«Прикосновение к душе» (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»). 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Презентация

Цель:

- помочь учащимся увидеть (услышать, почувствовать) мир души героев А.С. Пушкина, продолжить обучение анализу характера литературного персонажа, дать понятие внутреннего конфликта, показать внутреннюю противоречивость Владимира Дубровского, увидеть “землю” в глубине всякой души;

/1 слайд/

- разобраться в том, как автор произведения понимает проблемы, актуальные и сегодня;

- развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь, навыки работы текстом; воспитывать творчество читателя.

Оборудование: сборник произведений А.С. Пушкина, портретная галерея героев; Владимир; Маша; гербы семьи Дубровских и семьи Троекуровых, слайды 15 штук, аппаратура для показа слайдов. Презентация.

Эпиграф:

В глубине всякой души есть своя земля
/Русская пословица/

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

Учитель: Добрый день, юные любители словесности. Мы снова вместе. А с нами вновь А.С. Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин - праздник, и его роман “ Дубровский”. Итак, тема нашего урока “Прикосновение к душе” и эпиграф.

Задание: прочитайте эпиграф? Как вы понимаете эту русскую пословицу?

(В душе каждого человека есть что-то доброе, ценное, основа души)

И сегодня на уроке мы будем говорить о ком? (о Дубровском)

/2 слайд/

- Как вы думаете, какие цели перед нами стоят? /3 слайд/

- А в конце урока вы должны будете ответить на вопрос:

- Как автор произведения понимает проблемы, актуальные и сегодня?

1. Вступительное слово учителя.

/4 слайд/

Большой знаток людской психологии Ф.М Достоевский устами своего любимого героя Алеши Карамазова так сказал о детских впечатлениях: “Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, спасен человек на всю жизнь…”.

Воспоминания детства… из чего и как складываются? Среди очень многих героев литературных произведений особое место отводится Владимиру Дубровскому – главному герою романа А.С. Пушкина. А с именем А. Пушкина русская культура связана уже более 200 лет. Все русские писатели обращались к Пушкину. Одни - боготворили, другие – пытались “сбросить с корабля современности”.

Но разговор о доме, о чести и долге, о взаимоотношениях народа и господ, начатый Пушкиным именно в “Дубровском”, продолжают очень многие писатели и их герои.

2. Выступление историка (заранее подготовленного ученика).

В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным. Он рассказал про одного “белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский” (как и назывался сначала роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.

Пушкин в это время обдумывал план исторического романа об удальце Шванвиче – дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.

3. Выступление исследователя (заранее подготовленного ученика).

/5 слайд/

В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев.

Заглянем в “Словарь русских личных имен” и узнаем значение имен главных героев романа.

Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель;

Петр (греч.) – скала, утес, камень;

Андрей (греч.) – мужественный, храбрый;

Гавриил (др. евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость.

- Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми?

II. Анализ образа Владимира Дубровского.

“Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести”.

/6 слайд, 7 слайд, 8 слайд/

1. Творческое задание. Монолог от 1-го лица. “Я, Владимир Дубровский…” (выступление заранее подготовленного ученика).

Я, Владимир Дубровский, сын бедного дворянина Андрея Гавриловича Дубровского. С восьми лет я воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге.

Отец ничего не жалел для моего приличного содержания, и я получал из дома более, нежели должен был получать. Будучи расточительным и честолюбивым, я позволял себе роскошные прихоти, играл в карты, входил в долги, не заботясь о будущем.

Очень рано я лишился матери, отца видел мало, но очень любил.

Однажды вечером мне прислали письмо, в котором говорилось, что отец болен и просит меня приехать. Я немедленно собрался и приехал к отцу.

Через некоторое время отец умер, и тогда я решил отомстить Троекурову, который довел моего отца до преждевременной смерти. Но из-за любви к Маше Троекуровой мне пришлось отказаться от мести.

Я оказался атаманом разбойников. Но вскоре правительство приняло решительные меры. В лес, где располагался наш лагерь, было послано много солдат. Произошло сражение. Я чувствовал, что меня поймают, распустил своих людей и уехал за границу.

2. Беседа.

- Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются в Петербурге, а какие – в Кистеневке?

Вывод: Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведет светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистеневку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напоминал старшего Дубровского.

- С какой целью дает автор в 5 главе описание осеннего пейзажа? (Зачитать)

Вывод: Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж дается в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течет, и ручей течет. Не случаен именно осенний пейзаж, осень - символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние падающие листья символизируют конец жизни.

- Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родовую усадьбу?

Вывод: Портрет матери, её письма- все это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы “враг его семейства” надругался над этим (гл.6).

