Особенности коллективных творческих дел с воспитанниками младшего звена в коррекционной школе-интернате VIII-го вида

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Данная статья является продолжением информации о проведении совместных коллективных творческих дел (далее КТД) воспитателей и воспитанников в ГБОУ “Школа-интернат №3” г. Сыктывкара (далее школа-интернат): https://urok.1sept.ru/articles/631545/ .

Традиционной ежегодной формой представления воспитателями своего педагогического опыта работы в ГБОУ “Школа-интернат №3” г. Сыктывкара (далее школа-интернат) являются открытые занятия на своих классах-группах (на внутришкольном и республиканском уровнях) с использованием элементов различных современных педагогических технологий. Так в 2011-2012 учебном году в среднем и старшем звене были проведены КТД. Данные совместные общешкольные мероприятия помогли сдружить, сплотить, образовать творческий коллектив единомышленников, в процессе работы проявлялись взаимопонимание, взаимопомощь, многие воспитатели раскрыли свой творческий, педагогический, личностный потенциал. Дети участвовали с азартом, интересом, воодушевлением, поддерживали друг друга и чувствовали себя счастливыми.

Проанализировав результаты творческой деятельности воспитателей среднего и старшего звена, воспитатели младшего звена решили воспользоваться их опытом и провести в младшем звене воспитанников своё большое КТД. Для этого была создана творческая группа воспитателей младшего звена под руководством воспитателя высшей категории. В творческую группу был приглашен, как консультант КТД, руководитель методического объединения воспитателей среднего звена – инициатор и организатор года КТД (в 2011-2012 учебном году) с воспитателями и воспитанниками среднего и старшего звена.

Итак, опыт использования в школе-интернате такой формы деятельности как КТД показывает, что КТД – это, прежде всего, насыщенная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, это их общая деятельность. В этой деятельности педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действуют вместе с ними и впереди них. Четкая организация своей жизни, разнообразных дел – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

КТД – может быть очень продуктивной и успешной в воспитательном практике, если опирается на четко выстроенные цели, задачи и своим содержанием продолжает системную линию усвоения культурных ценностей, опыта отношений и деятельности, обеспечивающих развитие ребенка как личности и индивидуальности.

Для воспитанников младшего звена образовательное содержание КТД формируется также в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

Для компетентного включения в разработку, организацию и проведение КТД с воспитанниками младшего звена воспитатели творческой группы совместно с руководителем и консультантом КТД определили Алгоритм проектирования КТД младшего звена, Технологическую цепочку действий на этапе подготовки КТД младшего звена, Последовательность действий проведения КТД младшего звена. При этом учитывались рекомендации из методических источников и накопленный опыт работы воспитателей среднего и старшего звена школы-интерната по организации и проведению мероприятий в рамках месячников КТД. Получилось следующее.

Алгоритм проектирования КТД в младшем звене:

  • соотнесение планируемого КТД с реальной ситуацией и возможностями;
  • формирование “образа желаемого результата”;
  • определение способов достижения этого образа;
  • поиск ресурсов, необходимых для приближения конечной цели;
  • сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием;
  • внесение необходимых корректив.

Технологическая цепочка действий на этапе подготовки КТД в младшем звене:

  • собеседования с консультантом КТД по проекту, уточнение позиции;
  • определение состава творческой группы;
  • актуализация поставленных целей и определение задач подготовки и организации КТД;
  • отбор специальной литературы, информации для конструирования содержания планируемого КТД;
  • составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий воспитателей младшего звена и их классов-групп;
  • определение условий для оптимальной реализации проекта;
  • конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из них;
  • прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;
  • выработка четкой позиции на целевое управление.

Последовательность действий проведения КТД в младшем звене:

  • коллективное и индивидуальное целеполагание воспитателями младшего звена;
  • коллективное и личностное планирование дела воспитателями младшего звена с включением воспитанников класса-группы;
  • подготовка и проведение творческого дела (совместная работа воспитателей и воспитанников);
  • индивидуальный и коллективный анализ мероприятий КТД; подведение итогов;
  • самоорганизация воспитателей младшего звена и мотивированная совместная деятельность воспитателей и воспитанников в внутришкольном пространстве проводимого дела;
  • объединение классов-групп младшего звена вокруг сформировавшегося общего интереса в процессе подготовки и проведения творческих дел в рамках КТД.

