Воспитательный час «Путешествие в древнерусское искусство»

Разделы: Внеклассная работа


В презентации “Путешествие в древнерусское искусство” показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как педагог, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.

Главное в презентации - тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Компьютерная презентация позволяет представить новый материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение нестандартного материала. Подача сложного оригинального материала в виде мульти - медийной презентации сокращает время осмысления, высвобождает ресурсы здоровья детей. Воспитанников привлекает новизна проведения таких моментов на воспитательском занятии, вызывает интерес.

Цель: познакомить с историей развития древнерусской иконописи, изготовлением древнерусских икон.

Задачи:

• показать связь прошлого и настоящего;
• расширить словарный запас и кругозор воспитанников;
• развивать познавательные и творческие способности;
• воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;
• воспитывать духовную культуру, обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству – иконописи.

Оборудование: учебники “Православная культура” 5-6 класс, 10-11 класс; кроссворд (презентация учащихся); фотографии древнерусских икон; карточки с именами русских мастеров иконописи; компьютерный диск “Шедевры русской живописи”, презентация к занятию “Путешествие в древнерусское искусство” (в рамках годовой программы духовно-нравственного воспитания “Знание основ православной культуры – путь к формированию национального самосознания”).

Ход занятия

1. Вступительное слово воспитателя.

1 слайд. Презентация

В Священном Писании рассказано, как Бог сотворил прекрасный мир. Цветам Бог дал нежный запах и нектар, который собирают пчёлки. Птиц Бог создал крылатыми. Они летают по голубому небу... Когда красивый мир был сотворен, всё замерло в ожидании: кому Бог подарит его? Тогда Бог создал человека, украсив его своим образом.

У него была разумная душа, которая могла понимать добро, и воля, чтобы стремиться его делать. Бог научил человека любить красоту и самому создавать её, участвуя в Божьем творчестве. Великое богатство хранит в себе православная культура. Но она заключает в себе не только ту красоту, которую создал Бог.

Православные зодчие строили красивые храмы, иконописцы писали иконы, композиторы сочиняли музыку.

Эта красота родилась в мире, среди людей. Красками, узорами, музыкальными звуками они создавали произведения христианского религиозного искусства.

И сегодня, ребята, мы с вами отправимся в удивительное путешествие по древнерусской живописи. Мы побываем с вами в мастерской иконописца, познакомимся со знаменитыми мастерами живописи того времени, совершим виртуальные путешествия по уникальным шедеврам древнерусской живописи. И в первую очередь, мы отправимся в мастерскую иконописца.

2 слайд

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кого на Руси называли мастером?

Ответы детей:

1. Мастер – это искусный, опытный в каком-нибудь деле человек.

2. Человека, чьё ремесло и изделия превращались в произведение искусства, называют мастером.

3 слайд

Воспитатель: Кто же такие иконописцы?

Иконописцы в Древней Руси были почти исключительно иноками-монахами. Создание икон это таинство, искусство, которым мог овладеть только настоящий мастер.

Иконописание считалось у наших предков делом богоугодным и святым. Это было очень ответственное, почетное и высокое звание. Иконописцем мог быть только человек, имеющий особый дар от Бога. Всю свою жизнь он должен был нести непрестанный подвиг молитвы, стремится к нравственному совершенствованию.

4 слайд

Воспитатель: Каковы же были требования к иконописцам ещё?

  1. Должен быть праведником;
  2. Иметь талант художника;
  3. Знание богослова;
  4. Иконописцем не могла быть женщина;
  5. Не мог быть иконописцем человек другой веры;
  6. Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу.

5 слайд

Воспитатель: Обратите внимание на иллюстрации и рисунки. Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой? (Ответы детей)

6 слайд

  • “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.
  • Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии.
  • Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взгляды молящихся.

На Древней Руси было много лесов. Это сегодня от них мало что осталось. И первый Кремль в Москве был деревянный, как и всё, что строили на Руси. И церкви были деревянными. И украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что наиболее древним прообразом икон являются египетские погребальные портреты, выполненные на деревянных дощечках воском. Они помещались в головах на могилах и саркофагах для поклонения и прощания с умершим.

Первые христианские иконы появились в IV в. н.э. Пройдя долгий путь гонений и запретов, они стали для церкви символом Божества.

7 слайд

Воспитатель: А теперь мы узнаем, как создавались иконы? Об этом нам расскажут ребята.

1-й воспитанник: - Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. Первым к ней приступал плотник.

Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Приготовленную доску высушивали долго, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал её поверхность топором. Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу-мастеру, писавшему иконы. Их не рисуют, а пишут. Тот наклеивал холстину (паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывал грунт из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу несколькими слоями наносил на паволоку (холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом.

2-й воспитанник: Краски иконописцы делали сами. Это сегодня художник может пойти в магазин и купить краску любого цвета. А в Древней Руси таких магазинов не было.

Для красок использовали травы, цветы, а ещё полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка. Он как клей. Яичный желток всё скрепляет, склеивает. Недаром при строительстве домов из кирпичей раньше в раствор добавляли яйца, поэтому старые постройки такие крепкие.

Так вот, такая краска, с добавлением яиц, называется темпера. Ею писали иконы.

3-й воспитанник: Приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться.

Это было очень красиво и не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога.

Воспитатель: Отношение к иконам на Руси.

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

Символы иконы. Символ христианства.

Воспитатель: Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, и это является символом иконы - нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А знаете ли вы основной символ христианства?

Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа.

8 слайд

В древнерусской живописи поражает цвет - яркий, чистый, звучный. Каждый цвет имел определённое значение. Зелёный – признак юности, цветения. Недаром говорят “Молодо-зелено”. Голубой – цвет неба, места обитания Бога и ангелов. Белый - олицетворяет святость, нравственную чистоту. Тёмно – малиновый – цвет мудрости. Красный (багряный) - цвет жизни, мученичества, цвет крови Христа. Золотой – божественный цвет, им окрашивали нимбы, фон икон.

Черный – символизирует смерть, загробное царство, силы зла.

Воспитатель: А что изображали на иконах? Мог быть изображён бог Зевс, богиня Афина? А бог Перун? (Ответы детей).

Иконы писали только на сюжеты из Библии.

9 слайд

Воспитатель:

Иконописное искусство прославляли и русские мастера. Какие имена русских иконописцев вам известны? (На доске вывешиваются карточки с именами и фамилиями иконописцев: Феофан Грек, Даниил Черный, Дионисий, Андрей Рублев, Симеон Ушаков)

Самым известным из них мастером является Андрей Рублёв, но почему же он не первый в списке? (Ответы детей)

Это потому, что издавна на Руси в почёте были люди старшего возраста, пожилые. А все мастера, стоявшие перед Рублёвым в списке, были старше его. Это известно из летописей.

Воспитатель: А сейчас, мы послушаем ребят, которые расскажут нам о знаменитых иконописцах.

1-й воспитанник: Феофан Грек.

Греческий иконописец и мастер фрески монах Феофан приехал из Византии в Новгород в 1370-х годах. Он исповедовал новое течение богословской мысли – исихазм, умное творение молитвы сердцем в уединении от мира.

Это направление продолжало древнехристианский монашеский путь духовного возрастания. В Новгороде Феофан Грек исполняет росписи в храме Спаса Преображения на Ильиной улице. Однокупольный храм с трёхаспидным алтарём был расписан за одно лето.

Феофан Грек написал фрески Христа Пантократора в куполе собора, “Евхаристии и святительского чина в аспиде, ветхозаветную “Троицу” на хорах храма в северо-западной части, изображение монахов-столпников, среди них Макария Египетского, одного из столпов исихазма.

Образы написаны в широкой, свободной манере, поверх тёмной красновато-коричневой санкири (краска), форма проработана белыми размашистыми мазками (пробелами).

Эти фрески оказали большое влияние на дальнейшее развитие монументальной живописи в Новгороде, церкви Фёдора Стратилата на Ручье, Успения на Волотовом поле (церковь была разрушена во время Второй мировой войны). Фрески написаны в манере работы Феофана Грека новгородской школы рубежа 14-15 веков, также отличается свободной манерой письма, ярким декоративным цветом, звучностью красок. В 1395 году Феофан Грек работает уже в Москве.

Помимо фресок в храме Благовещения 1392годом датируется двусторонняя икона “Богоматерь Донская” (на другой стороне – образ Успения Богоматери). В 1405 году Феофан Грек выполнил совместно с двумя русскими мастерами Федором с Городца и Андреем Рублёвым роспись Благовещенского собора Кремля. Она не сохранилась, как и древний иконостас этого храма.

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим экскурсию по иконе “Богоматерь Донская”, созданной Феофаном Греком, посмотрим на его фрески.

Экскурсия по иконе Феофана Грека “Богоматерь Донская” – материал диска “Шедевры русской живописи”- проводит Хромова Лиза.

2-й воспитанник: Дионисий.

