Программное обеспечение персонального компьютера

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: информатика, 9 класс, информационное пространство


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока: Формировать у учащихся целостное восприятие учебного материала; ознакомить учащихся с прикладными программами общего назначения; сформировать у учащихся знания о назначении, функциональных возможностях и элементах программного обеспечения; приобретение навыков самостоятельной работы, формирование информационной грамотности учащихся, развитие творческого потенциала и любознательности.

Задачи урока:
Образовательные:

  • сформировать представление о программном обеспечении и его составляющих;
  • в процессе изучения материала классифицировать наиболее используемые программы;
  • познакомить учащихся с видами программного обеспечения;
  • выявить тенденции развития программного обеспечения.

Воспитательные:

  • создать условия для развития познавательного интереса учащихся к предмету, повышения мотивации, воспитания информационной культуры, аккуратности, внимательности, дисциплинированности при работе на ПК;
  • контролировать степень усвоения материала.

Развивающие:  

  • Проанализировать значимость программного обеспечения в различных сферах деятельности;
  • создать условия для формирования ключевых компетенций;
  • записать в тетрадь основные понятия.

Тип урока. Урок изучения новых знаний

Планируемый результат: 

  • знают основные понятия темы, составляющие программного обеспечения;
  • приводят примеры программ обработки символьной, графической, звуковой информации;
  • классифицируют программы;
  • определяют, какое программное обеспечение установлено на компьютере;
  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Оборудование:

  • интерактивная презентация по теме “Программное обеспечение ПК ”;
  • проектор и экран для демонстрации лекции;
  • маркерная доска;
  • дидактический раздаточный материал.

Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.

Формы организации работы детей: индивидуальная (заполнение рабочего листа: систематизация полученных знаний) и работа в парах (выполнение заданий).

Структура урока:

  1. Организационный момент. (3 мин)
  2. Вступление к теме при помощи разгадки резусов. (7 мин)
  3. Изучение нового материала.(15 мин)
  4. Закрепление знаний (15 мин)
  5. Подведение итогов урока. (3 мин)
  6. Домашнее задание (2 мин)

ХОД УРОКА

1. Организационный этап
Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Этап актуализации знаний
Для начала давайте проведем логическую разминку, разгадаем ребусы:
(Слайды 4-7)
Выполнив задание, проведем проверку, сравнивая полученные результаты со словами на доске. 
Мы получили четыре различных слов, но есть устройство, объединяющее все эти понятия. 
Это – Компьютер. (Слайд 8)
Давайте вспомним, как называется совокупность всех технических средств, составляющих компьютер.
Это – Аппаратное обеспечение компьютера.
Давайте решим следующую задачу. Допустим, у вас есть важная информация, которую необходимо внести в компьютер и сохранить, есть набор основных устройств компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь), подключенных в единый комплекс. Сможем мы выполнить поставленную задачу?  Будет ли работать компьютер?  Что еще необходимо для его работы?  Ребята, что должно быть вместо вопросительного знака?
Даю подсказку в виде четверостишия и ребуса: (Слайд 9)
Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без     программа 
Шагу бы не смог ступить.
Не хватает Программного обеспечения компьютера.
Современный компьютер представляет собой двуединую систему, состоящую из аппаратной части (технических устройств «hardware»  – твердая компонента) и программного обеспечения («software» – мягкая компонента) 
Компьютер = Аппаратура (hardware) + Программное обеспечение (software)

