Театрализация как аспект воспитательной работы в профессиональном училище

Разделы: Внеклассная работа


Определения, обозначения и сокращения

В данной НИР применён ряд терминов: агрессия, адекватность, адаптация, активное погружение, акцентуация характера, амбициозность, арт-терапия, интерактивный, катарсис, коучинг, моральный нигилизм, мотивация. психокоррекция, самооценка, сверхзадача, социальный невротизм, толерантность, ценностно-ориентационная активность, энергизаторы, “Я”-концепция.

Агрессия – это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов может выступать социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт. Агрессивность – (лат. aggressio — нападать) — это устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему  либо подобное аффективное состояние (гнев, злость); проявление агрессии или готовность её проявить. [15]

Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки (используется в данной НИР)

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
  6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести. [15]

Адаптация - (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. [15]

Адекватность (психология) — степень объяснимости действий индивида. Соответствие модели поведения индивида известным моделям поведения. 

Адекватность (философия) — соответствие ожидаемому. [15]

Термин “арт-терапия” (Art Therapy), введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. [15]

Театрализация, как одна из разновидностей арт-терапии, даёт возможность повысить подростковую самооценку, преодолеть застенчивость и неверие в собственные способности, развить в подростках толерантность, снизить любые виды агрессии, значительно повысить мотивацию к обучению и направить творческую деятельность на конкретный результат.

Активное погружение – этот метод используют в психологии, педагогике, в обучении актёрскому ремеслу. Означает глубокое проникновение в проблему и её решение, в суть обсуждаемого вопроса, в постижение предлагаемой игровой роли. Предполагается собственное участие, а не пассивное, не позиция наблюдателя со стороны.

Акцентуация характера - выделение в характере какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие..[15]

Амбициозность – завышенное самомнение. Относится к тем личностным качествам, которые невозможно развить. Она формируется в процессе социализации и зависит от первых детских успехов и реакции на них окружающих, а также от духовных ценностей, привитых родителями. Амбициями ещё называют мотивы, фундаментом которых становится потребность человека быть успешным. Это постановка личных и профессиональных целей и их достижение, а также стремление к новым знаниям, к саморазвитию, постоянное движение вперед.

Интерактивный – внутренне активный, без активизации и понуждения со стороны.

Камтамрсис (от др.-греч. — возвышение, очищение, оздоровление).

В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя.[15]

Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. [15]

Моральный нигилизм – отрицание духовности, морали, общечеловеческих правил.

Мотивация — это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. [15]

Нейротизм (= невротизм) - свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью. Социальный невротизм – нежелание жить по общепринятым законам, нормам общества, сознательное разрушение правил морали, повышенный эгоцентризм. [13]

Психокоррекция - психологимческая корремкция — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Сфера применения психокоррекции:

• коррекция развития личности,

• коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;

• коррекция поведения. [15]

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. [15]

Уровень самооценки в любом возрасте влияет на поведение человека, его профессиональный выбор, место в социуме. Активно формируется в подростковый период.

Сверхзадача - термин, введённый К. С. Станиславским в его творческую систему: главная идейная задача, цель, ради которой создаются пьеса, актёрский образ, спектакль. Сверхзадача является непременной составляющей любой творческой деятельности. [12]

Толерамнтность (от лат. tolerantia — терпение)социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Ценностно-ориентационная активность - установка на социальную активность в личностном самоопределении.

Энергизаторы – это коммуникативные игры для повышения энергетического потенциала организма. [15]

“Я”-концепция (“я”-образ, образ “я”, англ. one's self-concept, также self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. [15]

Используются также знаки и сокращения.

Знак = вместе со словом в скобках означает синоним какого-либо слова или понятия. Например: автономии (= независимости, самостоятельности)

НИР - научно-исследовательская работа

Введение

Актуальность данной работы в том, что забота о реализации прав подростка, молодого человека на полноценное и свободное развитие является стратегической целью Системы образования в нашей стране. Введение ФГОС предъявляет социальные требования ко всей системе образования в целом и, в частности, к его неизменной составляющей - воспитательной работе.

