Русский физиолог И.П. Павлов

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках биологии при прохождении тем курса, в качестве дополнительного материала к уроку, при проведении внеклассных мероприятий естественно-научного цикла.

Цель: ознакомление с основными этапами жизни и работами выдающегося русского физиолога И.П.Павлова

Задачи:

1) познакомить с основными этапами жизни И.П.Павлова;

2) описать первые научные работы в области физиологии сердечно - сосудистой системы;

3) рассказать о первом удачном опыте в области кровообращения;

4) познакомить с величайшими достижениями в области физиологии пищеварения;

5) объяснить значение “фабрики” желудочного сока;

6) познакомить с выдающимися открытиями в области высшей нервной деятельности;

7) раскрыть сущность понятий условный и безусловный рефлексы;

8) выявить с помощью Павловских опытов, на чем основана дрессировка животных;

9) показать значение открытия сигнальных систем;

10) описать физиологические основы темперамента;

11) сделать вывод о выдающихся открытиях И.П.Павлова

Павлов Иван Петрович - русский физиолог крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований.

Иван Петрович Павлов родился в Рязани 26 сентября 1849 года. Отец его был священником и мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви. Поначалу судьба Ивана Павлова так и складывалась, он стал учиться в духовном училище. В 1864 году поступил в рязанскую духовную семинарию, которую не закончил.

Годы его учебы совпали с бурным развитием естествознания в России. Очень большое влияние на мировоззрение Павлова оказали идеи великих русских мыслителей революционеров-демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, труды публициста-просветителя Д. И. Писарева и особенно труд "отца русской физиологии" И. М. Сеченова – "Рефлексы головного мозга".

Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 году поступил в Петербургский университет, где учился он на естественном отделении физико-математического факультета. Павлов совмещал учебу и одновременно работал в лаборатории под руководством известного физиолога И.Ф. Циона. В этот период времени он выполнил несколько научных исследований. В 1875 году совет университета наградил его золотой медалью за работу "О нервах, заведующих работой в поджелудочной железе".

И.П.Павлов показал, что выделение панкреатического сока начинается через 2-3 мин. после приема пищи и продолжается 6-10 час. Секреция его регулируется рефлекторно в ответ на безусловные и условные раздражители: вид и запах, мысли о пище. Парасимпатические нервные волокна стимулируют ее, а симпатические — тормозят.

По окончании университета Иван Петрович поступил на третий курс Медико-хирургической академии и одновременно работал лаборантом в лаборатории профессора физиологии К. Н. Устимовича. За время прохождения курса в академии Павлов провел ряд экспериментальных работ, за совокупность которых был награжден золотой медалью. Он окончил академию и был оставлен при ней для дальнейшего усовершенствования. К этому времени относится его диссертация "Центробежные нервы сердца".

В своей диссертации впервые показал существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца теплокровных животных. Павлов высказал предположение, что открытый им усиливающий нерв оказывает свое действие на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце.

В 1879 году Иван Петрович впервые в истории физиологии произвел операцию, в результате которой получил постоянную фистулу поджелудочной железы.

Впервые появилась возможность изучать на здоровом животном выделение одного из пищеварительных соков в чистом виде – без примеси пищи.

Тогда же по приглашению выдающегося хирурга С. П. Боткина, он начал работать в физиологической лаборатории при его клинике. В ней Павлов проработал около 10 лет, фактически руководя всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.

В 1883 году И. П. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1890г. стал профессором Военно-медицинской академии. Проработав 45 лет в стенах этого института, он выполнил главные исследования по физиологии пищеварения.

Павлов установил, что слюнные железы работают рефлекторно.

Результаты исследования И. П. Павлова показали, что количество и состав выделившейся слюны зависит от химического состава пищи. На белковую пищу выделяется большое количество слюны с наибольшим содержанием ферментов. На углеводную пищу — меньше, на жиры — еще меньше.

И.П. Павлов поставил на собаке опыт "мнимого" кормления. Проглоченная пища выливается обратно через перерезанный пищевод. Из желудка через фистулу вытекает сок. Для отделения желудочного сока достаточно, чтобы пища попадала в рот, не попадая в желудок, значит, работа желудочных желез подчинена нервной системе и управляется ею.

Иван Петрович создал учение о физиологии высшей нервной деятельности человека и животных. Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И. П. Павлов разделил на две группы: безусловные и условные рефлексы.

  • Безусловные рефлексы — это врожденные рефлексы, передающиеся по наследству, сформированные к моменту рождения. Биологическая роль врожденных рефлексов заключается в том, что они обеспечивают существование впервые моменты после рождения, а в последующей жизни являются основой для выработки условных рефлексов.
  • Условные рефлексы — это рефлексы, приобретаемые в течение жизни на базе безусловных рефлексов под влиянием определенных факторов внешней среды. Для выработки условных рефлексов не нужен специфический раздражитель. Они возникают на любые условные раздражители. В процессе формирования условного рефлекса любой тип раздражения фиксируется в коре головного мозга и запоминается.

На выработке условных рефлексов основана дрессировка животных (видеофрагмент опыта)

Павлов выделил две сигнальные системы. У человека и животных существует первая сигнальная система. Центры ее находятся в коре головного мозга. Она воспринимает конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира — предметы или явления — и служит основой для образования условных рефлексов. Например, у ребенка с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы (на пищу, на игрушки).

Существует и вторая сигнальная система, условным раздражителем которой является слово. На основе слова возникает возбуждение, воспринимаемое и перерабатываемое корой переднего мозга. Слова являются сигналами для работы первой сигнальной системы ("сигналы сигналов" по И. П. Павлову). У животных также можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина), но для них слова — это просто раздражители.

И.П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека.

Фрагмент документального фильма “Академик Павлов” (видеофрагмент)

В 1897 году И. П. Павлов опубликовал свой знаменитый труд – "Лекции о работе главных пищеварительных желез", ставший настольным руководством физиологов всего мира. За этот труд в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Труды И. П. Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, университетов и различных обществ.

В 1935 году на 15 Международном конгрессе физиологов Иван Петрович был увенчан почетным званием "старейшины физиологов мира".

Ни до, ни после него, ни один биолог не удостаивался такой чести.

Я считаю, что учение Павлова на сегодня остается одним из самых актуальных разработок в области физиологии, медицины и психологии.

На основе его достижений будут еще сделано много открытий.

Когда-то юный Павлов мечтал, что, изучая физиологию, он будет работать на пользу всему народу. И эту мечту великий ученый сумел претворить в жизнь.