3. Этап изучения новых знаний
Сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока: (Слайд 10)
– Задача нашего урока – познакомиться с понятием “Программное обеспечение», узнать, что включает в себя это понятие, выяснить, какие программы относятся к прикладному программному обеспечению. 
– Какие программы вы знаете? (Учащиеся называют программы, учитель записывает названия на доске).
– А теперь давайте сформулируем определение Программного обеспечения.
– Что же входит в понятие программное обеспечение?
Первое – системное программное обеспечение. Это программы, обслуживающие “железо”. Программы, без которых компьютер работать не будет. Сюда входит известная вам и очень важная программа – операционная система (у нас в классе Windows) и другие нужные компьютеру программы, о которых подробнее мы поговорим на следующем уроке.
Второе – прикладное программное обеспечение. Это программы для пользователя (т.е. для нас с вами). Одни из них могут быть установлены на ваш компьютер, другие нет. Все зависит от желаний пользователя. Если он создает документы, то ему потребуется программа текстовый редактор, если увлечен рисованием, то подходящий ему графический редактор, если переводит, то – программа-переводчик и т.д. В эту группу входят и ваши любимые игровые программы.
И третье – это системы программирования – средства, позволяющие человеку (программисту) самому создавать программы для компьютера.
Сегодня мы поговорим подробнее о каждом из них:
Работоспособность компьютера обеспечивают программы, составляющие системное программное обеспечение. (слайд 11)
Системное программное обеспечение (System Software) — это совокупность программных средств, предназначенных для поддержания функционирования компьютера и управления устройствами вычислительной системы.
Системное программное обеспечение (СПО) направлено:
- на создание операционной среды функционирования других программ,
- на обеспечение надежной и эффективной работы компьютера и компьютерной сети,
- на проведение диагностики аппаратуры компьютера и компьютерных сетей,
- на выполнение вспомогательных технологических процессов (копирование, архивирование, восстановление файлов, программ и баз данных и т.д.)
Системное ПО ориентировано на квалифицированных пользователей – профессионалов в компьютерной области: системного программиста, администратора сети, прикладного программиста, оператора .
К основным элементам СПО относятся операционные системы, диалоговые (файловые) оболочки, драйверы и утилиты (сервисные программы) (слайд 12,13).
Главным компонентом СПО является операционная система. (ОС)
Операционная система (ОС) — системный комплекс взаимосвязанных программ, который служит посредником при организации диалога пользователя с компьютером, управляет распределением и использованием компьютерных ресурсов, руководит работой всех аппаратных средств компьютера.
От ОС зависит и качество работы ПК, и удобство работы пользователя. Поэтому не случайно по функциональным возможностям ее сравнивают с нервной системой человека.
К настоящему времени созданы сотни ОС, наиболее известные из которых :
- MS-DOS (аббревиатура сочетания Disk Operating System – дисковая операционная система) с интерфейсом командной строки, т.е. все команды пользователю приходилось набирать вручную, в командной строке (год появления 1981).
- UNIX – целое семейство ОС, предназначенных для “больших” промышленных компьютеров, (первые UNIX-системы появились уже в начале 60-х годов). Ирония судьбы: в конце 70-х гг. в разработке одной из них – Xenix – принимала участие и никому не известная тогда фирма Microsoft.
- Linux – свободно распространяемая (т.е. абсолютно бесплатная) операционная система с открытым текстом. Была создана студентом Линусом Торвальдсом в качестве дипломного проекта в 1991 году и официально выпущенная в 1994 г.,
- Windows (Windows 95, Windows 98, Windows 2000, Windows XP, Windows Vista, Windows 7).
К основным функциям ОС наряду с управлением аппаратными средствами и файловой системой относятся ввод-вывод данных, обработка команд, организация пользовательского интерфейса и др.
Следующим видом системного программного обеспечения являются диалоговые оболочки (файловые менеджеры). (слайд 12).
Для облегчения работы пользователя были разработаны  диалоговые оболочки — комплексы программ, создающих для пользователя удобный интерфейс, упрощающих реализацию диалога между пользователем и компьютером, делающих наглядным и простым выполнение базовых операций над объектами операционной системы (файлами     и каталогами).
Современные операционные системы за счет графического интерфейса упростили взаимодействие пользователя с компьютером, но, несмотря на это, диалоговые оболочки по-прежнему достаточно широко применяются и пользуются популярностью. Одной из известных на данный момент оболочек является Windows Commander — аналог известной программы 90-х гг. Norton Commander.
Следующий вид системного программного обеспечения составляет группа особых программ, называемых драйверами (слайд 13).
Драйверы — это программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных программ и операционной системы с внешними устройствами. Именно драйверы отвечают за обработку информации, поступающей от таких устройств, как мышь, клавиатура, принтер.
