Храмы Владимиро-Суздальской земли и Новгорода

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: обзорно познакомить с характерными особенностями архитектуры севера Руси XI–XIII вв.

Задачи:

  • Выявление общих выразительных особенностей древнерусского зодчества на примере памятников архитектуры Новгородской и Владимирской земель. Создание архитектурного образа эпохи;
  • Повторение понятий: апсида, закомара, аркатурный пояс, прясла, портал, пилястра, барабан, лопатка, рельеф;
  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся.

Слайд 1. Введение. Эпиграф урока.

“О светло светлая и украсно украшена земля Русская!
и многими красотами удивлена еси... городы великими,
селы дивными... домы церковными...
Всего еси исполнена земля Русская!”
Неизвестный автор “Слова о погибели Русской земли”

Слайд 2. Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства. К XI в. стало осуществляться каменное строительство, опирающееся на византийские традиции. В XII в. сложились отдельные княжества – самостоятельные политические образования. Каждый князь в своем стольном городе стремился возводить храмы, приглашая византийских и киевских зодчих. Перенимая их опыт, местные мастера вносили свои изменения.

Слайд 3. Крупнейшим архитектурным центром на Руси в XII-XIII вв. стало Владимиро-Суздальское княжество.

Слайд 4. Расцвет княжества пришелся на вторую половину XII – начало XIII в., когда его правителями были сыновья Юрия Долгорукого Андрей и Всеволод.

Слайд 5. Князь Андрей Боголюбский (1112 – 1174), согласно летописи, “сильно устроил” город Владимир. Он привлек в город “купцов хитрых, ремесленников рукодельников всяких”.

Слайд 6. Успенский собор во Владимире (1156-1160) был заложен по велению князя Андрея, который отдал на строительство храма 1/10 долю своих доходов. Место для храма было выбрано удачно – на вершине крутого холма, возвышающегося над Клязьмой. Первоначально был сооружен одноглавый храм, он сильно пострадал от пожара 1185 г. По велению князя Всеволода храм перестроили. Обнесли новыми стенами, в старых – пробили широкие арочные проемы, по углам поставили четыре купола. Получился величественный пятиглавый собор.

Слайд 7. Успенский собор стал самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в. а нарядный декор стал характерным для всего Владимиро-Суздальского зодчества этой эпохи. Дверные проемы украсили перспективные порталы.

Слайд 8. Стены делятся на пять частей – прясел – плоскими тонкими пилястрами, рельефные маленькие арки с колонками образуют широкий аркатурно-колончатый пояс. Колонки, на которые опираются арочки, завершены капителями с растительным орнаментом. На фасадах храма кое-где появились резные каменные изображения.

Слайд 9. Через два с половиной века после возведения храм был расписан фресками великим художником Андреем Рублевым.

На протяжении двух веков (до постройки Успенского собора в Московском Кремле) Владимирский Успенский собор был главным собором Северо-Восточной Руси.

Он стал усыпальницей владимирских князей. Здесь покоится прах его создателей – Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Долгие годы в храме находилась главная святыня православной Руси – икона Владимирской Божией Матери. Это признанный шедевр византийской живописи, привезенный Андреем Боголюбским из Киевской Руси.

Слайд 10. В середине XII в. Владимир был окружен деревянной крепостной стеной с несколькими каменными воротами. Одни из них, Золотые, сохранились до наших дней, правда, в искаженном виде.

Золотые ворота Владимира (1164) – торжественный въезд и одновременно преграда на пути врага – яркий пример крепостной архитектуры XII в.

Слайд 11. В 1237 г. Золотые ворота приняли главный удар татар. Враги не смогли прорваться через ворота, и вынуждены были проламывать крепостные стены.

Слайд 12. Они напоминают высокую триумфальную арку. В древности над ней был водружен одноглавый храм, створки ворот были обиты листами начищенной до блеска меди. Отсюда и название ворот – Золотые. Они располагались в западной части городской стены. Это здание кубической формы, прорезанное огромной аркой. Высота ворот около 14 метров. Ворота венчает златоглавая надвратная церковь.