Мастер Дионисий в 16 веке был назван наряду с Андреем Рублёвым иконописцем, чьи творения должны приниматься современными художниками в качестве образцов.

Молодые годы Дионисий провёл в качестве иконописца-послушника в Пафнутьево – Боровском монастыре, где исполнил фрески в соборе Успения Богородицы, там сохранились фрагменты его работы.

После посещения монастыря Иваном Третьим в 1480 году слава художника возросла, и через год он был приглашён в Москву для работ в Успенском соборе Кремля, выстроенном в 1475-1479 годах итальянским зодчим Аристотилем Фиораванте по образу Успенского собора во Владимире.

Фрески в новом Успенском соборе посвящены Похвале Богородице. Росписи расположены регистрами, по стенам написаны сцены, передающие в зримых образах отдельные строки Похвалы Богородице, а на столбах храма написаны святые воины и святители. Зеленовато-синие, красные, коричневые краски создают единый лёгкий и тёплый золотистый в солнечном свете колорит интерьера.

Пластика удлинённых, прекрасных, как античные скульптуры, фигур статична. Они создают размеренный, величавый ритм пространства, будто поднимающегося ввысь, к куполу храма.

Дионисий работает в Москве до 1502 года. Он создаёт житийные иконы московских святителей митрополита Алексия и митрополита Петра, канонизированных в эти годы. Образы Дионисия воплотили письменное описание митрополитов и их жития, простота и глубина композиций, раскрывающих основной смысл текста, стали образцом для изображения Алексия и Петра в последующие времена. В 1502-1503 году Дионисия приглашает настоятель Ферапонтова монастыря для росписи нового собора Рождества Богородицы. Монастырь был заложен учеником Сергия Радонежского Кириллом Белозерским по дороге на Белое озеро. Подобно связи традиции монастыря с Троицкой лаврой, Фрески Дионисия продолжают линию изысканной по цвету, простой и радостной живописи.

Фрески Ферапонтова расположены в интерьере и частично на фасаде собора, они изображают цикл композиций на широко распространенную в тот период тему акафиста Похвала Богородицы.

Современные художники, в том числе Н. И. Андронов, обратили внимание на цветовое решение работ Дионисия, объединённых между собой насыщенным синим фоном. Мастер использовал в качестве красок цветные местные камни, так фрески Ферапонтова связаны с землёй Ферапонтова колоритом Северных земель.

Воспитатель: Сейчас мы с вами просмотрим иконы написанные рукой мастера Дионисия. Просмотр икон с диска “Шедевры русской живописи”.

3-й воспитанник: Андрей Рублёв.

Инок московского Андроникова монастыря Андрей Рублев был духовным чадом Сергия Радонежского. По благословению своего наставника в 1400 году он отправляется с товарищами во вновь устроенный монастырь в Звенигороде, созданный учеником Сергия Радонежского Саввой Сторожевским на землях, выделенных звенигородским князем Андреем, глубоко почитавшим Радонежского и его учеников. Освященный под этот год Городской собор Звенигорода Андрей Рублёв и Федор с Городца расписывают за одно лето. В однокупольном четырехстолповом храме реставраторы открыли изображения святых Флора и Лавра и небесное воинство на столбах храма, принадлежащие руке мастера Андрея. Их отличают плавная пирамидальность силуэтов, легкость линий, радостный холодный колорит зеленовато-голубых тонов. Для иконостаса этого храма были исполнены иконы, среди них обнаруженные академиком И. Грабарем в 1918 году три иконы из Деисусного ряда, так называемый “Звенигородский чин”: иконы Спаса, апостола Петра, архангела Гавриила.

В 1405 году Андрей Рублёв работает с Феофаном Греком в Благовещенском соборе Кремля, там происходит встреча двух крупнейших мастеров рубежа 14-15 веков, встреча двух иконописных манер, византийской – “Греческой”, очень экспрессивной манеры Феофана и “московской школы”, плавной и лирической Андрея Рублёва. В 1408 году Андрей Рублёв работает в храме Успения во Владимире. Рядом с этим храмом находится Дмитровский собор известный росписями 12 века, среди которых до сих пор сохранилась фреска “Страшный суд”. Их, возможно, изучал Андрей Рублев в процессе создания своего произведения. Древняя, неоднократно перестроенная архитектура Успенского собора в 15 веке была заново расписана артелью Рублёва.

