Тема урока: "Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: изучить нашествие хана Батыя.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся анализировать историческую карту, получать представления о военном деле на Руси; познакомятся с героическими страницами истории Отечества.

Оборудование: интерактивная доска/экран, презентация, учебники.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности

– Перед вами картина Ильи Сергеевича Глазунова (слайд 1), посвященная событиям, с которыми мы сегодня познакомимся. Рассмотрите ее и предположите тему нашего урока.
– Чтобы проверить ваши предположения предлагаю вам разгадать кроссворд (слайды 2-16).

  1. Создатель «Повести временных лет»? – НЕСТОР
  2. Кто вел записи важнейших событий? – МОНАХИ
  3. Одно из фантастических существ, которое почиталось древними славянами. – ЛЕШИЙ
  4. Как  на Руси называли укрепленный центр города? – КРЕМЛЬ
  5. Как назывались заостренные палочки для письма? – ПИСАЛА
  6. Что служило материалом для первых книг на Руси? – БЕРЕСТА
  7. Как называлось собрание всех горожан? – ВЕЧЕ
  8. От какого имени произошло название славянской азбуки? – КИРИЛЛ
  9. Кто совершал набеги на Древнюю Русь? – КОЧЕВНИКИ
  10. Что брали для сооружения частокола? – БРЕВНА
  11. Писчий материал из телячьей кожи? – ПЕРГАМЕНТ
  12. Запись важнейших событий. – ЛЕТОПИСЬ
  13. Как называли добрых молодцев, служивших на заставах? – БОГАТЫРИ
  14. Кто были советниками и помощниками князя? – БОЯРЕ

– Теперь в клетках по горизонтали вы можете прочитать тему урока («Нашествие Батыя») (слайд 17). Сегодня мы начнем знакомиться с героическими страницами истории Отечества и тема нашего урока «Нашествие Батыя».

III. Работа над новой темой

В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско (слайд 18). Сначала выясним, кто такие монголо-татары. Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена (слайды 19-21). Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.
Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока (слайды 22-23). При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях (слайд 24).
Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. ПО словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них (слайды 25-28).
– Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их (слайды 29-30). (Русские войны одеты в кольчуги, состоящие из металлических колец. Из оружия у них: копье и булава. Монгольский воин нарисован на коне, у него много различного оружия: сабля, лук и стрелы, копье; Монгольский воин имеет лучшее снаряжение).

IV. Физкультминутка (слайд 31)

– Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской «Разоряя города, шла монгольская орда». Когда услышите слова, связанные с татаро-монголами, присядьте один раз.

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя — внука Чингис-хана,
Своё соседство с ним кляня.
«Баты-ы-ый!» — пронзающие стрелы,
«Бату!» — как палицы удар.
Его ослушаться не смела
Орда монголов и татар.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колёсах
С детьми и жёнами везли.
И по Батыеву веленью
За войском следом шли стада,
Как будто бы в переселенье
На запад двинулась орда.
И скрип колёс, и свист нагайки,
И рев быков, и плач детей,
И птиц испуганные стайки
Из-под копыт у лошадей…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

V. Продолжение работы по теме урока

Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско (слайд 32). На его пути лежало Рязанское княжество (слайд 33). У жителей Рязани не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой – пала. Все жители погибли.
Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир (слайд 34). Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли (слайд 35). Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.

– Почему же Русь покорилась монголо-татарам? (Потому что не было мира и согласия между русскими князьями) (Слайд 36)
– Верно. Они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности – его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.
Батый в 40-х годах XIII века основал огромное и пестрое по составу государство – Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.
Однако с течением времени Золотую Орду стали раздирать внутренние противоречия. Многочисленные потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к тому, что в XV веке Орда распалась на несколько отдельных княжеств. Наиболее крупными были Казанское, Астраханское и Крымское царства. Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов постепенно слабела, и в 1480 году русский народ окончательно освободился от чужеземного ига. Это произошло при великом московском князе Иване III, который перестал повиноваться власти ханов и создал сильное русское государство (слайд 37). А при внуке Ивана III – царе Иване Грозном – было покончено с Казанским и Астраханским ханствами. Дольше всех держалось Крымское ханство. В течении столетий оно угрожало безопасности России. С ним удалось справиться только в  XVIII веке – в царствование Екатерины  II. После успешной Русско – турецкой войны 1768 – 1774 годов правительство Екатерины  II принудило крымского хана сложить с себя власть, и в 1783 году Крым присоединился к России.

Работа по учебнику

– По карте на странице 61 учебника проследите нашествие Батыя на Русь (слайд 38). Назовите какие еще города оказали упорное сопротивление войскам монгольских ханов. (Киев, Переяславль, Чернигов, Владимир – Волынский, Галич, Торжок) (слайд 39).

VI. Закрепление изученного

– А чтобы проверить внимательны ли вы были на уроке, я вам предлагаю ответить на вопросы (слайды 40-53).

  1. Кто напал на Русь в XIII? (Монголо-татары)
  2. Кто возглавил поход на Русь? (Батый)
  3. Какой первый город был на их пути? (Рязань)
  4. Сколько дней оборонялись жители Рязани? (Пять)
  5. Какой город оказал Батыю самое серьезное сопротивление? (Козельск)
  6. Какой город был разграблен и разрушен в 1240 году? (Киев)
  7. Как стало называться государство монголо-татар? (Золотая Орда)
  8. Как называются жилища монголо-татар из жердей и войлока? (Юрта).
  9. Какой город был центром Золотой Орды? (Сарай)
  10. Кто назначал князей на Руси в период зависимости от Золотой орды? (Хан)
  11. При каком князе Русь освободилась от чужеземного ига? (При Иване III)
  12. Какое ханство продержалось дольше всех? (Крымское)
  13. Чье правительство принудило последнего хана сложить с себя власть? (Екатерины II)

VII. Подведение итогов

– Какое испытание обрушилось на Русь в начале 13 века? (Нашествие татаро-монгольских кочевников под предводительством хана Батыя) (Слайд 54)
– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова… (слайд 55)

Сегодня на уроке я…

– научился…
– было интересно…
– больше всего понравилось…
– понял, что…
– мне захотелось…

VIII. Домашнее задание: стр.59-63 пересказ. Ответы на вопросы на стр.64

Литература:

  1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Наталья Кончаловская «Наша древняя столица».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с.: ил. – (Школа России).