"Сатирическое произведение XVII в. – "Суд Шемякин"". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с первым сатирическим произведением XVII века, его художественными особенностями.
  2. Развивать умения определять жанр и вид произведения по особенностям, находить характерные и типические особенности в произведениях сатиры.
  3. Воспитывать наблюдательность, гуманистическое отношение к жизни, честность, добросовестность.

Оборудование: Словарная работа га доске, толковый словарь В.Даля.

Ход урока

1. Знакомство с темой урока (тема записана на доске).

Вопросы:

Какие ассоциации вызывает название повести?

Хочется ли вам узнать, почему так названа повесть?

Со мной будет работать группа ребят, которые специально подготовились к уроку дома.

2. Повторение особенностей средневековой литературы:

А) Религиозность.
Б) Житийность.
В) Торжественность.

3. Обобщение материала. Определение черт демократизации русской литературы в 17 веке:

А) Обмирщение литературы.
Б) Отказ от историзма.
В) Художественный вымысел.
Г) Связь с фольклором.
Д) Сатирическое изображение жизни.

4. Слово учителя:

Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства. Они в основном анонимны.

Рассмотрим “Повесть о Шемякином суде”. Она посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы.

5. Проверка домашнего задания:

1-ая группа филологов: объяснение значения слов:

“истец”, “шемякин суд”, “узел злата”, “осерчал”, “посул”, “полати”, “добыть ребенка”, “зашибает насмерть” и т.д.

2-ая группа литературоведов делят повесть на части и рассказывают 2 ученика:

В первой части повести рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню).

Во второй части повести говорится о том, как бедняк показывает неправедному судье – Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул, – мешок с деньгами – за что и приговаривает богатого брата отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост. Попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не добудет ребенка”. А сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушиб”.

3-яя группа фольклористов указывает на общие черты повести и русской сказки:

Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы, повторы, зачин, концовка

6. Повторение элементов сатиры: аллегория или иносказание, преувеличения или гипербола, быстрота действий, комизм положения Шемяки, бесстрастный тон рассказчика.

7. Самостоятельная работа:

А) Ребята читают текст и находят элементы сатиры, зачитывают вслух.
Б) Элементы сказки назвать. Какие, по вашему мнению, народные мотивы и жанры отражены в ней? Какие сказки на эту тему вам известны?
В) Почему В.Г. Белинский назвал повесть “драгоценнейшим историческим документом” и увидел в ней отражение особенностей русского национального ума с его тонкой иронией и насмешливостью? Обдумайте и объясните его суждения.

Г) Почему название повести – Шемякин суд” – стало пословицей?

8. Рефлексия.

Подумайте, как бы вели себя на месте Шемяки?

Что анонимный автор хотел показать читателям того времени?

Какие общественные проблемы волновали неизвестного автора?

9. Домашнее задание. Прочитать повесть и пересказать ее сюжет.