Занятие для учащихся 7–9 лет «Изготовление перчаточных кукол»

Разделы: Технология, Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (691 кБ)


Пояснительная записка

Занятия кружка «Кукольный мир» основаны на реализации авторской образовательной программы. На первом году обучения изучается тема «Изготовление цельнокройных кукол». Одним из вариантов которых являются перчаточные куклы. Мною были разработаны занятия по созданию набора кукол для обыгрывания Рождественской истории.
Целью занятия является разработка эскизов образов текстильных кукол  в технике аппликации, согласно выбранному персонажу («Мария с младенцем», «Иосиф», три «Волхва», два «Пастуха», «Ослик», «Рождественская Звезда»).
Обучающиеся из имеющихся материалов создают плоскостные эскизы и представляют их.
Данная методика способствует развитию творческого подхода к выполнению задания, формирует художественный вкус, развивает мыслительные процессы, способствует самовыражению.
Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: творческая мастерская.

Цель: разработать эскизы  текстильных кукол  в технике  аппликации, согласно выбранному образу  («Мария с младенцем», «Иосиф»,  три «Волхва», два «Пастуха»,  «Ослик», «Рождественская Звезда»).

Задачи: 

  • обучить созданию образа персонажа и его костюма из ткани и     фурнитуры  в технике  аппликации;
  • развить чувство цвета, образное  мышление, воображение;
  • сформировать опыт самостоятельной работы, навык творческой деятельности;
  • воспитать самостоятельность, целеустремленность.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка к занятию, организация внимания учащихся (5 мин.)

  • Постановка целей,  выделение дидактических задач занятия 
  • Выявление  места темы данного занятия в контексте общей темы  «Изготовление цельнокроеных кукол»

2. Введение в тему: (10 мин.)

  • Последовательность изготовления текстильных кукол (игра «Поезд»).
  • Раскрытие содержания темы (игра «Чудесная корзина»).
  • Краткая история театральных кукол.

3. Практическая часть занятия – индивидуальная работа (20 мин.)

  • Выбор персонажей по карточкам (жеребьёвка «Ларчик»).
  • Подбор текстильных материалов по цветовому колориту в соответствии с образом.
  • Создание силуэта будущей игрушки.
  • Создание образа куклы  из ткани и фурнитуры  в технике аппликации.
  • Декорирование образа. По ходу работы  – индивидуальная помощь обучающимся и консультация педагога. 

4. Подведение итогов занятия (5 мин.)

  • Повторение схемы поэтапного выполнения кукол.
  • Закрепление понятия о колорите и характерных особенностях образа.
  • Анализ выполненных эскизов.
  • Презентация про Рождественскую историю.

5.  Уборка рабочего места.

Используемая литература:

  1. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.:  ТЦ «Сфера», 2000.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия:   Игрушки/ Авт. сост. Н.Г.Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом» «Семейная библиотека», 1998.
  4. Праздничные наряды и маскарадные костюмы для детей. – М.: Астрель, 2001.
  5. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки./ Перевод с англ. А.С.Трошина. – М.: Просвещение, 1979.
  6. Кружков Н. Рождество Христово (литературная композиция) // Вечное слово. – 2004. – № 5.

Дидактические материалы:

  • Иллюстрации  на тему Рождества.
  • Раздаточные карточки с названием этапов изготовления кукол.  
  • Раздаточные карточки  с названиями образов:  «Мария с младенцем», «Иосиф»,   «Волхва» (3 шт.),  «Пастух» (2 шт.),  «Ослик», «Рождественская Звезда».
  • Перчатки, заготовки «головок» перчаточных кукол  (по количеству детей),  образцы перчаточных кукол  для демонстрации.
  • Заготовки элементов силуэтов и костюма  для персонажей Рождественской истории.

Материалы: лоскуты ткани соответствующего колорита и фактуры,  тесьма, ленты, бусины, пуговицы, клей ПВА, универсальный клей,   листы цветного картона.

Инструменты: ножницы, кисти для клея.

