"Апокалипсис, сотворенный людьми" (по повести В.Распутина "Прощание с Матерой"). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели:

- познакомиться с жизнью и творчеством В.Г.Распутина, с повестью “Прощание с Матерой”;

- продолжать формирование идейно-художественного анализа: от заглавия к идее, комментирование ключевых сцен, обобщение художественных образов и символов, от финала к идее;

- привлечь внимание учащихся к нравственным проблемам: духовная связь с родом, землей, ответственность за происходящее вокруг, экология природы, экология души.

Эпиграф

Душа художника - самый тонкий и самый совершенный сейсмограф на свете.

Она предчувствует и предсказывает то, что уму художника открывается только впоследствии... И может быть самое высокое предназначение художника и состоит в мудром предостережении человечества от тех бед и катастроф, которые грозят ему. И в выявлении тех духовно-нравственных сил и потенции, утрата которых гибельна для человечества...

Ф.А. Абрамов. “О назначении искусства”.

Оборудование: портрет В. Распутина, рисунки, фотографии пейзажей, презентация, выписки из Толкового словаря.

Ход урока

I. Вступительное беседа

Имя писателя Валентина Григорьевича Распутина нам известно.

- Кто помнит, какой рассказ В. Распутина мы читали?

/“Уроки французского” в 7 кл. - автобиографический рассказ./

- О чем этот рассказ?

/О мальчике Саньке, который очень хотел учиться, о встрече с учительницей франц. языка, которая хотела ему помочь; об уроке настоящей доброты./

- Сейчас к внеклассному чтению вы прочитали повесть “Прощание с Матерой”. Попробуйте представить и охарактеризовать как личность В.Распутина по этим двум произведениям, и, может быть, вам поможет портрет Распутина. Приглядитесь, каков этот человек, запишите свои ассоциативные эпитеты, словосочетания.

/Добрый сострадательный, умеющий прощать, неравнодушный, не пройдет мимо.... /

Именно таков В.Распутин как человек; и как художник слова, писатель, он соответствует тем высоким требованиям, которые предъявляет Ф.А. Абрамов в своей статье “О назначении искусства” и яркое тому подтверждение повесть “Прощание с Матерой”. (Чтение эпиграфа)

II. Слово учителя о писателе (сопровождается презентацией, подготовленной учеником)

Несколько слов о биографии писателя.

Родился в 1937 г. в сибирском селе Усть-Уда Иркутской области и сейчас живет и здравствует в Иркутске, Распутин часто бывает в Москве.

О детских годах, о голодном военном и послевоенном времени (в 1 класс пошел в 1944 г.) можно не рассказывать, о них повествуется в рассказе “Уроки французского”. Любовь к чтению, к книгам, к учебе зародилась с ранних лет.

В их деревушке библиотека школы была очень маленькой.

Всего 2 полки книг. На дом читать не давали, надо было читать только в школе. А страсть к чтению - великая сила. И он вспоминает, что “своё знакомство с книгой я начал ... с воровства. Всё лето забирались в библиотеку, сняв стеклину, брали книги, потом возвращали прочитанное и брали новое. За лето настолько пристрастился к чтению, что, придя в школу, почувствовал себя несчастным: читатъ-то стало нечего. А без книг уже жить не мог.

После окончания начальной школы “перешел в пятый класс”, а значит переехал в районный центр, - остаться без семьи, одному, быть взрослым. Как ему жилось, мы узнали из рассказа “Уроки французского”; трудно, голодно, чтобы выжить, приходилось играть на деньги. Но мы прощаем за одержимость к знаниям.

После окончания школы сразу (1954 г.) поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Хотел стать учителем, но за годы учебы в университете занялся журналистикой; а однажды, когда остался без денег и стипендии, предложили поработать в газете, без отрыва от учебы. С тех пор он стал много писать и публиковаться. Работал корреспондентом многих газет, разъезжал по всем стройкам Сибири: Иркутская ГЭС, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС, на строительстве железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет.

Писал о молодых строителях, первопроходцах, но никогда не смотрел на гигантскую строительную площадку в Сибири глазами постороннего. У него был взгляд коренного сибиряка, вопрошающего, не слишком ли дорогой ценой оплачивается технологическое преобразование Сибири.

В 1966 г. - сборник рассказов “Человек с этого света”,

В 1967 г. - после выхода повести “Деньги для Марии” стало ясно, что в литературу пришел художник со своей темой и со своими героями. Наиболее значимые произведения В.Распутина запишите.

Запись в тетради основных произведений Распутина:

“Василий и Василиса”(1967).

“Последний срок” (1970).

“Живи и помни” (1974) - государственная Премия СССР.