Слайд 13. В трех километрах от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты, гордость русского зодчества. Согласно преданию, церковь была возведена по велению князя Андрея. Она посвящена памяти его старшего сына Изяслава, погибшего в семнадцатилетнем возрасте в сражении с волжскими булгарами. Легкий изящный храм с ослепительно белыми стенами выглядит как настоящее чудо. Назван храм в честь одного из главных праздников Руси – Покрова Пресвятой Богородицы.

Слайд 14. Он крестово-купольный, четырехстолпный, имеет небольшие размеры. Фасады церкви разделены пилястрами, переходящими вверху в полукруглые очертания закомар. С ними гармонично сочетаются порталы, вытянутые арочные окна, узкие арочки колончатого пояса. Храм венчает луковичная глава на высоком барабане.

Слайд 15. Церковь богато украшена рельефами. Каменные узоры придают зданию особую красоту и очарование. В центре каждого фасада, кроме восточного – изображение юного царя Давида. Его правая рука поднята в благословляющем жесте. Его псалмы слушают птицы и львы. Ниже размещены семь женских масок. Центральные окна фасадов с обеих сторон “охраняют” стерегущие львы.

Слайд 16. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью, почти невесомостью, олицетворяя собой изящную женскую красоту. В своем белокаменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. В ясную погоду в зеркальной глади реки отражается стройный силуэт храма. Нежность, красота, гармония, женское обаяние, грусть и печаль – все слилось здесь воедино. Это гимн красоте и гармонии человека с природой.

Слайд 17. Став князем Владимиро-Суздальской земли, Всеволод Большое Гнездо устроил княжий двор неподалеку от Успенского собора и возвел в нем Дмитриевский собор (1194 – 1197). Так же, как Андрей, Всеволод стремился возвысить Владимир, продолжая каменное строительство. Храм был назван в честь святого Дмитрия Солунского (при крещении Всеволод получил имя Дмитрий).

Слайд 18. Стены, закомары, барабан главы нового храма сплошь покрывала каменная резьба. Ажурная вязь занимает больше половины его стен. Исследователи насчитали более пятисот скульптурных изображений – фигуры людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений, орнаменты. Около тысячи резных камней! В основе каменного рельефа лежат древнейшие традиции русской деревянной резьбы.

В закомарах – многочисленные сюжетные сцены. Многие сюжеты удалось расшифровать. На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь и четыре евангелиста. На южном – мученики Борис и Глеб, а в правой закомаре – композиция “Вознесение Александра Македонского на небо”.

Слайд 19. С северной стороны в левой закомаре – сам князь Всеволод на троне с новорожденным сыном на руках. Перед ним преклонили колени его другие сыновья. Это семейный портрет заказчика храма. Среди рельефов есть изображения царя Давида, трижды повторенные на разных фасадах. Кажется, все звери и птицы слушают его. На барабане – вертикальные ряды медальонов с изображением святых.

Слайд 20. На западной стене собора сохранились фрагменты фресок: Богоматерь на троне в райском саду, судьи-апостолы, ангелы, шествие праведников в рай. Главная идея, выраженная в рельефах собора – заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае.

Слайд 21. Дмитриевский собор – высшее достижение владимиро-суздальского строительного искусства. Это гимн, прославляющий цветущую и праведную землю, ее святых покровителей и мудрых правителей.

Слайд 22. Искусство Владимирской земли прославилось главным образом своими белокаменными храмами. Начало великолепному белокаменному зодчеству Владимиро-Суздальского княжества положила церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем. Церковь построена в 1152 г. Она сложена из белого известняка. Это четырехстолпный однокупольный храм. Стены его украшены лопатками и горизонтальным аркатурным поясом, образованным рядом плоских арочек. Порталы храма сужаются вглубь стены, подчеркивая ее толщину.

