Интегрированный урок (математика + окружающий мир) по теме "Действия с многозначными числами. Повторение. Экологические проблемы и способы их решения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

– закрепить умения выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел, умение решать задачи изученного вида, находить площадь прямоугольника, закрепить навык устного счёта;
– развивать математическую речь, логическое мышление;
– совершенствовать умения работать в группе;
– воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: рабочая тетрадь, карточки – задания для индивидуальной работы, стикеры для обратной связи, карточка с заданием для домашней работы, компьютер, медиапроектор, диск с презентацией.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивационный этап.

Презентация. Слайд 1 – Прочитайте девиз нашего урока:

“Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела скорей вычитайте”.

– Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения. (Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Дети соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:)

Желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь).

– Желаю всем сегодня сделать много хороших дел, работать с радостью, с удовольствием, тогда и результат вашей работы будет оценен высоким баллом.

2. Постановка цели урока.

Слайд 2. – Сегодня на уроке мы повторим действия с многозначными числами, решим задачи изученного вида. Будем развивать математическую речь, логическое мышление, навыки устного счёта. А проблемы какой науки нам поможет решить математика узнаете, если найдете значение выражений и расшифруете слово.

3. Устный счёт.

Слайд 3. – Найти значения выражений и расшифровать слово, какая группа быстрее справится – составляет слово на доске.

(К каждому выражению на доске прикрепить соответствующую букву.)

620х7 – Э
220х4 – О
770х2 – О
508х7– И
103х7 – К
403х4 – Л
310х3 – Г
802х4 – Я

– Какое слово получилось? (Экология.)

– Что обозначает это слово? “Логос” – наука. “Эко” – “дом” на латинском языке. Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе.

Это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

– Проблемы экологии поможет нам решать сегодня наука математика.

– Каждой рабочей группе мы дадим соответствующие названия:

1-я группа – инженеры-экологи, занимаются мониторингом всех технологических процессов на производстве;

2-я группа – эксперты-экологи, проводят экологическую экспертизу уже действующих технологий или проектов;

3-я группа – организаторы-экологи, осуществляют надзор за всей экологической деятельностью предприятий города.

– Решить устно задачи по группам:

1) Слайд 4. В 2001 году в нашей стране было 144 заповедника. За последние 11 лет создано ещё 60 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? (204 заповедника)

– Какие заповедники вы знаете?

– Для чего создаются заповедники?

2) Слайд 5. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений? (В атмосферу выбрасывается по-прежнему 10 т сажи.)

– Плохо это или хорошо? Что делать, чтобы в атмосферу вообще не выбрасывались вредные вещества?

3) Слайд 6. Из 250.000 видов растений Земли 1\10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25.000 видов растений на грани исчезновения.)

– Как предотвратить этот процесс исчезновения?

– Какие растения, занесённые в красную книгу вы знаете?

Слайды 7, 8.

– Чтобы решать проблемы экологии, надо знать их. В этом вам могут помочь книги известных детских писателей Виталия Бианки, Григория Скребицкого, Михаила Пришвина.

– Какие книги ещё можете посоветовать одноклассникам? (Книги Сетона – Томпсона, Чарушина, Паустовского, Сладкого и другие.)

Слайды 9, 10.

– Найти неизвестные компоненты при сложении и вычитании, объяснить, что неизвестно и как найти: 3984 -…= 3234 …+ 213= 613 … – 438 = 562

1-я группа: 750 – жуков – короедов съедает за 1 день дятел.

2-я группа: 350 – лет живёт в среднем сосна.

3-я группа: 1000 – полевых мышей уничтожает сова за 1 год.

4. Закрепление письменных приёмов действий с многозначными числами.

Запись даты: 26 апреля. Характеристика числа по плану: Для записи этого числа понадобилось 2 цифры, значит оно двузначное. В нём 2 десятка и 6 единиц. Это число чётное, т.к. оно делится на 2. Число 26 некруглое, т.к. не заканчивается 0. Соседи этого числа: предшествующее – 25, последующее – 27.

Слайд 11. Задания по группам

1-я группа: Вычислите и узнаете, сколько на планете вырубается гектар леса ежедневно:

1320 Х 25 = (33.000 гектар)

2-я группа: Вычислите и узнаете, сколько тонн небольшой хвойный лес отфильтровывает за год пыли: 4375 : 125 = (35 тонн)

3-я группа: Вычислите и узнаете, сколько лет примерно нужно для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см: 205х84-17120= (100 лет)

Физкультминутка.

5. Самостоятельная работа: Найти значение выражения:

1-я группа: 7.791 : (10.000 – 9.979) + 1.285

2-я группа: (13.968 – 9.756) : 18 + 5.082

3-я группа: 280.084:28 – 125х 8

Слайд 12. Проверка самостоятельной работы:

1-я группа: выберите из этих животных того, которое обитает в зоне лесов (лиса – 1.656 ).

2-я группа: выберите животное, которое обитает в зоне пустынь (варан – 5.316).

3-я группа: выберите животное, которое обитает в зоне Арктических пустынь (белый медведь – 9.003).

6. Анализ и решение задачи.

Слайд 13. – На берегу реки Оки в Рязанской области находится Окский заповедник, где под охраной государства находится множество видов растений и птиц.

Слайд 14. – Решить задачу:

На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 335 гусениц, пара дятлов – в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов – в 5 раз больше, чем пара поползней. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?

(Самостоятельное решение. Для детей второго уровня – краткая запись задачи. Объяснение на отметку.)

– Измените вопрос, чтобы последнее действие было сложение: Сколько вместе гусениц приносит пара скворцов и дятлов? Сосчитайте устно : 2680 гусениц.

– Как можно отблагодарить птиц за их работу?

7. Анализ и решение задачи.

Слайд 15. – Ребята, для сохранения природы государство издаёт законы, создаются заповедники, заказники, а что можем сделать мы – дети?

(Посадить молодые деревца, очистить родник. Не рвать растения….)

– А ещё можем посадить на клумбе цветочно-декоративные растения.

Задача. Ширина прямоугольной клумбы 5м 50см, что на 15 см меньше длины. Найдите площадь нашей клумбы.

Дополнительно : найдите периметр клумбы

8. Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, чему учились на уроке?

– Что нового узнали?

– Где могут пригодиться полученные знания?

– Какое настроение у вас в конце урока? Отметьте свои успехи на уроке стикерами:

Слайд 16. Отлично – у меня всё получилось на пять – красный;

Хорошо – у меня не всё получилось, я поработал на четвёрку – зелёный;

Удовлетворительно – сегодня у меня много ошибок, надо подтянуться – жёлтый.

Слайд 17. – Кроме знаний по математике мы пытались решать экологические проблемы, говорили о нашем общем доме-планете Земля. Человек неотделим от природы. Природа и Родина это единое целое.

“Охранять природу – значит охранять Родину” М. Пришвин.

9 . Домашнее задание.

– Составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет или решить предложенные на карточке:

1. Длина пришкольного участка прямоугольной формы 144 м, а ширина 79 м. Одна вторая часть этого участка занята плодово-овощными культурами ,двенадцатая часть –цветниками, а под дендрарий занято на 5796м меньше, чем общая площадь плодово-овощных культур и цветников. Сколько квадратных метров занимает дендрарий?

2. Вычисли значение выражения и ты узнаешь площадь Екатеринбургского зоопарка

507 Х 76 +(213956– 41916):34+61408

Слайд 18. Спасибо за урок!

Приложение 2.

Приложение 3.