“Прощание с Матерой” (1976).

“Пожар” (1985).

“Сибирь, Сибирь ....” (1990).

В.Распутин - герой Соц. Труда, лауреат Гос. Премии СССР и России. Ключевым словом в размышлениях писателя о речи и назначении литературы в современном мире является “воспитание”, “воспитание человеческой души”.

Проза Распутина внешне простая, традиционная, но ей свойственны жизненная достоверность, нравоучительный пафос; язык писателя метафоричен, обычные понятия приобретают всеобщее, вечное значение... Потому чтение должно быть вдумчивым, расшифровывающим.

Наша задача с вами определить эти философские вечные понятия, вчитываясь в саму повесть.

III. Анализ повести

- Какова тема повести? Где и когда происходят события? Каков сюжет повести?

/Повесть о том, как ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе деревню на острове Матера. Осталось последнее лето, но за лето нужно всех переселить и сжечь дома. Но остались старики и старухи, которые не могут расстаться с землёй, домом – для них это трагедия. Точной даты нет, но строительство ГЭС на Ангаре началось в начале 70-х г./

От заглавия к идее.

- Почему Распутин выбрал именно такое название? Случайно ли оно?

Каково значение слова “прощание”? (I гр. работала с толковым словарем - прочитайте)

Что считаете важным в толковании слова для понимания идеи повести?

/Расстаться с кем-либо, т.е. с одушевленным лицом. Значит, остров Матера и деревня, находящаяся на нем, для писателя и для героев повести — одушевленное лицо, живое существо, а не просто кусок земли, которому уготовано погибнуть под водой./

Словарная работа.

- Что значит слово “Матера”. Подберите однокоренные слова /матерый, материк, мать/.

- Объясните смысловую и ассоциативную связь этих слов. Работайте по группам (учащиеся заранее разделены по группам, домашнее задание получили после прочтения повести):

1 гр. - Матера – матерый (вам поможет толковый словарь).

2 гр. - Матера – мать.

3 гр. - Матера – материк.

/1 гр. Матерый - 1. Полный сил, крепкий, достигший полной зрелости 2. 0пытный, знающий; 3. Неисправимый, отъявленный.

Все эти значения и оттенки есть в тексте повести: Матера - остров, земля, полная сил, крепкая, опытная; “какая будет затоплена земля! Самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение”. Неисправимая? - т.к. жить в Матере не по совести, не задумываясь о смысле жизни нельзя.

2 гр. Матера - мать и лексически и ассоциативно связаны, суффикс -ер- указывает на лицо по действию (как мушкетер, комбайнер), следовательно, матера - лицо, чье назначение быть матерью. Матера - для всех ее жителей мать, родная, “первоосновная”.

3 гр. Матера - материк. Матера - остров, но часть материка, а значит, надежна, крепка, вечна как материк./

Вывод: в заглавии “Прощание с Матерой” вынесена идея повести. Прощание с Матерой для многих жителей было прощанием с матерью, с домом, с землей, со всеми накопленными духовными ценностями, что человеку передается от матери. И гибель Матеры символизирует нравственную и духовную гибель материнцев.

Работа с пейзажем

- Начало повести тоже символично, 1 глава посвящена описанию природы, весны:

Какова весна? Зачитайте яркие словосочетания?

- Буйству весны на земле противопоставлена жизнь на Матере. Зачитайте контрастные словосочетания?

- Какие союзы помогают увидеть этот контраст? /против, -а, но, да/.

- В чем смысл этого контраста?

/Вечно течение времени, весна, как всегда, пришла, не спросясь, буйная, яркая, природа эта вечна, но созданное человеком гибнет, и гибнет по воле самого человека, “Матера там не та, все на месте, да все не так”./

- Какой была Матёра? Расскажите историю Матёры.

/Острову более 300 лет, много повидала Матёра: от бородатых мужиков (беглых каторжан) до самолётов, наводнения не раз накрывали пол-острова. А теперь в то, что люди сами потопят деревню, остров, старики и старухи поверить не могут, поэтому остались ещё на острове смотреть за огородом и домом от затопления и разора./

Система образов.

- Назовите героев повести. Все ли они одинаково относятся к потоплению? На какие группы вы бы их разделили?

/1. Старинные старики и старухи (Дарья, Катерина, Егор и Настя, Сима, Богодул), все те, кто не могут уехать с острова, не утратили связь с землёй, с древними традициями.

2. Пожогщики, добровольцы - губители, начальство, Петруха, Андрей, Клавка Стригунова, “обсевки” - люди, отпавшие от земли, утратившие человечность, и связь с землёй, с древними традициями.