Необходимо учитывать современные тенденции ускоренного мирового развития экономики, политики, новых технологий, обусловливающих необходимость существенных модернизаций в отечественной системе образования. Федеральный Закон “Об образовании” №273 защищает интересы личности в сфере образования и воспитания. Педагоги призваны оказывать качественную, доступную и эффективную помощь всем участникам воспитательного процесса в образовании, а именно:

  • в процессе социализации в целом;
  • в преодолении проблем в межличностном общении, обучении и воспитании;
  • в формировании готовности к осуществлению личностного, социального, политического и гражданского выбора в условиях ускоренных темпов развития общества;
  • в воспитании ответственности, коммуникабельности и толерантности в условиях перехода к демократическому, информационному обществу;
  • в формировании современного мышления у молодого поколения, в основе которого лежит противодействие негативным влияниям социума;
  • в формировании потребности к непрерывному образованию, воспитанию навыка профессиональной мобильности.

Из всех форм воспитательной деятельности в профессиональном училище самой эффективной и зарекомендовавшей себя на протяжении ряда лет является студенческий самодеятельный театр “Отражение”. В основе его деятельности лежит метод арт-терапии как средства социального воздействия и в то же время интерактивного (действующего изнутри, самостоятельного) подросткового воспитателя.

Цель НИР: показать роль театрального движения в профессиональном училище как эффективную форму воспитательного воздействия на формирование личности студентов

Задачи:

  1. Провести теоретические изыскания по вопросу использования арт-методов в педагогике;
  2. Провести практические исследования эмоциональной сферы старших подростков, задействованных в студенческом театре “Отражение”.
  3. На основе полученных результатов исследования резюмировать о практически действенной роли театрализации в воспитательном процессе профессионального училища.

Гипотеза: участие в деятельности театрального ученического коллектива предполагает успешную социализацию старшего подростка, стоящего на пороге взрослой жизни, способствует всестороннему развитию его личности.

Объект исследования: театрализация как составляющая воспитательной деятельности в образовательной организации.

Предмет исследования: изменения уровней самооценки, агрессии, тревожности, а также развитие личностных и коммуникативных способностей у юношей и девушек, участников театрального коллектива

Методы исследования:

  1. Шкала тревожности Тейлора (в адаптации Т.А.Немчинова)
  2. Методика А.Басса-А.Дарки
  3. Методика А.Спилбергера
  4. Методика В.Шмишека
  5. Беседа
  6. Интервью
  7. Наблюдение
  8. Метод незаконченных предложений (как рефлексия)

Прогнозируемый результат:

Юноши и девушки, участвующие в творческой деятельности студенческого театра “Отражение” благополучно социализируются. У них формируются оптимистические нравственные и гражданские позиции, они проявляют интерес к творческой деятельности. У активистов театрального движения наблюдается повышенная социальная активность, позитивная “Я”-концепция, вырабатывается адекватная самооценка, развиваются коммуникативные навыки, креативное мышление. Уровни агрессии и тревожности заметно снижаются.

Теоретическое обоснование исследования

Воспитательная работа в профессиональном училище – многогранная деятельность, целью которой являются

  • развитие подростков под воздействием производственных и межличностных отношений, социальной среды, учебы и общения;
  • формирование социально-адаптированной, многосторонне развитой личности будущего молодого рабочего;
  • содействие в выработке доверительной, благоприятной атмосферы в группах.

Для реализации вышеизложенных целей применяются разнообразные формы как в урочной, так и во внеклассной досуговой деятельности : беседа, тренинги в микро- и макрогруппах, групповые дискуссии, ролевые и интеллектуальные игры, тренинги, семинары, круглые столы, лектории, видеоуроки.

Осуществляется воспитательная работа через непосредственное психолого-педагогическое сопровождение, которое в достаточной мере нашло отражение в трудах отечественных психологов в сфере образования: Немова Р.С., Рогова Е.И., Овчаровой, Пономаренко Л.П., Таланова В.Л., Шмелёва А.Г. и многих других.

