Тема урока: "Профессия «строитель»"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Расширять представления о профессии строителя.

Задачи.

  1. Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя через дидактические игры и литературное слово.
  2. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения по теме профессии строитель.
  3. Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику по теме стройка.
  4. Продолжать знакомить с разными строительными материалами; обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления); обобщить знания о строительных профессиях; показать значимость профессии строителя, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
  5. Воспитывать у детей уважение к труду строителей, заботливое отношение к своему дому.

Словарь: общежитие, названия строительных профессий.

Демонстрационный материал: картинки с изображением домов. Материал для проведения игры-эксперимента “Изготовим бетон” (песок, щебень, цемент, вода, формочки, салфетки, готовые плитки бетона); фотографии с изображением красивых зданий и домов.

Методические приемы. Игровая мотивация, загадывание и отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, игра-эксперимент, рассматривание иллюстраций, картинок и фотографий, поэтическое слово взрослого.

Предварительная работа.

1. Чтение художественной литературы (Е. Пермяк. “Мамина работа”; Г. Люшнин. “Строители”; С. Баруздин. “Строим дом”; И. Соколов-Микитов. “Заячьи слезы”; С. Михалков. “Три поросенка”; В. Маяковский. “Кем быть”).

2. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.

3. Проведение сюжетно-ролевых (“Строим дом”, “Строители”) и дидактических игр (“Кому что?”, “Что лишнее?”, “Угадай по описанию”).

Ход урока

Строитель.

Для строителя привычно
Строить новый дом кирпичный.
Экскаватором Степан
Вырыл в поле котлован, 
В землю вбил большие сваи,
А теперь цемент мешает,
Ровно кирпичи кладет –
Ветер щелки не найдет.
Кирпичи с земли Степану
Поднимать сподручно краном.
Вот и новый дом готов,
Запускать пора котов!

Ребята, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Расскажите, где вы живете. (Несколько детей рассказывают. Воспитатель вызывает детей, живущих в различных местах: квартира, частный дом, общежитие). Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме, а кто-то живет в общежитии рядом со множеством соседей. Общежитие – общее житие, дом, в котором совместно проживают люди. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить.

Слайд 2. Презентация

Ребята, а кто строит наши дома? (Строители)

Как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей).

Прежде чем приступить к строительству дома, архитектор составляет план будущего дома. И потом строители будут строить дом строго по этому плану.

Слайд 3

Конструирование из строительного материала по схеме “Дом”

- Сейчас каждый из вас получит план-схему будущего дома и вы попробуете построить дом точно по этому рисунку.

Детям предлагаются простые схемы построения домика из мелкого строительного материала, по которым они конструируют.

Расскажите, из чего состоит ваш дом? Что в нем есть? Сколько комнат? Как украшены ваши жилища? (Ответы детей)

Воспитатель. Люди давно научились возводить самые разнообразные дома из различных материалов. У меня есть картинки домов. Ваша задача - сказать, из какого материала построен каждый дом, и подобрать картинку с изображением этого строительного материала.

Слайд 4

Дети. Этот - из дерева (подбирают картинку с изображением бревен); этот - из кирпича (подбирают картинку с изображением кирпичей).

Слайд 5

Воспитатель. А это панельный дом, его строят из бетонных плит. Для вас это новые слова. Давайте вместе проговорим: бетон, бетонный (дети повторяют). А какие дома получаются из этих строительных материалов?

Дети. Крепкие, надежные.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнём и вспомним разные профессии .

Физкультминутка “Не пропусти профессию”

Дети встают в круг, воспитатель называет слова, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте: Лампа, водитель, ножницы, строитель, липа, токарь, столяр, болтун, крановщик, архитектор, фантазия, стрекоза, маляр, огонь, гроза, плотник, листок, электрик, тетрадь, врач, экскурсовод, цветок, учитель.

Воспитатель. Отдохнули, а теперь давайте посмотрим как получается этот надежный строительный материал. Для этого мы проведем игру-эксперимент.

Проводится игра-эксперимент “Изготовим бетон”.

Воспитатель. Давайте подойдем к столу и рассмотрим, что у нас есть. С какими материалами вы уже знакомы? (Дети называют и показывают песок и воду.) Я думаю, с этими материалами вы еще не знакомы. Это щебень (показывает). Что он вам напоминает? Дети. Камушки.

Воспитатель. А это цемент (показывает). Посмотрите на него, он сыпучий, сухой, как и песок. Давайте повторим названия этих материалов: щебень, цемент.

Воспитатель предлагает принести песок, воду, цемент, щебень. Все перемешивают и разливают по формочкам.

Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Для строительства домов необходимо много бетонных плит, их делают на бетонном заводе, затем уже готовые плиты привозят на стройку.

Проводится игра “Назови какой”.

Воспитатель. У меня в руках небольшая бетонная плитка. Мы будем передавать ее по кругу и называть свойства бетона (твердый, прочный, качественный, надежный, крепкий и т.д.).

Воспитатель. Молодцы! Много свойств бетона вы назвали, из какого материала нужно построить свой домик, чтобы он был прочным, крепким и надежным.

Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться. А каких - мы сейчас с вами вспомним.

Слайды 6

1-й ребенок.

Растет этаж за этажом,
И с каждым часом,
С каждым днем
Все выше, выше новый дом. (Каменщик.)

Слайд 7

2-й ребенок.

Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (Плотник.)

Слайд 8

3-й ребенок.

Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине. (Маляр.)

Воспитатель. А какие еще строительные профессии вы знаете? Давайте рассмотрим иллюстрации и отгадаем загадки.

Слайды 9-17

Бетонщик фундамент для дома закладывает, крановщик кирпичи наверх подает, каменщик стены из кирпича кладет, штукатур отделывает стены и потолки, а маляр их красит. Все эти профессии нужны, чтобы строить прочные и надежные дома. Ребята, скажите, как называется наш город? Верно. Наш город Грязовец с каждым днем становится все краше: появляется много прочных и красивых зданий.

А чьим трудом все это создано? Кого мы должны благодарить за эту красоту? (Строителей.) Слайд 18

Воспитатель. Верно - профессия строителей действительно имеет огромное значение в нашей жизни. Какие же дома должны они строить? (Крепкие, надежные, прочные, красивые, теплые.)

Слайд 19

Вырос дом большой и светлый, Люди жить придут сюда.

И строитель так ответит: Счастье - строить города! Я надеюсь, что среди вас тоже есть будущие строители, которые совсем скоро удивят нас новыми прочными и красивыми домами.

Слайды 20, 21.

Молодцы! Ребята вы хорошо поработали, давайте вспомним, чем мы занимались и что узнали нового.