3. Павел - заблудившееся поколение, чувствующий тоску по земле, но потерявший некий стержень в жизни./

Анализ эпизода.

- Конфликт между ними начинается с события на кладбище в 3 главе. Что произошло?

/Рассказ ученика. Конфликт философский: между добром и злом, между памятью и беспамятством./

- “Неуважение к предкам - есть первый признак безнравственности”, - писал А.С. Пушкин. (цитата на доске)

- Как бы вы связали слова Пушкина с тем, что произошло на кладбище?

/Для пожогщиков сожжение кладбища будничное дело, для стариков и старух кладбище - это святое место, крепко связывающее с этим местом на земле. Матёринцы, по словам Пушкина, люди высочайшей нравственности. Они готовы с оружием в руках (пусть и берданка без пуль), защищать честь своего рода, тех, кто дал им жизнь, и кто уже не в состоянии постоять за себя, но кто уходил в мир иной, верил, что это сделают за него потомки. Как мы относимся к предкам, так к нам будут относиться. И опять поможет нам А.С. Пушкин:

“Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам”. (Запись на доске)/

Образ Дарьи.

- Остановимся подробнее на основных образах в повести. Кто является хранителем материнских традиций?

/Дарья Пинегина - самая старая старуха - она - философский эпицентр, от которой многое в жизни острова зависит./

- Штрихи к портрету Дарьи? Её характер? /рассказ ученика/.

- Что важно в философии Дарьи? Прочитайте выразительно монолог Дарьи из 4 главы. (Чтение ученика).

- О чём ещё размышляет Дарья? /о совести, памяти, о назначении человека, о старости, о земле/.

- Как Дарья прощается с домом /рассказ ученика/.

/Избы - живые у Распутина, дышат, чувствуют, помнят. “Обряжает”, как человека, в последний путь. Это одна из традиций русской деревни/.

- Какие ещё традиции русской деревни вы отметили?

/Покос (11 глава), “почитали трёх хозяев...”, отношение к хлебу, картошке, белить избу перед праздником/.

Образ Богодула.

- Рядом с Дарьей во 2 главе (а их 22) появляется ещё один герой со странным именем Богодул. Расскажите его историю, (рассказ ученика).

(Чудаковатый, не умеющий говорить, страшный на вид, живет на Матёре благодаря своему внутреннему благородству по отношению к людям, к земле, к природе. Он как бы своеобразный дух Матёры, её охранник.)

- Охарактеризуйте кратко других стариков.

- Настасью и Егора, (рассказ ученика (главы 2, 3, 7, 21)).

- История Симы, (глава 2).

- Тунгуска (глава 13).

- Почему все эти старики не хотят переселяться в посёлок? (гл. 5, стр. 200).

- Другая группа героев - это те, кто согласны переехать, рады бросить дома, поджечь их по первому приказу. Кто?

Образ Петрухи.

- Петруха, - не имя, а кличка, почти, балаганное имя. (Вместо ? - Никита Зотов), (гл. 5). Расскажите о Петрухе (рассказ ученика).

- Кого ещё отнесём к пожогщикам?

Работа со словом.

- А еще есть такие, которых автор называет “обсевками”. Как вы понимаете это слово? Почему их называют так?

/Семена посеяли, они взошли крепкими, сильными росточками, но есть те, которые не взошли, остались либо в земле, либо на земле с краю, не дали всходов, либо хилые - это обсевки/.

- Как называют матёринцы тех, кто приехали убирать урожай? Как они работали?

/Черти, орда (гл. 16)/.

- Какие глаголы использует автор для характеристики их приезда? /“Нагрянули”, захватив остров, передрались” - экспрессивные глаголы/.

- С чем ассоциируются эти глаголы?

/С военными действиями, да и слово “орда” - толпа, банда нагрянула на остров./

Вспомните эпизод на кладбище, когда пожогщики вырывали из могил кресты и сжигали, а начальство объясняет старикам, что так предписано санэпидстанцией. А Настасья произносит это незнакомое для неё слово (как?)

/“Сам-аспид-стансыи”/

- С чем ассоциируется это выражение?

/С церковной лексикой. Только сам аспид (“ядовитая змея”) мог приказать начать сожжение деревни с кладбища, со святого места./

- “Кресты ваши будут плавать по воде, мешать туристам”, - объясняет Жук. Какой смысл вкладывается в слово “турист”, хотя это слово стилистически нейтрально?