Использование же методов арт-терапии и театрализации, как одной из составляющих данного метода воспитания старших подростков, пока не нашло широкого освещения в методической литературе. В связи с этим считаем необходимым поделиться имеющимися практическими наработками, наблюдениями и выводами относительно действенности данного средства воспитания.

Студенческий самодеятельный театр - одна из наиболее удачных форм, творчески воплощающая в себе совместную психологическую (диагностическую, психокоррекционную и развивающую) и воспитательную деятельность педагога-психолога и обучающихся. Метод арт-терапии вполне оправдан как в групповой, так и в индивидуальной работе с подростками.

Психологический термин “арт-терапия” (Art Therapy), был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. [14]

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия и игры придают сил и уверенности участникам, могут помочь найти выход из какой-либо тупиковой житейской ситуации.

В литературе приводится пример с Ингмаром Бергманом, которого спасло детское увлечение театром от опасной по воздействию на психику ситуации, создавшейся в семье из-за авторитарных методов воспитания. Домашний театр не только спас его самого (в отличие от психологически сломавшегося старшего брата), но и помог заложить основы профессионального формирования будущего знаменитого на весь мир режиссёра театра. [11]

Занятие художественным творчеством оказывает помощь старшим подросткам в повышении самооценки и адекватном принятии себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие личностные проблемы, которые были глубоко скрыты, и решаются они безболезненно. Самодеятельный театр помогает молодому человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Игра в любительском театре, как и простая ролевая детская игра, помогает подросткам формировать и формулировать жизненные правила, учит не теряться на крутых социальных поворотах, в какой-то мере готовит их к неожиданностям, на которые реальная действительность всегда богата. Она вырабатывает готовность к переменам, к новым эмоциям и чувствам формирует внутреннюю гибкость, обостряет внимание и восприятие. [12]

Игра обостряет эмоциональную память, помогающую актуализировать (=выделить, сделать значимыми, главными) необходимые ощущения и создавать новые яркие, прочно запоминающиеся чувственные образы познания. Игра укрепляет не только эмоциональную, но и обычную память, способность концентрироваться на предмете внимания. [7]

Участие в многочисленных репетициях, обсуждение поведения и поступков героев постановок не может не сказаться на развитии речи подростков. Расширяется активный словарный запас, происходит обогащение смыслового и эмоционального речевого багажа подростка.

Не секрет, что у старших подростков, получающих начальное профессиональное образование, нет достаточного умения самостоятельно строить монологичную речь, формулировать мысли по ходу их обдумывания - ораторское искусство обходит стороной эту категорию подростков. Заучивание текста пьесы и его неоднократное воспроизведение на зрителя значительно уменьшает этот пробел.

Помимо прочего, театр, даже пусть он любительский, структурирует жизнь, её время и пространство, предъявляет также зрителю соучастие в жизненном фрагменте сцены (этюде), создаёт установку на переживание одновременно и внутри жизненной ситуации, и как бы со стороны. Он настраивает на “человечность”, “толерантность”, знакомит и с высотой духа, и с его “низом”, “подвалом сознания”, что всегда было прерогативой искусства и принято называть катарсисом.

У Аристотеля действие катарсиса (очищения души через искусство) таково: Трагическое действие посредством страха и сострадания встряхивает душу зрителей и мощным потоком эмоций смывает то, что пряталось в подсознании, при помощи этого внешнего раздражителя мусор на дне души пережигается” . [12]

Обучающиеся профессионального училища – особая категория старших подростков и юношей, так как они перешли в новую социальную среду, больше ориентированную на профессию. У большинства из них в силу ряда обстоятельств за плечами отрицательный ученический и социальный опыт. В этом возрастном периоде основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность.

