Электронные и виртуальные ресурсы как залог успеха создания актуальной нормативно-правовой базы образовательной организации

Разделы: Администрирование школы


Одним из направлений работы августовского совещания работников системы образования “О создании условий для реализации ФЗ “Об образовании в РФ” на территории Омской области” в 2013 году являлось направление “Создание нормативно-правовой базы образовательной организации как первоочередная задача”. Являясь активным участником муниципальной переговорной площадки на базе Большереченского МР, а также членом проектировочной группы №1 областного августовского совещания по вышеназванному направлению могу поделиться с коллегами о своём опыте работы в течении 3-х лет с электронными и виртуальными ресурсами по поддержке создания нормативно-правовой базы ОО.

Будучи подписчиком журнала для руководителей учебных заведений и органов образования “Директор школы”, в своей работе успешно использую серию компакт–дисков по вопросам локального нормотворчества. Здесь приводятся методические рекомендации, актуальные нормативные документы, образцы различных ЛНА и авторские комментарии к ним. Достаточно выбрать необходимый ЛНА из достаточно обширного перечня, подставить в текст данные своей школы и использовать его в работе. При необходимости, на основе нормативных требований и рекомендаций, с учётом образцов можно разработать свой вариант ЛНА. Такие электронные ресурсы помогают сэкономить немало времени, нервов при проверках, тем самым позволяя избежать многих проблем. Не менее важно, что информация постоянно обновляется в соответствии с изменениями в законодательстве.

С 2011 года мы обеспечены предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни с адресной доставкой на современных носителях. Это стало возможным благодаря участию всех членов педагогического коллектива в общероссийском проекте “Школа цифрового века”, который разработан в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы и направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений.

Формат журналов и газеты доступен для всех уровней ИКТ-компетентности – бумажный формат в цифровом исполнении со всеми преимуществами электронных изданий: чтение on-line, скачивание PDF на компьютер, распечатывание, использование через проектор.

Одним из предметно-методических изданий данного проекта является методический журнал для школьной администрации “Управление школой”, где можно найти актуальную информацию по вопросу нормотворчества в ОО.

Осознавая сложность приобретения каждым управленцем отдельного электронного носителя, хотелось бы, чтобы появился соответствующий виртуальный ресурс открытого доступа по нормотворчеству, где кроме всего прочего была бы возможность индивидуальных консультаций со специалистами, коллегами и т.д. для зарегистрированных пользователей. Думаю, что такой ресурс позволил бы избежать многих ошибок в данном направлении и был бы достаточно востребован.

В соответствии с компетенцией образовательного учреждения можно выделить следующие “отрасли” локального правового обеспечения:

  • правовое оформление статуса образовательного учреждения,формирование структуры учреждения и органов управления;
  • правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;
  • правовое обеспечение финансово-экономической деятельности, материально-технического снабжения;
  • правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);
  • правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения).

[Г.Л.ФришЛокальные акты образовательного учреждения, регламентирующие его работу и подлежащие регистрацииИздательство: УЦ Перспектива, 2006 год]

В связи со вступлением в силу федерального закона №273-ФЗ “Об образовании в РФ” возникла необходимость создания модели правового управления общеобразовательным учреждением. Нами создана следующая модель правового управления образовательным процессом в современной общеобразовательной организации:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МОДЕЛИ

РАЗРАБОТКА ПАКЕТА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

I группа

Учредительные документы и локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения

II группа

Локальные акты, регламентирующие вопросы образовательного процесса

III группа

Локальные акты, регламентирующие отношение образовательного учреждения с работниками и организацию учебно-методической работы

IV группа

Локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления в образовательном учреждении

V группа

Локальные акты, организационно распорядительного характера

ОБСУЖДЕНИЕ И СОГЛАСОВАНИЕ

ПРИНЯТИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

ОБНАРОДОВАНИЕ, ВНЕДРЕНИЕ

ОТСЛЕЖИВАНИЕ, КОНТРОЛЬ

ВНЕСЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ, ИЗМЕНЕНИЙ

В виртуальном пространстве имеется ряд актуальных ресурсов в данном направлении: 273-фз.рф и об-образовании.рф. Они совершенно бесплатны и отражают наиболее актуальную информацию в сфере законодательства системы образования.

Анализ практики управленческой работы в образовании показывает, что при принятии управленческих решений и разработке нормативно-правовых документов допускается множество нарушений действующего законодательства. Иногда многие нарушения являются вынужденными, так как внешние условия не позволяют полностью соблюдать действующее законодательство. Главной причиной нарушения законодательства в области образования, как показывает анализ, является недостаточная правовая подготовка субъектов образовательного процесса, в том числе слабая правовая компетентность руководителей учреждений образования. До сих пор каждая проверка образовательных учреждений Рособрнадзором либо органами прокуратуры выявляет нарушения в изданных локальных актах ОУ, в правоприменительных актах указанных органов отмечается противоречивость.

Мы полагаем, что использование электронных и виртуальных ресурсов станет залогом успеха создания актуальной нормативно-правовой базы образовательной организации.