/В контексте повести приобретает отрицательное значение: временность, не постоянство; туристы временно пребывают где-либо, они временщики. Жук заботится об этих туристах, - Веру Носарёву это взрывает. “Вы о туристах заботитесь, а о нас подумали?” В её речи “турист” - приобретает отрицательную эмоциональную окраску./

Вывод: Вот они “временщики”, “орда”, “черти”, “обсевки”, которым всё равно, где они будут жить, где будет их дом, их ничто не связывает с землёй предков, у них нет памяти.

Конфликт поколений.

- Отнесли ли бы вы к “обсевкам” детей Дарьи? (внука Андрея?. А сына Павла? Почему?). Какую роль играют образы Павла и Андрея? Чтобы ответить на этот вопрос, остановимся подробнее.

- О чем спорит Андрей с бабкой Дарьей? Что, прежде всего, отстаивает в споре? Во что он верит? (рассказ ученика).

- А вы на чьей стороне? Кто прав, по-вашему?

/Две веры: у Дарьи - в человека, у Андрея - в то, что создал человек. В какой-то степени и Андрей прав, но и Дарья не против машин, а против бездушности, бездумности.

Согласитесь, она права, когда говорит внуку: “Это вы приучили себя, что ежели видом не видать, ежели пощупать нельзя, дак и нету” (чью философию напоминает? Нигилистов, Базарова) “В ком душа - в том и бог, парень... А кто душу вытравил, тот не человек. На что угодно такой пойдет, не оглянется’.

А Андрею всё ясно: стране нужно электричество, при чём тут какая-то Матера. Как будто страна не из людей состоит и не из тысячи таких Матёр?

Андрей не понимает отношения старух к Богодулу - зверюге, образине, а Дарья его и без слов понимает.

Андрей не понимает, почему Дарья просит перевезти могилы.

Разговор Андрея с Дарьей - скорее не вечная проблема между отцами и детьми, а разрыв той тонкой связи между поколениями./

- Эта тонкая нить связи между Павлом и Дарьей ещё сохраняется. Где это проявляется? В каких поступках Павла?

/Часто приезжает, помогает старухам, заботится обо всех; отказывается командовать поджогом деревни: “A-а, Павел Пилюгин, который Матеру спалили” такой памяти не заслужил. Он против уничтожения Матеры, но смиряется, молчит, покоряется./

Обобщённо-философские символы в повести.

- Но остров не сдается, сожжению противостоят не только “старинные старики и старухи”, но и сама природа, живые и неживые существа.

В первую очередь, листвень. Расскажите, как пытались сжечь листвень? (рассказ ученика).

- Что олицетворяет непобедимый листвень?

/Символ твердости, крепости острова и материнцев, их веры, совестливости, нравственности: не срубить, не спилить, не сжечь./

- Какие ещё символы обнаружили в повести?

- Хозяин (глава 6, 8, 22) - символ чего? Расскажите о нём.

- Туман (глава 22) - символ чего?

- Самовар (глава 7)?

- Сундук (глава 7)?

- Дом?

- Воронья ягода (глава 15)?

/Хозяин – зверёк, символ души острова, помогает увидеть Матёру изнутри. Но даже он не выдерживает в конце повести: “над островом проносится тоскливый вой” - крик самого острова: прощается? Протестует? Предупреждает? Призывает к милосердию?

Туман охраняет, оберегает, прячет в последнюю минуту и остров и барак, где находятся не желающие покинуть землю своих предков: Дарья, Катерина, Настя, Сима с мальчонкой да Богодул, чью близкую смерть увидел хозяин - зверек, значит, несмотря ни на что Богодул останется на острове и погибнет вместе с ним, т.к. он неотъемлемая часть Матёры./

- В самом начале повести встречаются слова из библейской лексики: “твердь”, “потоп”, “каждой твари по паре”.

- Какие мысли и ассоциации возникают у вас связи с использованием этих ключевых слов?

Общий вывод.

Библейский сюжет о всемирном потопе, который несёт гибель старому миру ради нового. Только будет ли новый мир лучше, чем мир, сложившийся на Матёре до “потопа” - вот над каким вопросом мучительно размышляет Распутин вместе со своими героями.

А может, Матёра - это Ноев ковчег, на котором сохранились остатки духовности, нравственности, тысячелетиями накопленного опыта?

А потопив Матёру, значит, потопили и Ноев ковчег, а значит, сами сотворили конец света - апокалипсис.

IV. Домашнее задание (по выбору):

1. Прочитать “Пожар” В.Распутина (2 часть дилогии).

2. Есть в повести пятилетний герой Коля, внук Симы, который “смотрел с каким-то недетским, горьким и кротким пониманием” на всё окружающее.

Напишите сочинение-рассуждение “Коля – “обсевок”? (Что запомнит Коля, как сложится жизненный путь, по каким принципам будет жить?).