Она напрямую связана со стремлением к автономии (= независимости), правом быть самим собой. Налицо психологические ножницы: право на автономию есть, а умения получить её – нет. Разумеется, далеко не каждому из тех, кто занимается в любительском самодеятельном кружке, предстоит стать артистом. Такой цели мы не ставим. Однако основной смысл погружения человека с детства в Мир Театра (особенно активное погружение - с собственным участием) в том, что в случае грамотного и профессионального руководства подросток может приобрести очень многое:

  • стать свободнее, раскованнее, избежать или скорректировать многие подростковые проблемы, комплексы;
  • научиться общению с людьми, в том числе и малознакомыми;
  • приобрести навыки углублённого понимания текстов, в основном, художественной литературы;
  • выработать яркое и подвижное воображение, фантазию, развить память (зрительную, образную, эмоциональную);
  • стать внутренне и внешне более пластичным;
  • научиться “видеть” и понимать другого;
  • выработать или скорректировать нравственные критерии, полученные в процессе идентификации с различными персонажами;
  • разработать хорошую дикцию и голос;
  • развить навыки логического и образного мышления.

На наш взгляд, этот список не имеет конечного пункта развития и обогащения юношеской личности.

Часто причиной многих подростковых проблем является низкая самооценка, неприятие себя как полноценной личности из-за наработанного уже отрицательного жизненного опыта.

И напротив, нередко выдвигаются завышенные, нереалистичные притязания, переоцениваются способности. В результате беспочвенная подростковая самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования. [2]

Психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний, побуждающих его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от поставленных целей, даже избегать людей (так как не верит в себя, боится критики и насмешек), либо становится послушным орудием в руках других людей. [13]

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребности в самоуважении остаётся нереализованной, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Подросток начинает искать окружение, способное принять его таким, каков он есть. Зачастую это асоциальные группировки. [10]

Чтобы блокировать этот опасный для личности молодого человека процесс, необходимо создавать ситуации, в которых бы он получал ощутимое доказательство своей социальной и человеческой значимости, ценности, “поверил в себя”. Хорошо, если на его жизненном пути будет то окружение, которое поведёт его вперёд по пути гармоничного духовного и физического развития.

Через студенческий театр нам удаётся заложить образцы поведения, которые нужны новому поколению, в противовес тем “образцам”, которые в изобилии поглощаются подростками в телепередачах, клипах и играх интернета, где главные герои - убийцы, хладнокровные бандиты. [9]

Н. Гоголь по этому поводу сказал так: “Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра”.

Ставя перед собой педагогические задачи, мы стремимся донести до ребят неприятие праздного образа жизни, воспитываем личность, которая могла бы противостоять моральному нигилизму, нести в себе духовные ценности. И в этом трудно переоценить роль ученического театра. Сошлёмся на замечательное представление К.Станиславского о сверхзадаче (=идее), которая обязательно ставится перед нашими юными театралами: мы играем ради того, чтобы взволновать зрителей, поведать им о вечных истинах, может быть, спасти от трудностей жизни. [12]

Недаром русский театр всегда основывался на психологических принципах.

В нашем самодеятельном ученическом театре те же этапы вхождения в роль, что и в профессиональном взрослом:

  1. Этап освоения - эмоциональное прощупывание роли - сближение с ней на уровне ощущений, эмоций, интуиции. Примерка роли на свои убеждения, установки по принципу “моё-не моё”, “кто этот герой во Мне”, “где Я в моём герое”
  2. Этап воплощения – это репетиции (индивидуальные, в парах, микросценические) и доводка до конечного результата - постановки на сцене. [11]

Исследование особенностей эмоционального состояния участников театрального движения

Всего за годы существования театра “Отражение” были привлечены к творческой деятельности 78 старших подростков. С целью показать эффективность метода арт-терапии была отобрана контрольная группа студентов из 15 человек, которые прошли все этапы арт-терапии, так как являются самыми активными участниками постановок нашего театра. На протяжении трёх лет обучения они сыграли не только в трёх спектаклях, но и участвовали в литературных гостиных, конкурсах чтецов, шоу “Мы ищем таланты” и “Минута славы” в номинации “Художественное слово”.

На начальном и итоговом этапе их вовлечённости в театральную деятельность им было предложено разноаспектное диагностирование.

Одной из основных личностных проблем тех ребят, что пришли получать рабочую профессию, является неадекватная (чаще заниженная) самооценка, которая влияет на учёбу, поведение, коммуникативность (взаимоотношения со сверстниками, учителями и родителями).