В целом на проектирование, подготовку, организацию, проведение КТД в младшем звене и обобщение опыта работы в данном направлении творческая группа воспитателей затратила около 3-х месяцев.

Технология проведения КТД с воспитанниками младшего звена
в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Технология КТД в деятельности творческой группы воспитателей младшего звена частично совпадает с методикой КТД методических объединений воспитателей среднего и старшего звена школы-интерната, и с методикой КТД, основанной Ивановым И.П.

1 этап. Предварительная работа.

Методика этапа по Иванову И.П. На основе проблем, существующих в коллективе, педагогических целей и задач идет обсуждение, что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Т.е. выбирается коллективное творческое дело. Может проводиться конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.

Реализация 1 этапа в младшем звене школы-интерната. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, воспитатели младшего звена.

На первом заседании творческой группы воспитателей младшего звена вопрос о том, что, используя опыт работы методических объединений среднего и старшего звена в проведении больших и малых КТД с воспитанниками, можно попробовать проводить подобные КТД с воспитанниками младшего звена.

Из 9 направлений воспитательной работы, проводимой в школе-интернате, воспитатели остановили свой выбор на направлении “Нравственное воспитание”. Каждое направление воспитательной работы закреплено за конкретным месяцем учебного года. Было придумано название месячника КТД – “Спешите делать добро”. На заседании творческой группы педагоги договорились, что в течение месяца в каждую неделю должно быть проведено 1 малое КТД для воспитанников младшего звена. Таким образом за месяц должно пройти 4 малых КТД. Днем начала малого КТД стало воскресенье. В конце месячника должно пройти мероприятие, завершающее месячник КТД.

2 этап. Коллективное планирование.

Методика этапа по Иванову И.П. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.

Реализация 2 этапа в младшем звене школы-интерната. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, воспитатели младшего звена. По вопросам организации и проведения каждого малого КТД (КТД недели) проводилось отдельное заседание творческой группы (перед каждой неделей малого КТД). Таким образом анализировались положительные моменты и ошибки с предыдущего малого КТД и учитывались при подготовке предстоящего, то есть подводились промежуточные итоги большого КТД (КТД месяца).

3 этап. Коллективная подготовка.

Методика этапа по Иванову И.П. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же руководит выполнением задуманного.

Реализация 3 этапа в младшем звене школы-интерната. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, воспитатели и воспитанники младшего звена. После заседания творческой группы воспитатели организуют запланированную по КТД работу в своем классе-группе, воспитанники совместно с воспитателями распределяют поручения и выполняют необходимые по КТД задания.

4 этап. Проведение дела.

Методика этапа по Иванову И.П. Это приготовление перед началом, само проведение дела и его завершение, т.е. подведение итогов.

Реализация 4 этапа в младшем звене школы-интерната. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, воспитатели и воспитанники младшего звена. Проведение “рядовых” и “завершающего” мероприятий месячника КТД (см. План мероприятий месячника КТД “Спешите делать добро” по направлению “Нравственное воспитание”).

5 этап. Коллективный анализ.

Методика этапа по Иванову И.П. Проведенное дело обсуждается на общем сборе-огоньке, причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.

Реализация 5 этапа в школе-интернате. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, воспитатели младшего звена.

После каждого малого КТД и мероприятия, завершившего большое КТД, обсуждалось их проведение. Проводился подробный анализ мероприятий КТД. Самоанализ и анализ мероприятий проводился по обычной (традиционной) схеме и критериям: постановка цели мероприятия, умение выбрать структуру и содержание, организовать мероприятие, определение форм работы с воспитанниками, оптимальность содержания материала, деятельность воспитателей, деятельность воспитанников.

В конце учебного года руководитель творческой группы совместно с воспитателями сделали аналитический срез мероприятий большого КТД в младшем звене:

- Всего в работе творческой группы по КТД приняло участие 11 воспитателей (35 % от общего количества воспитателей школы-интерната), из них воспитателей младшего звена – 10 чел. (100 % от общего количества воспитателей младшего звена).

- Всего в период КТД было проведено 16 мероприятий.

- Различались формы проведения мероприятий: выпуск информационных стендов, фотосессия, сообщения-выступления, разучивание стихов, выставка-конкурс рисунков, чаепитие с игровой программой, разучивание и проведение игр и др.