Его кисти принадлежат сохранившаяся на западной стене фреска “Страшный суд” и на столбах и подпружных арках западной части стены “Свёртывание неба”, медальоны с образами пророков Давида и Исайи, “Шествие праведников в рай и сцена “Этимасия” Иконостас Успенского собора, принадлежащий кисти мастерской Андрея Рублёва, был найден в селе под городом. Шуя Владимирской области и хранится в Третьяковской галерее.

В 1411 году “В память и похвалу” основателя Троицкой лавры святого преподобного Сергия Радонежского Андрей Рублёв пишет икону Троицы, помещенную в деревянном храме монастыря. В 1420-х годах после возведения каменного храма, чудотворная икона была перенесена в новый храм, где находилась до передачи в Третьяковскую галерею. Икона Троица Рублёва стала символом эпохи. Тема иконы – посещение Авраама и Сары тремя ангелами - была задана в Ветхом Завете, в Новом Завете образ трех ангелов стал восприниматься как единство Бога-Отца, Сына и Святого Духа, изобразительное воплощение Символа Веры. Цвет иконы прозрачен и радостен. Первоначально фон иконы был золотым, на нём горели пурпур и киноварь, голубец и зеленый цвета, сочетающиеся с теплыми охристыми оттенками в личном письме. Так, драгоценные краски, привезенные из дальних стран, сочетались с красками, добытыми из камней Русской земли. Кисти Рублёва приписывается и Евангелие боярина Хитрово, созданное в ту эпоху. Миниатюры, написанные легкими линиями, гармоничные по цвету, они напоминают манеру мастера.

Экскурсия по иконе Андрея Рублёва “Троица” - материал диска “Шедевры русской живописи” – проводит Киселёв Дима.

Многие иконы, которые вы сегодня видели, хранятся в музеях, в выставочных залах. Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем, как в народе называется самая известная галерея России, которая находится в Москве.

Кроссворд:

- Сияющий круг вокруг голов святых изображённых на иконах. (Нимб).

- Разговор человека с Богом. (Молитва).

- Важнейший символ христианства. (Крест).

- Картина, написанная по сырой штукатурке. (Фреска).

- Краска из природных красителей, смешанная с яичным желтком. (Темпера).

- Главная часть храма, вход в неё разрешён только священникам. (Алтарь).

- Титул Дмитрия Донского, Владимира Мономаха. (Князь).

- Стена из икон, закрывающая алтарь. (Иконостас).

- Самая знаменитая икона А.Рублёва. (Троица).

- Холстина, которой покрывали доску для написания иконы. (Паволока).

- Картина на сосновой или липовой доске, изображающая святых и эпизоды из Библии. (Икона).

- Льняное масло, которым покрывали готовую икону. (Олифа).

В выделенном столбике мы можем прочитать “Третьяковка”.

4-й воспитанник: Так называют Третьяковскую галерею, которая носит имя Павла Михайловича Третьякова. Он не был художником, он был предпринимателем, очень богатым человеком. И очень любил живопись. Он покупал картины у художников, иногда неизвестных, и часто эти деньги спасали их от голода, давали им возможность продолжать работу. Третьяков покупал картины по своему вкусу. И вкус у него оказался безупречным. Потому что неизвестных в его время художников, чьи картины покупал Третьяков, мы сегодня называем гениями, они признаны как великие художники. Третьяков собрал такую большую коллекцию картин, что потребовалось специальное здание- галерея. И по завещанию П.М.Третьякова после его смерти галерея перешла городу Москве. Это подарок всем русским людям. Так много можно сделать для сохранения искусства и, не будучи ни художником, ни скульптором, ни артистом. В Третьяковской галерее целый зал отдан под иконы, перед многими из них каждый день стоят свежие живые цветы.

10 слайд

Выводы: Сегодня мы заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства- в мир иконописи. Произведения древнерусского искусства создавали мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, помолчать, почувствовать радость мира и согласия, вспомнить Бога. Понять, как важен, как бесценен каждый человек. Как надо каждого человека беречь и любить. Своим искусством они призывали и призывают к миру и согласию. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в ранг одного из самого почитаемых и высокоценных жанров живописи. Мы можем гордиться тем, что тоже являемся русскими людьми, живём в великой России. Не оскудеет земля русская талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, молодые, так же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о славе её. Вот и вы, вырастите достойной сменой своим предкам и будете своим мастерством на своих рабочих местах преумножать богатство и славу нашей великой России.

Рефлексия. Методика “Барометр настроения”.

Литература:

  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., 1984.
  2. Гусева Э.К. А.Рублев. Из собрания государственной Третьяковской галереи. - М., 1990.
  3. Князь Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе, - Новосибирск. 1991.