- Дворянская честь. Особое отношение Пушкина к этому понятию. Можем ли мы сказать, что Владимир Дубровский - истинный дворянин?

- Что же заставило Владимира - родовитого дворянина - стать разбойником, войти в шайку, где вместе с ним охотятся за господским добром бывшие крепостные и просто разбойники с большой дороги? (Месть за отца).

- Каков Дубровский в роли предводителя разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками? (Нет).

- О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнали и от кого?

3. Инсценировка эпизода (гл. 9)

Анна Савишна Глобова рассказывает о генерале, который возвращает деньги, украденные ее приказчиком.

III. Анализ образа Маши Троекуровой. “Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилла Петровича… есть героиня нашей повести” (гл.8)

/9 слайд/

1. Творческое задание. Монолог от 1-го лица “Я, Маша Троекурова,…” (выступление ученицы).

2. Беседа.

- Какова роль Маши Троекуровой в судьбе Владимира Дубровского?

Вывод: Маша помогла понять Владимиру, что благородному дворянину не к лицу разбойничество, злобная месть.

- Почему Маша после венчания отказывается от предложения Владимира?

/10 слайд, 11 слайд/

Вывод: “Я дала клятву”. Чувство долга, чести берут верх. Именно такое поведение для пушкинских героинь является характерным (Татьяна Ларина – героиня романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”: “Я другому отдана./ И буду век ему верна”).

Вывод: Пока Владимир мстил Троекурову, возглавлял разбойничью шайку, он был в разладе с самим собой – конфликт был внутри его души, он разрывался между благородным дворянином и мстительным разбойником, который приносил неприятности не только Троекурову - даже не столько ему, сколько многим другим помещикам, вовсе лично не виноватым в смерти старого Дубровского.

Внутренний конфликт – борьба между чувством и долгом – важный способ раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера, и им писатели часто пользуются. В том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.

И автор показывает нам, что характер Владимира не остается неизменным, а развивается, у него возникают внутренние противоречия.

3. Слово исследователю.

/12 слайд/

Еще раз заглянем в “Словарь русских личных имен”.

- Что значит имя Владимир? (Владимир – владеющий миром.)

Вывод: И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя.

- Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими “сообщниками” и советует им сменить ремесло?

Вывод: Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем, несправедливо обиженным и обманутым (Глобова), и, конечно же, - спасение любимой девушки из ненавистного брака.

Вывод учителя: На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский не выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.

Работа над романом не завершена Пушкиным. Если 1 том был написан за две недели, то остальные главы писались интервалом в 7–10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над романом. В черновиках писателя сохранился план 3 тома: “ Жизнь М.К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…” / 13 слайд /

Благородство, честность и великодушие Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и стой ролью, которая выпала на его долю. Автор проводит своего героя через сложные испытания собственной совестью, через внутренние противоречия и показывает, что отступление от Долга и Чести не приносят никогда успеха и счастья.

4. Составление синквейна о Дубровском и Маше Троекуровой (групповая работа)

Задание: Задача учащегося состоит в том, чтобы в пяти строках представить того или иного героя. Что это за строки?

  1. Назовите синквейн.
  2. 3 слова, выраженные существительным.
  3. 3 слова, выраженные именем прилагательным.
  4. 3 глагола.
  5. Фраза, заключающая в себе жизненное кредо героя.

Задание: Подбирая нужные слова, докажите, что эти слова действительно важны для представления характера данного героя.

Синквейн “Владимир Дубровский”

  1. Дворянин, сын, разбойник.
  2. Бедный, любящий, благородный.
  3. Мстит, страдает, любит.
  4. “Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше”.

Синквейн “Маша Троекурова”

  1. Аристократка, дочь, жена.
  2. Милосердная, послушная, верная.
  3. Читает, слушается, жертвует.
  4. “Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса”.

5. Проверка домашнего задания: Какими я увидел героев Пушкина, соприкоснувшись с их судьбой и выбором?

6. Возвращаемся к проблемным вопросам: /13 слайд/

Как автор произведения понимает проблемы актуальные и сегодня?

IV. Домашнее задание.

Попробуйте поразмышлять на тему: “Каким я вижу будущее Дубровского”, “Каким я вижу будущее Маши Троекуровой”. (Сочинение по выбору). В своем мини-сочинении ответить на вопрос: “Из чего состоит “земля” души Владимира Дубровского и Маши”.

V. Рефлексия.

А сейчас оцените наш урок сами.

  • Если понравился – зеленый цвет.
  • Не совсем понравился – оранжевый.
  • Не понравился – красный.

Что понравилось (не понравилось) и почему? Что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому?