Урок русского языка «Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ГИА». 9-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.
  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Повторить особенности публицистического текста.
  4. Познакомить с текстом на литературную тему.
  5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок развития речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации. Наш урок будет уроком по развитию речи. Вы уже знаете, что первая часть экзамена - это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

II. Актуализация полученных ранее знаний.

Постановка цели и задач урока.

- Запишем в тетрадях по развитию речи сегодняшнюю тему урока:  Сжатое изложение публицистического текста.

Повторение теоретических знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

- Ребята, прежде чем мы начнем работу с текстом, прошу вас сформулировать проблемные вопросы по данной теме: на экзамене нам предстоит написать сжатое изложение прослушанного текста, а сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля. Вспомним материал прошлых уроков и ответим на вопросы:

- Как правильно сжать текст?

Обратимся к нашим памяткам, записанным в тетрадь для подготовки к ГИА.

Памятка для учащихся “Как писать сжатое изложение” (Приложение 1)

- С какими приёмами сжатия текста  мы познакомились ранее?

Приемы сжатия текста

  1. Исключение подробной информации. (Сначала выделяем главное, а затем убираем подробности)
  2. Обобщение частной информации. (Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем подходящие языковые средства и составляем новый текст.)

- Текст, который нам предстоит сжать, относится к публицистическому стилю.

Назовем особенности публицистического стиля речи. Какова задача данного стиля? 

(Передача информации, воздействие на читателей или слушателей;  Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой.)

- Какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)

- Какие жанры публицистики вам известны?   

(Газетная статья, журнальная статья, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление на радио, телевидении, доклад, рекламный текст (слоган)

- С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке. Эта статья принадлежит Сухомлинскому Василию Александровичу (1918—1970) — педагогу, член-корресспонденту Академии педагогических наук СССР (1957), кандидату педагогических наук, заслуженному учителю школы Украинской ССР, Герою Социалистического Труда. С1948 года — директор Павлышской средней школы. Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвященных воспитанию и обучению молодежи.

- Вспомним, что значит сжать текст? 

(Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

- Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

(Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

III. Практическая работа на уроке.

- Сегодня мы продолжим работу над приемами сжатия текста. Обратите внимание: перед вами лежит с текст В.А. Сухомлинского. Если вы заметили: текст не разбит на абзацы. Прочитайте его.

Приложение 2 (Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)

- Какова тема прочитанного текста? Какова его главная мысль?

(Доброта – единственно верный путь человека.)

- Подберем заголовок к данному тексту.

- Подчеркнем в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения.

Приложение 3

- Вспомните структуру текста-рассуждения. Из каких частей состоит текст рассуждения? Наша задача – найти в тексте тезис, аргументы, примеры и вывод.

- Теперь разобьем текст на абзацы. Как и в заданиях ГИА микротем в сжатом изложении должно быть три.

- Подчеркните в каждой микротеме только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения

- Сформулируйте содержание каждой микротем, выделите в них ключевые слова.

Микротемы к тексту

  1. Без доброты невозможна душевная красота человека.
  2. Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путем человека.
  3. Воспитывать в ребенке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

- Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения, какие – с помощью исключения. Запишите краткий пересказ этих фрагментов.

V. Взаимопроверка самостоятельной работы.

VI. одведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

  • Написать сочинение на тему “Модно ли быть добрым?”

Методическая литература, использованная для разработки урока:

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
  2. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.

Приложение 1

Памятка для учащихся “Как писать сжатое изложение”

  1. Внимательно прочитайте тест и выделите в нем важные, необходимые мысли.
  2. В каких словах заключена главная мысль.
  3. Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей.
  4. Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной, от каких подробностей можно отказаться.

Приложение 2

Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

Приложение 3

Верный путь человека

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

Текст для сжатия

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.