На первом этапе для определения уровня самооценки студентов, впервые пришедших в театральный коллектив, были использованы методы наблюдения и беседы, а также методика Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина “Шкала самооценки” (см.Таблицу 1):

Таблица 1

Уровень самооценки первокурсников-театралов

Завышенная 35 %
Высокая 15 %
Адекватная 10 %
Низкая 40 %

Только 10% подростков имели адекватную самооценку, а у 90 % от числа тестируемых наблюдались колебания от самой низкой до неоправданно завышенной.

Наблюдения показали признаки неадекватной самооценки: низкий коммуникативный контроль, интенсивная болтливость без определённой темы, рассеянность, бесцельная ложь, суетливость, отсутствие жизненной цели, чрезмерная нерадивость, постоянная жажда наслаждений, негативизм, зависимость от внешних обстоятельств и значимых людей.

Слабость воли, неорганизованность, лёгкий отказ от достижения цели – эти качества присуще большинству подростков. Подросток зачастую не имеет цели такой значимости, ради которой он хотел бы мобилизовать себя и управлять собой. Для него важна эмоциональная значимость цели, поэтому если он теряет интерес к цели или если для её достижения следует отказаться от чего-то эмоционально привлекательного, то, скорее всего, подросток пренебрегает ранее поставленной целью.

По данному поводу обратимся к авторитетам в образовании: “Мы только тогда можем говорить о формировании личности, - писал отечественный психолог Л.С.Выготский, - когда имеется налицо овладение собственным поведением” [8]

У подростков, как младших, так и старших, сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Поэтому необходимо развивать волевое поведение подростка, используя эмоционально привлекательные цели, усиливая его интересы, увлечения.

С этой целью, приобщая ребят к деятельности в ученическом театре, на первичном этапе выстраиваем мотивацию: “ Вас будут знать, любить и уважать не только в родном училище, но и среди других самодеятельных артистов в городе; их выступление покажут по ТВ, которое увидят школьные учителя, бывшие одноклассники, и они будут гордиться вашими достижениями; появятся поклонники и поклонницы” и т.п.. Многих привлекает именно эта эмоциональная сторона их будущего участия в постановках. Впоследствии она трансформируется, обогащается более зрелыми смыслами.

Помимо исследования уровня самооценки, предварительная работа по отбору будущих участников театральной группы включает в себя ряд диагностик на предмет агрессии, тревожности, особенностей характера. (см. Таблицу 2)

Таблица 2

Уровень агрессии по методике А.Басса-А.Дарки

    Физи-
ческая
Кос-
венная
Раздра-
жение
Нега-
тивизм
Обида Подозри-
тель-
ность
Вер-
баль-
ная
Чувство
вины
Количество обследуемых 15 7 9 5 6 4 1 9 4
Процентное соотношение 100% 46,6% 60 33% 40 26,6% 6,6% 60% 26,6%

Как видим, высокий уровень физической и вербальной агрессии – 46,6 % и 60% - имели большинство подростков из 15 тестируемых. Пять подростков испытывали раздражение и шесть - общий негативизм, косвенная агрессия была присуща 60 %, т.е. 9 учащимся. Чувство вины имели 4%. В беседах выяснялось, что чувство вины перед родителями они испытывали не только из-за низкой успеваемости в школе, но и по поводу нерастраченного потенциала внутренних способностей и амбиций.

Полученные данные по методике В.Шмишека “Акцентуация характера” помогли выработать стратегию моего поведения с подростками, понять мотивы их поступков.(см.Таблицу 3)

Таблица 3

Акцентуация характера подростков контрольной группы

Колич
в %
Демон-
стративный
Застре-
вающий
Педан-
тичный
Возбу-
димый
Гипер-
тим-
ный
Дисти-
мичес-
кий
Тревож-
ный
Экзаль-
тирован-
ный
Эмоти-
вный
Цикло-
тимный
15 4 1 2 6 11 1 2 3 8 7
100% 26,6 % 6,6% 13% 40% 73% 6,6% 13% 20% 53% 46,6%

Почти у половины тестируемых (40%) наблюдается акцентуация по возбудимому типу, что предполагает взрывной характер, не терпящий возражений, категоричных модуляций в голосе, требующий максимального терпения педагога, такта, ровных, порой нейтральных интонаций в речи.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора (в адаптации Т.А.Немчинова) дала следующие результаты: высокий уровень – у 11 чел. - 73 % от числа тестируемых, средний уровень у 3 чел., - 20%, низкий уровень тревожности у одного студента, что составляет 7%.