Оборудование: доскаученическая металлическая, магниты, стол для мини-выставки.

Тип занятия:  комбинированное.

Форма занятия: творческая мастерская.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть

– Уважаемые гости,  дорогие девочки, я рада всех вас приветствовать.
Мы продолжаем изучение темы «Изготовление цельнокроеных кукол».
Сегодня мы начнём создание нового вида игрушек.  

2. Введение в тему

– Итак, отправляемся в путь! Нас ждёт необычный поезд. Предлагаю каждому вытянуть счастливый билетик.  Чтобы отправиться в путь, каждый пассажир должен занять своё место.

Дети выбирают карточки с названиями этапов изготовления текстильных кукол.
По порядку к доске прикрепляются «Паровоз» и «Вагоны» (от 1 до 8).

Игра «Поезд»: 

Последовательность создания текстильных кукол
1 Разработка темы.
2 Выбор образа.
3 Подбор материалов.
4 Разработка эскиза куклы и костюма.
5 Пошив и набивка куклы.
6 Изготовление костюма.
7 Оформление волос и лица куклы.
8 Презентация творческой работы.

– Отлично, девочки! Наш поезд готов. Все заняли свои места. Мы отправляемся в путешествие.

А поможет нам с вами  в этом «Чудесная корзинка».

В чудесной корзинке нашла я перчатки.
Их вам раздаю я всем по порядку.
В придачу «напёрстки» возьмите.
И куклам головки изобразите.
На палец указательный надеваем
И головкою киваем.
Пальцы средний и большой – будут руки,
Чаще ими шевелите – и не будет скуки.
Были куколки игральные,
Стали  театральные.

Детям раздаются перчатки и заготовки головок различных игрушек-зверушек из картона, которые надеваются на указательный палец руки. Средний и большой пальцы изображают лапки.

– Таким образом, у вас получились простейшие театральные куклы. А если приложить немного фантазии и стараний, то получатся вот такие куклы.

Детям демонстрируются образцы самодельных  перчаточных кукол.

– Театральные куклы имеют давнюю историю.  Кукольный театр возник задолго до нашей эры (до  Рождества Христова), более двух тысяч лет назад. Первые упоминания о нём связаны с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом.
В Древней Греции появился  миниатюрный кукольный театр, который назывался вифлиемским ящиком. Он наивно показывал мироздание: небо и землю, отношения богов и людей.  Позднее он превратился в вертеп. Это традиционный Рождественский спектакль.
Классический вертеп представляет собой двухэтажный ящик в виде дома. Передняя стенка дома открыта и задёрнута занавесом. С началом представления занавес открывается. На верхнем этаже находится красивая кукла. Она закутана в шаль, а на руках держит младенца в одеяльце. Это Дева Мария и Христос. Рядом с ними – деревянный ослик, на котором они приехали в Вифлием.  Над домом, где приютились Дева Мария и её божественный сын, загорается звезда. Приходят поклониться младенцу Иисусу пастухи с посохами, а за ними – три восточных мудреца в бархатных одеждах. Они кланяются и оставляют дары в шёлковых узелках.
А тем временем на нижнем этаже вертепа чернобородый царь Ирод в красной одежде узнаёт о рождении младенца, будущего царя Иудейского. В гневе он велит стражникам перебить всех младенцев мужского пола в его владениях. Но такое злодеяние не может остаться безнаказанным. И за царём Иродом приходит кукла – Смерть. Она острой косой срубает Ироду голову.
Действие заканчивается пением ангелов в белых одеяниях, с крыльями за плечами.

– Девочки, вот и у нас  настала зима. Уже совсем скоро будут всеми любимые праздники Новый год и Рождество. Я предлагаю нам  тоже подготовиться к празднованию и сделать свой Рождественский вертеп.

3. Практическая часть

– Сверимся с нашей схемой работы.
… В тему мы погрузились, теперь нужно выбрать образ, который  каждая из вас будет создавать.

Проведение жеребьёвки «Ларчик»:

Дева Мария с младенцем
Иосиф
Ослик
1-й  волхв  Балтазар
2-й волхв  Гаспар
3-й волхв  Мельхиор
1-й пастух
2-й пастух
Рождественская Звезда

В результате жеребьёвки каждый обучающийся выбрал своего персонажа.

– Следующий этап – «Подбор материалов». Нужно выбрать текстильные  и отделочные материалы в соответствии с образом.

Дети выбирают подготовленные педагогом комплекты, подходящие для каждого образа.

– Сначала вам нужно создать силуэт будущей куклы. Для этого найдите в своих комплектах подходящую деталь и приклейте её на картон.

Дети находят нужную деталь (силуэт туловища) и приклеивают на картон-основу.

– Теперь, с помощью имеющихся лоскутов ткани  и фурнитуры, создайте образ куклы (костюм, лицо, причёску).

Дети подбирают подходящие материалы и создают композицию.

– Довершить образ возможно, используя отделочные материалы, тесьму, бусины.

Дети заканчивают разработку эскиза.

4. Подведение итогов занятия

– Девочки, давайте ещё раз обратимся к схеме «Последовательность создания текстильных кукол». Первые четыре этапа мы выполнили. На следующем занятии продолжим работу по пошиву и набивке куклы.

– Просмотрев эскизы наших персонажей, объединяем и в три группы:

1. Дева Мария с младенцем и Иосиф. Их одежда простая по крою, сделана из тканей сдержанных оттенков. Традиционно, в костюме Девы Марии использовали красный и голубой цвета. Младенец – в белой пелене. Иосиф – пожилой человек, и потому одет в неяркие одежды. Они жили небогато, были просты и сдержанны. С ними был ослик, которого мы сделали из серой ткани.

2. Пастухи ведут кочевой образ жизни. Поэтому их одежды, как бы выцвели на ярком солнце. Коричневато-зелёных и серых оттенков.

3. Волхвы и Рождественская Звезда.  Для того,  чтобы подчеркнуть значимость и торжественность случившегося события – Рождение Спасителя человечества, волхвы и Звезда выполнены в ярких, радостных тонах, с использованием нарядных тканей.

– Девочки, предлагаю вам посмотреть презентацию про Рождественскую историю.

1. Случилось то, что предрекал пророк:
Из Назарета в малый Вифлием
На перепись потёк людской поток,
Иосиф и Мария на осле.
2. Стучали тут, стучали там, везде ответ:
«Пустить не можем, в доме места нет!»
Но кто-то сжалился, дал молоко и хлеб
И на ночлег пустил в овечий хлев.
3. На землю ночь глубокая спустилась,
Раскинув плащ над тихими полями.
И небо ясным светом озарилось,
Внезапно вспыхнув яркими звездами.
4. Но среди звёздных мириад  заметна
Была одна звезда, как знак Завета,
Как будто связь между землёй и небом,
Она стояла над убогим хлевом,
Где в эту ночь, что стала так светла,
Мария Дева Сына родила.
5. В ту ночь на поле пастухи
Свои стада пасли усердно,
Открыл им Ангел, самым первым
Явившись средь ночных стихий,
Как свет, сияющий во мгле,
Что Бог родился на земле.
6. В сиянье звёздном к дальней цели
Спешит усердный караван.
И вот леса зазеленели,
Засеребрился Иордан.
7. Всё ближе, ближе свет небесный
Вот Вифлием – холмов гряда…
И над скалой пещеры тесной
Остановилась вдруг звезда.
8. Волхвами вещий сон разгадан.
Открылся Бог своим рабам,
И смирну, золото и ладан
Они несут к его ногам.

– Дорогие девочки, вы все сегодня постарались и хорошо справились с заданием. Выполнили большой объём работы. Я  очень благодарна  за ваше старание. Молодцы!

5. Уборка рабочих мест

– Наше сегодняшнее занятие завершилось. Осталось только привести в порядок свои места.

Приложение 1

Приложение 2