Слайд 23. XI в вошел в историю искусства как “эпоха трех Софий”. Вслед за Софийским собором в Киеве были построены София Новгородская и София Полоцкая, созданная северными мастерами. “Господин Великий Новгород” в XI в. был одним из крупнейших городов в Европе, важным политическим и торговым центром.

Слайды 24-25. Софийский собор в Новгороде (1045-1050) был построен по велению князя Владимира, сына Ярослава Мудрого. Возвели собор на территории древнего детинца, на высоком берегу реки Волхов. Новгородская София производит величественное впечатление. Храм построили из белого камня и небольшого количества розоватой плинфы. Позднее его стены были оштукатурены.

Слайд 26. Снаружи пятиглавый собор лишен каких-либо украшений. Только стены расчленены мощными лопатками. Суровая монументальность – главное качество, присущее Новгородской Софии. Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней галереи, окружавшей храм с трех сторон.

Слайд 27. Софийский собор стал главным политическим центром Новгорода. Здесь избирали на высшие должности, торжественно встречали военачальников, принимали послов, хранили казну. Новгородцы любили свою Софию. Бытовала даже поговорка: “Где святая София, там и Новгород”.

Слайд 28. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает обретать свое неповторимое лицо – скупость декора, строгость и монументальность форм, выразительная пластичность, живописная фактура стен. Основным строительным материалом для церквей Новгорода служили волховские известняковые плиты и валуны. Камни создавали неровную шероховатую поверхность. Кладку для прочности затирали розовым известковым раствором.

Слайд 29. Памятниками уходящей княжеской эпохи стали три грандиозных собора, построенные в начале XII в: Николо-Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре и Георгиевский собор в Юрьевом монастыре.

Слайд 30. Среди множества новгородских церквей разных эпох по своим размерам Софийскому собору уступает лишь Георгиевский собор Юрьева монастыря. Здание храма отличают строгость, четкие, чистые линии и завершенность композиции. Три купола, поставленные в разных местах, на разной высоте, и разных размеров придают ему неповторимую живописность.

Слайд 31. Фасады храма прорезаны многочисленными окнами и разделены мощными лопатками. Обходя храм вокруг, открываешь новые, порой неожиданные виды. Георгиевский собор был последним монументальным сооружением Новгорода.

Слайд 32. В XII в храмы стали строить небольшими и одноглавыми, хотя простота их была достаточно выразительна. Такой, например, является церковь Спаса на Нередице. Храм невелик, кубической формы, с большой главой на массивном барабане.

Слайд 33. С востока к нему пристроены три апсиды: большая центральная и две небольшие боковые, как мать с двумя детьми-одногодками. Фасады храма практически лишены украшений. Несмотря на свои небольшие размеры, она кажется величественной и монументальной.

Слад 34. Но главная выразительная особенность Спаса на Нередице – в его округлости форм, пластичности. Неровность плоскостей, скошенность углов, кривизна линий придают ему редкое очарование.

Характерные особенности новгородского зодчества точно определены искусствоведом, реставратором и художником И.Э.Грабарем: “Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного... но себе на уме... В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья... могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила, и красота его – красоты силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще”.

Слайд 35. Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом народных умельцев, высоким уровнем строительной техники. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением архитектурных задач, богатством внутренней отделки. Основным принципом русского зодчества стало единство в многообразии.

Слайд 36.

Список использованной литературы.

  1. Гольдштейн А.Ф. Зодчество: Книга для учащихся старших классов. М., 1979.
  2. Дмитриева Е.В. Россия. Учебник для средней школы. СПб.; КОРОНА принт, 2002.
  3. Любимов Л. Искусство Древней Руси: Книга для чтения. М., 1974.
  4. Мировая художественная культура. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Г.И.Данилова и др. – М.: Издательство “Интербук”, 2000.
  5. Рябцев. Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1997.