По результатам первичной диагностики сформировалась группа подростков, с которыми было необходимо пройти этап психокоррекции. Психокоррекция в данном случае – это не столько избавление от каких-либо нежелательных проявлений в подростках, сколько раскрытие их возможностей и внутренних ресурсов, таящихся в каждом.

Подобная коррекция необходима растущему человеку, незрелой личности, подростку, которому предстоит буквально через пару лет шагнуть во взрослый мир, но он ещё не совсем научился разбираться в себе и других.

В процессе развивающей психокоррекции мы использовали следующие виды и формы арт-терапии:

  • ролевые индивидуальные и групповые игры как средство погружения в предлагаемые обстоятельства,
  • тренинги как средство рефлексии чувств и отработки навыков выразительного ролевого чтения,
  • подвижные игры как средство снижения агрессии и активизации положительного настроя,
  • рисование как компенсаторную деятельность,
  • репетиции монологов, диалогов в парах, микрогруппах,
  • коллективные репетиции пьесы фрагментарно и целиком,
  • театральные постановки.

Хорошо зарекомендовало себя использование метода “коучинг”. Это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Потенциал игрового начала очень высок, так как в игре сталкиваются сознательные и бессознательные процессы, их взаимовлияния очевидны, они дают достаточно быстрый и эффективный результат. [3]

Уже в процессе репетиций и игр на снятие напряжения, на проявление той или иной эмоции, играя характерные роли, подростки проецируют на себя чувства, рождающиеся в их персонажах, а значит, и в них самих. Они осмысляют их, принимают или не принимают, но обязательно осознают. Идёт постепенный процесс информативного осознания и самопознания, своеобразный тренинг души, личности.

Кроме того, в режиме встреч два раза в неделю мы проводим игры на сплочение группы, выполняем упражнения на снятие психологического зажима, вербальной и невербальной агрессии. (см. Приложение1 ) [1]

Непосредственно созидающая деятельность – это речевая и двигательная работа и последующая за ними рефлексия.

Чтобы работа над ролью не превратилась в скучное занятие типа урока, каждая встреча насыщена играми на развитие коммуникативных способностей и энергизаторами (см. Приложение 1), благодаря которым происходит размягчение, подготовка к освоению роли, интенсивное нагнетание положительной энергии и позитива.

Действия режиссёра и художника-постановщика в одном лице предполагаются в очень широком диапазоне, начиная с выбора актуальной пьесы, нужной и понятной как для зрительской части наших обучающихся, так и для самих театралов из “Отражения”. Огромна работа подготовительного характера по нахождению визуального и звукового образов будущего спектакля, по созданию его оформления.

Конечно, кроме непосредственно актёров - исполнителей ролей, немало ребят привлекаем к непубличной деятельности: изготовить реквизит, афишу, подобрать соответствующие звуковые эффекты, музыкальное сопровождение.

Таким образом, в процесс творчества, созидания оказываются вовлечёнными ежегодно до двадцати-двадцати трёх подростков и некоторые родители. Степень родительского участия различна, а радость, удовлетворение от актёрской игры детей производит неизменно положительный воспитательный эффект.

Обучащиеся и педагог-психолог объединены на основе эмоционально-психологической включённости каждого, принадлежности к группе, схожих интересов, общих ценностей и смыслов, совместной деятельности. Чувство единения возникает в результате эмоционального сближения, “чувства общности” в деятельности, эмоционального переживания. Оно появляется в условиях ценностно-смыслового коллективного обсуждения и осмысления текстового материала постановки и рождающихся по этому поводу ассоциаций. [11]

Таким образом, со временем каждый участник творческой группы постепенно определяет наиболее значимые для себя жизненные позиции, осознаёт свои индивидуальные интересы и склонности, формирует свою систему ценностей. Совместная творческая деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, создаёт оптимальные условия для становления и укрепления позитивных нравственных начал наших ребят.