- КТД в младшем звене дают возможность:

Воспитаннику Коллективу воспитанников Воспитателю Коллективу воспитателей
- реализовать и развить свои способности;

- проявить элементы организаторских умений;

- расширять коммуникативные навыки;

- осваивать культурное, социальное пространство;

- формировать личность

- проявлять взаимоподдержку, взаимовыручку, взаимопомощь - раскрыть и развить творческий, педагогический, личностный потенциал;

- совершенствовать организаторские способности и возможности;

- изучить коллектив класса-группы;

- объединить учащихся, педагогов;

- управлять процессом развития личности воспитанника;

- развивать рефлексивные способности

- формировать коллектив единомышленников;

- проявлять взаимопонимание, взаимоподдержку, взаимовыручку, взаимопомощь

Отзывы воспитателей о месячнике КТД:

- Ребятам было очень интересно, они быстро включились в дело-игру, с интересом выполняли задания. С нетерпением ждали очередного занятия. Постоянно в течение недели подходили к ответственному воспитателю поделиться своими достижениями.

- Взрослых и детей объединило совместное выполнение заданий, где дети смогли проявить свои творческие способности, а взрослые ненавязчиво направить их в верном направлении.

- Совместные дела и игры сплотили и сдружили нас, в процессе работы возникло взаимопонимание, взаимопомощь, образовался творческий коллектив единомышленников.

- Дети участвовали с азартом, интересом, воодушевлением, поддерживали друг друга и чувствовали себя счастливыми.

На этом этапе коллектив воспитателей младшего звена внес предложения на будущее: материалы по проведённому большому КТД собрать, систематизировать и оформить как методические рекомендации для распространения на республиканском и федеральном уровнях, а также включить их в комплект методических рекомендаций по КТД, разработанных воспитателями среднего и старшего звена.

6 этап. Ближайшее последействие.

Методика этапа по Иванову И.П. Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.

Реализация 6 этапа в школе-интернате. Участники этапа: руководитель творческой группы, консультант КТД, методист. В разработке методических рекомендаций по проведению КТД с воспитанниками младшего звена в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида принимало участие 3 педагога. Эту деятельность можно назвать новым коллективным творческим делом.

План мероприятий месячника КТД “Спешите делать добро”
по направлению “Нравственное воспитание

Возраст воспитанников: младшее звено (1-5 классы)

Ответственные за месячник: воспитатели Кудряшова В.В., Екимова А.П.

Мероприятие Ответ-
ственные
1 неделя: Сажаем дерево “Рисунки о добре”
  Беседа “Сажаем дерево “Рисунки о добре” (Приложение 1) 3 класс
  Рисование по теме “Рисунки о добре” 3 класс
  Разучивание игр “Это я, узнай меня”, “Менялки” 3 класс
  Выпуск стенгазеты “Рисунки о добре” (Приложение 2) 3 класс
2 неделя: Сажаем дерево “Волшебные слова”
  Беседа “Сажаем дерево “Волшебные слова” (Приложение 3) 3 класс
  Рисование по теме “Волшебные руки с волшебными (вежливыми) словами” 3 класс
  Разучивание стихов о вежливости: “Добрые слова”, “Пожалуйста”, “Спасибо”, “Простите”, “Здравствуйте”, “Добрый день”, “До свидания”, “Доброго пути” 3 класс
8. Разучивание игр: “Пожалуйста”, “Обнималки” 3 класс
9. Выпуск стенгазеты “Волшебные слова” (Приложение 4) 3 класс
3 неделя: “Сажаем дерево “Правила доброты”
9. Беседа “Сажаем дерево “Правила доброты” (Приложение 5) 3 класс

10.

Занятие-упражнение “Составляем правила доброты” 3 класс

11.

Разучивание игр “Можно – нельзя”, “Встань по пальцам” 3 класс
12. Выпуск стенгазеты “Правила доброты” (Приложение 6) 3 класс
4 неделя: Сажаем дерево “Добрые поступки”

13.

Беседа “Сажаем дерево “Добрые поступки” (Приложение 7) 3 класс

14.

Занятие-упражнение “Оформим добрые поступки в виде цветов” 3 класс

15.

Разучивание игр “Назови себя”, “Похвали друга” 3 класс
16. Мероприятие, завершающее месячник КТД:
Праздник “Сажаем сад доброты” (Приложение 8)
3 класс

*Примечание.

При создании данной статьи и конспектов мероприятий были использованы многочисленные информационные ресурсы, накопленные авторами статьи за период их педагогической деятельности (более 30 лет), и адаптированные для воспитательной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.