Тема урока: "Сложноподчиненные предложения". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Урок русского языка в 9 классе на тему “Сложноподчинённые предложения” разработан в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает освоение новых знаний учащимися в процессе самостоятельной деятельности с источниками информации, самооценку результатов работы. Учитель выступает в роли организатора деятельности детей.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Средства обучения – Русский язык: учебник для 9 класса А.Д. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. – изд. 7-е – М.: “Просвещение”, 2010 г.; компьютерная презентация “Сложноподчинённые предложения”; цветные карандаши красного, зелёного, синего, чёрного цветов.

Цель урока: расширить знания о сложноподчинённом предложении.

Задачи урока:

1. Образовательные: повторить ранее известные сведения об СПП, познакомить со структурой СПП, с понятием “придаточное предложение”, выявить отличительные особенности СПП от других типов предложений.
2. Развивающие: развитие логических умений анализировать, сравнивать, определять главное в содержании учебного материала; сформировать умение различать главную и придаточную
части в СПП; формировать умения самостоятельно пополнять знания.
3. Воспитательные: развитие интереса к предмету, творческого подхода к изучаемой теме.

Технологии обучения:

ТРИЗ – технология.
ТРКМ – технология.

Интернет-источники:

  1. http://www.myshared.ru
  2. http://www.metodolog.ru
  3. http://www.gnew.ivanovo.by
Прием Деятельность учителя Деятельность детей
1. Начало урока.

Организационный момент.

Формулирование темы.

Постановка цели.

Приём “Фантастическая добавка”.

Вопрос классу: как вы думаете, что было бы, если бы в нашей речи не было СПП?

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова цель нашего сегодняшнего занятия?

Слайд 1–2 (Приложение 1)

Ответы детей.

Записывают число, тему урока.

Устная постановка цели урока.

Сравнение с записью на слайде

2. Актуализация знаний.

Приём “Корзина”.

Перед вами корзина. Что в неё можно положить?

Давайте “соберём” в неё наши знания об СПП.

Как вы думаёте,
Наша корзина полна или нам предстоит её пополнить новыми знаниями?

Слайд 3

Ответы детей.

Запись на доске и в тетрадях сведений об СПП, уже известных детям.

Ответы детей.

3. Изучение нового материала.

Приём “Инсерт”.

Сейчас вы должны будете прочитать параграф 18 с карандашом в руках. Ваша задача пометить значками (V, +, – , ?) информацию, представленную в параграфе. Слайд 4

Читают параграф, помечая информацию следующими значками:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, понял не совсем, не до конца

4. Обсуждение и решение проблем.

Приём “Фишбоун”.

Наша задача – выяснить, чем отличаются СПП от других видов предложений, в чём особенность СПП. Слайд 5

Заполнение “рыбьего скелета” отличительными особенностями СПП.

5. Решение учебных задач.

Приём “Создай паспорт”.

Что такое паспорт?

Сейчас мы с вами попробуем создать паспорт СПП, в который впишем самые важные сведения об СПП

Ответы детей.

Письменная работа в тетрадях.

6. Контроль знаний.

Приём “Дополни предложение”.

Перед вами фразы, попробуйте дополнить их так, чтобы получились СПП Слайд 6

Устная творческая работа

7. Рефлексия.

Приём “Цветные поля”.

Работая над упражнением 84, отчёркивайте поля цветными карандашами. Слайд 7

Работа над упр. 84 с пометой цветом.

8. Итог урока.

Дифференцированное домашнее задание.

Выставление оценок.

Пополнилась ли наша корзина новыми сведениями об СПП? Какими?

Выберите один из вариантов домашнего задания, запишите в дневник.

Слайд 8

Ответы детей.

Запись Д/З в дневники.