Следующий вид системного программного обеспечения составляет большая группа программ, которые называют утилитами или сервисными программами (слайд 13).
Утилиты или сервисное программное обеспечение (от лат. utilitas - польза) – программы, которые либо расширяют и дополняют соответствующие возможности операционной системы, либо решают самостоятельные задачи (форматирование дисков, восстановление ошибочно удаленных файлов, дефрагментацию файлов на диске и т.п.).
Часть утилит входит в состав операционной системы, а другая часть функционирует независимо от неё, т.е. автономно. Утилиты могут распространятся как по одиночке, так и в составе больших и мощных утилитных комплексов, например, Norton Utilities.
Прикладное программное обеспечение (ППО) — комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области. (слайд 14)
Пакеты прикладных программ служат программным инструментарием решения прикладных задач и являются самым многочисленным классом программных продуктов. В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации различных предметных областей.
ППО подразделяется на программы общего назначения, программы специального назначения и программы профессионального уровня Программы общего назначения объединяют программы, используемые большинством пользователей и не требующие для освоения специфических знаний из других, не связанных с информатикой наук. К ним относят: текстовые редакторы, табличные процессоры, графические редакторы, программы анимационной графики, базы данных и системы управления базами данных, коммуникационные программы, интегрированные пакеты и узкоспециализированные программы 
Текстовые редакторы – это программы для работы с символьной информацией.
Существуют сотни текстовых редакторов, различных как по функциональным возможностям, так и по сложности освоения работы с ними. По назначению выделяют:
- Редакторы документов ориентированы на работу с текстами, имеющими структуру документа, т. е. состоящими из разделов, страниц, полей, абзацев и т.д. (MS Word).
- Издательские системы позволяют создавать сложные документы (рекламные буклеты, газеты, журналы, книги) высокого качества. В них процесс верстки автоматизирован, т.е. встроены специальные средства для размещения текста по страницам со вставкой рисунков, фотографий. (PageMaker, QuarkXPress)
- Специализированные редакторы созданы для пользователей, работающих с документами, в которых встречаются емкие формулы (например, математические или химические) и специальные символы (например, нотные знаки).
Табличный процессор — это программа для обработки данных, представленных в виде таблицы 
Табличные процессоры обычно применяются тогда, когда ведется работа с относительно сложными формулами и большими объемами исходных данных. (MS Excel)
Графические редакторы — это программы для работы с графической информацией. Они предоставляют пользователю среду, моделирующую работу художника 
База данных — это набор данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования имиОбработкой баз данных занимаются системы управления базами данных (СУБД) — комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания и ведения базы данных, ввода, редактирования и удаления данных, организации взаимодействия баз данных с прикладными программами, обеспечения управления данными, доступа к ним, создания запросов и отчетов.
Системы программирования — это совокупность программ и программных комплексов, обеспечивающих технологию разработки, отладки и внедрения создаваемых программных продуктов. В состав системы программирования входят язык программирования и специальные программные обслуживающие средства. (слайд 15)
Системы программирования обеспечивают процесс разработки программ и включают в себя специализированные программные продукты, которые являются инструментальными средствами разработчика. Эти средства на рынке программных продуктов наиболее представительны. В последнее время получили широкое распространение системы, ориентированные на создание Windows-приложений:
- пакет Borland Delphi – предоставляющий качественные и очень удобные средства визуальной разработки,
- пакет Microsoft Visual Basic – удобный и популярный инструмент для создания Windows-программ с использованием визуальных средств,
- пакет Borland C++ - одно из самых распространенных средств для разработки DOS – и Windows – приложений.
Большую часть времени за компьютером пользователь проводит, работая с прикладным ПО (ППО) — совокупностью программ, посредством которых он решает свои информационные задачи, не прибегая к системам программирования 

4. Этап закрепления (работа в парах). (слайд 16-19)
Учащиеся разбирают задания в парах и сверяют с правильным ответом на доске.

5. Этап рефлексии: подведем итоги, какие задачи мы ставили вначале урока, и каких успехов достигли.

6. Этап информации о домашнем задании
Домашнее задание (слайд 20, 21), раздается каждому ученику в виде  Приложение 1
Уровень знания: Знать виды программного обеспечения
Уровень понимания: Привести примеры программ обработки символьной, графической и звуковой информации 
Уровень применения: Определить, какое программное обеспечение установлено на вашем домашнем компьютере. Как вы его используете?