформочки». Развивать координацию «глаз – рука», умение выстраивать логические связи и зависимости, сообразительность.

3 неделя.

Задание 1. «Сбежавшие числа». Развивать внимательность и зоркость к знаково-символическим обозначениям

Задание 2. «Нарисуй под диктовку».

Задание 3. «Раскрась по образцу». Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Задание 4. «Мы делили апельсин». Учить делить круг на восемь равных частей и правильно называть эти части.

4 неделя.

Задание 1. «Волшебная лестница»

Задание 2. «Поможем деду Морозу починить сапоги-скороходы»

Задание 3. «Нарисуй по памяти». Удерживать в памяти содержание рисунка.

Январь.

1 неделя.

Задание 1. Словесная игра «Назови соседей»

Задание 2. Создавать условия для нахождения детьми универсального способа деления предмета  на равные части (с помощью предмета-посредника).

Задание 3. «Рисуем палочками».

2 неделя.

Задание 1. «Большие и маленькие фигуры».

Задание 2. «Нарисуйка». Развитие мелкой моторики, умение рисовать по клеточкам.

Задание 3. «Рисуем палочками»

Задание 4. Счёт в прямом и обратном порядке.

3 неделя.

Задание 1. «Найди отличия». Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие.

Задание 2. «Иди, куда скажу». Закрепить умение передвигаться в указанном направлении.

Задание 3. Обобщать представления детей о названиях дней недели. Учить решать временные задачи.

4 неделя.

Задание 1. Закреплять понятия «вчера, сегодня, завтра».

Задание 2. «Догадайся»

Задание 3. «Роботы»

Февраль.

1 неделя.

Задание 1. «Лабиринт».

Задание 2. Работа в тетради: соедини точки по образцу.

Задание 3. «Придумай и дорисуй».

К разным геометрическим фигурам добавить деталь, чтоб получилось изображение какого-либо предмета.

Задание 4. «Найди пару». Подбирать пары предметов, совпадающих по заданному признаку (величине, форме, строению); аргументировать свой выбор.

2 неделя.

Задание 1. «Где моё место?

Задание 2. «Мозаика» (логоформочки). Умение составлять эталонные и другие геометрические фигуры из частей.

Задание 3. Работа в тетради

3 неделя.

Задание 1. «Указываем направление». Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради

Задание 2. «В какой руке сколько?».  Актуализировать представления  детей о составе числа, закрепить умение раскладывать числа от 2 до 5 на два меньших числа

4 неделя.

Задание 1. Игра «Кораблик Плюх-Плюх». Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук

Задание 2. «Внимательные художники».

Дорисуй каждому предмету то, чего не хватает.

Задание 3. «Противоположности». Развивать  внимание, речь, образную и смысловую память, логическое мышление.

Называть слово, противоположное по значению и подобрать соответствующую карточку.

Задание 4. «Решаем примеры». Закреплять навыки счёта, сложения и вычитания.

Предложить каждому ребёнку подобрать карточку с примером и карточку с ответом.

Март

1 неделя.

Задание 1. Игра «Чудо-крестики». Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

Задание 2. Задания по карточкам-рисункам. Закреплять представление о пространственных отношениях.

Задание 3. «Нарисуйка».

Задание 4. «Лабиринт».

2 неделя.

Задание 1. Игра «Найди пару».

Закреплять понятия: точка, прямая, отрезок.

Задание 2. Задача «Сходство». Развивать способность анализировать.

3адание 3. «Найди и обведи». Развитие мелкой моторики рук.

Задание 3. «Считай и записывай».

Задание 4. Словесный диктант.

3 неделя.

Задание 1. Задания по карточкам-рисункам. Различать предметы по величине, цвету.

Задание 2. Задачи на сообразительность.

Задание 3. Работа в тетради «Рисуем кошку». Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

Задание 4 Упражнение «Обведи правильно».

4 неделя.

 Задание 1. «Закрась предмет, который составлен из нарисованных геометрических фигур.

Задание 2. Занимательные задачи про зайчат.

Апрель.

1 неделя.

Задание 1. Игра «Бывает – не бывает».

Задание 2. Игровое упражнение «Торопись, да не ошибись». Закрепить знания состава числа первого десятка.

Задание 3. «Узор под диктовку».

Задание 4. Игра «Конструктор цифр».

2 неделя.

Задание 1. Занимательные задачи.

Задание 2. Измерение с помощью условной мерки: определять объём сыпучих тел.

Задание 3. «Будь внимателен!

Задание 4. Работа в тетради по клеточкам.

3 неделя.

Задание 1. «Найди и раскрась двух одинаковых рыбок».

Задание 2. Измерение с помощью условной мерки.

Задание 3. Моделирование из геометрических фигур.

Задание 4. Работа в тетради по клеточкам.

4 неделя.

Задание 1. «Реши задачи в стихах».

Задание 2. «Сложи узор».

Задание 3. «Соедини точки по образцу».

Задание 4. Моделирование из цветных ниточек.

Май.

1 неделя.

Задание 1. «Сложи узор» (по желанию).

Задание 2. «Запиши пример и реши его».

Задание 3. Измерение с помощью условной мерки.

Задание 4. «Найди и раскрась одинаковые платочки».

2 неделя.

Задание 1. «Крестики-нолики».

Задание 2. «Дорисуй начатый узор»

Задание 3. «Найди пары одинаковых юбочек и раскрась их одинаково».

Задание 4. «Разведчики». Упражнять в нахождении предметов по указанным признакам.

3 неделя.

Задание 1. «Подбери по размеру».

Задание 2. Игра «Договорки».

Задание 3. Сравнение предметов по мягкости – твёрдости.

Задание 4. Работа в тетради по клеточкам.

4 неделя.

1, 2, 3 недели. Мониторинг.