Не только участники постановок, но и зрители - учащиеся профессионального училища и педагоги - становятся объектом воздействия уже готового спектакля. Происходит приобщение их к мировой культуре, литературе, возвышает и облагораживает, повышает эмоциональный тонус, помогает переживать трудности. Погружение зрителя в атмосферу прекрасного придаёт постижению актуальных проблем современности такие особенности и черты, каких нет у других социальных институтов.

Обратимся к исходным психологическим параметрам. Заметим, что появление в жизни подростка неблагоприятных факторов, например, таких, как: психологические травмы, неблагополучные условия в семье, невовлечённость в общественные дела, неразвитость интересов, отсутствие стимулов, элементарная скука, – возможно зарождение так называемого социального невротизма. Оно предполагает неусвоение общечеловеческих норм морали, непринятие духовных ценностей и нестремление к самореализации в обществе. Начинается это явление с элементарно малого: порой с банальной скуки, нежелания понять другого человека, неприятия чужой и своей культуры, норм поведения, отсутствия толерантности, желания подавить волю других и воспользоваться их трудом. [6]

Итоговым мотивом для играющего в ученическом театре является не столько сам спектакль, сколько изменённое сознание зрителей, умное их развлечение, зачастую - духовное преображение, катарсис. Играющему подростку необходимы не только вдохновение, поэтическая приподнятость, не только личные, но и “социальные” чувства, страстное переживание несправедливости жизни, жажда истины.

Для каждого из них важен собственный поиск ответов на наболевшие в обществе вопросы. В противном случае бедность эмоций становится преградой на пути создания образа. И наоборот, эмоциональные всплески рождаются на фоне создания образа в спектакле. [12]

Каждый спектакль, каждая репетиция становятся неким экзаменом их взрослости, возрастной зрелости, к которым стремятся юноши и девушки. Свою досуговую деятельность они наполняют собственными идеалами и духовными ценностями. Это есть путь самосовершенствования.

На завершающем этапе исследования, проведя необходимую развивающую и корректирующую работу, мы констатируем изменения в уровнях самооценки по методике Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина “Шкала самооценки” (см. Таблицу 4)

Таблица 4

Ч.Д.Спилбергер , Ю.Л.Ханин “Шкала самооценки”

  Начальный этап Завершающий этап
Завышенная 40% 5%
Высокая 15% 25 %
Адекватная 10% 70 %
Низкая 35% 0 %

В результате погружения в активный коллективный творческий труд выровнялась завышенная самооценка у 40% тестируемых, исчезли амбициозность, завышенные требования к другим. У большинства исследуемых - 70%- самооценка приобрела реальные границы. У подростков с заниженной самооценкой на начальном этапе (их было 35%) появилось самоуважение, вера в себя, в свои возможности и способности. Показатель низкой самооценки в группе на завершающем этапе - 0%.

Уровень агрессии по методике А.Басса-А.Дарки на заключительном этапе исследования значительно снизился по сравнению с начальным, а именно: физическая на 26,6%, косвенная на 27%, вербальная на 20%, исчезли раздражение, общий негативизм, обида и подозрительность. (см. Таблицу 5)

Таблица 5

Уровень агрессии по методике А.Басса-А.Дарки

Виды агрессии Начальный этап Завершающий этап
Физическая 7 - 46,6% 3 - 20%
Косвенная 9 - 60% 5 - 33%
Раздражение 5 - 33% 0 - 0%
Негативизм 6 - 40% 0 - 0%
Обида 4 - 26,6% 0 - 0%
Подозрительность 1 - 6,6% 0 - 0%
Вербальная 9 - 60% 6 - 40%
Чувство вины 4 - 26,6% 1 - 6,6%

Шкала тревожности по методике Тейлора (в адаптации Т.А.Немчинова) в сравнении начального и заключительного этапов исследования выглядит так (см. Таблицу 6)

Таблица 6

Шкала тревожности по методике Тейлора

  Начальный этап Заключительный этап
Высокая тревожность 10 % 0 %
Средняя тревожность 20 % 15 %
Низкая тревожность 70 % 85%

Уровень тревожности снизился до приемлемого уровня, что подтверждает результативность арт-терапии как эффективного средства воспитания старших подростков.

Методом “Незаконченные предложения” диагностировано изменившееся отношение участников театрального движения к себе, а также удовлетворение от полюбившегося дела- участия в студенческом движении (см. Приложение 2).

Заключение.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующий вывод: использование методов арт-терапии

  • снижает уровни агрессии и тревожности,
  • нормализует уровень самооценки,
  • формирует такие нравственные категории, как толерантность, доброту, честность, стремление слушать и слышать других, милосердие,
  • развивает эмоционально-волевые качества: умение встать на позицию другого с целью понять, простить, растёт мотивация, сила воли, стремление к совершенствованию, самоанализу,
  • воспитывает духовно ориентированную личность

Систематическая успешная работа театрального коллектива на протяжении полных восьми лет позволяет увидеть качественные изменения в формировании личностных сторон старших подростков, выработке их нравственных ценностей, а также скорректировать их поведение в социуме.

Задачи, поставленные нами в НИР, полностью реализованы.

Проведенные исследования и анализ полученных результатов показали, что театральная деятельность является методически оправданным и действенным средством воспитания юношей и девушек.

Очень важно, чтобы период учёбы в училище в их жизни стал событием не только с точки зрения получения профессии, но и эмоционально закрепился в памяти как этап личностного взросления.

Выпускники, благополучно прошедшие через активную творческую деятельность в студенческом театре, имеют адекватную самооценку, низкий уровень агрессии и тревожности, они уверены в себе и легко включаются в коллективную созидательную работу.

В их памяти запечатлены интересные годы обучения, насыщенные творчеством, раскрытием собственной души навстречу добру, радости и созиданию в студенческом театре “Отражение”, что будет способствовать формированию гармоничной личности в дальнейшей жизни.

Человек XXI века должен научиться слушать себе подобных, должен согласиться с тем, что его взгляд на вещи является не единым и не всегда верным. Этому способствует воспитательный метод арт-терапии. Только такие подходы могут сохранить современной молодёжи психологическое и физическое здоровье, взрастить внутреннюю гармонию и согласие с непростым окружающим миром.

Обращение через театр к таким простым истинам как добро, милосердие, единство, умение любить и прощать - залог здоровых мыслей и действий.

Вольтер, известный французский просветитель, заметил: “Ум человеческий никогда и ничего благороднее и полезнее театральных зрелищ не изобретал как для усовершенствования, так и для очищения нравов...”

Список использованной литературы

  1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2001
  2. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М., 1995
  3. Исаенко В.П. Игры наших детей. М., 1996
  4. Клюева Н.В. Социально-педагогический тренинг для педагогов. Омск, 1995
  5. Колядинцева О.А..Личность учителя: постижение себя на пути к успеху. Омск, 2002
  6. Красило А.И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии. М.,2007
  7. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2002
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.,2000
  9. Осипова А.А Общая психокоррекция. М., 2000
  10. Родионов В.А. Я и другие (тренинги социальных навыков) Ярославль, 2001
  11. Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М., 1993
  12. Соснова М.Л. Искусство актёра. М.: Академический проект. 2007
  13. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1972
  14. Станкин М.И. Психология общения. МПСИ, Москва-Воронеж,2003
  15. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М., 1993
  16. Интернет-ресурсы:
  • http://artterapya.ru/арт-терапия-что-это-такое/
  • http://artterapya.ru/что-значат-наши-рисунки-статья-арт-тер/
  • http://artterapya.ru/арт-терапия-многогранность-применен/
  • http://samopoznanie.ru/articles/chto_znachat_nashi_risunki/
  • http://ru.wikipedia.
  • https://www.google.ru
  • http://ru.wikipedia.org/wiki
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Коучинг

Приложение 3