Развивающее занятие для учащихся начальной школы "Пять секунд на раздумье"

Разделы: Школьная психологическая служба


Развитие мышления является основополагающим при достижении успеха в жизни. На сегодняшний момент наша окружающая среда требует от нас умения быстроты, логически и творчески мыслить при усвоении закономерностей материального мира, при понимании причинно-следственных связей в природе, общественной жизни и межличностных отношений. Высокий уровень развития логического мышления дает человеку проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.

Цель: развитие быстроты реакции мышления детей, слуховой и зрительной памяти.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование познавательной активности;
  2. Формирование мотивации и личностной сферы;
  3. Формирование умения анализировать полученные результаты.

Развивающие:

  1. Развитие способности к размышлению;
  2. Развитие беглости, гибкости, точности мышления;
  3. Развитие комбинаторных способностей.

Воспитывающие:

  1. Воспитание чувства поддержки в совместной работе.
  2. Воспитание интереса к нестандартным задачам.

Оборудование: 11 палочек/предметов на каждую пару; изображения волка, козы, капусты, реки.

Возрастная категория: 1–2 классы

Ход занятия

Ведущий: Ребята, сегодня нам предстоит свами отправиться в увлекательное путешествие. Впереди нас ждут загадки, увлекательные задания и многое другое. Для того, чтобы преодолеть испытания, мы должны с собою взять …? (Ответы детей: смелость, ловкость, храбрость, дружность, внимательность и т.п.)

Все готовы? (– Да.)

Тогда вперед!

I. Разминка. Игра “Песня”.

Ведущий: Любое путешествие или поход, как правило, начинается с песни.

Ведущий вместе с ребятами выбирает хорошо известную все песню. В этой песне должно быть не более 2 куплетов, если нужно, то можно напомнить слова этой песни.

Ведущий: По моему первому хлопку мы все начинаем петь эту песню, по второму хлопку – пение продолжается, но только мысленно (про себя не вслух), по третьему хлопку – вновь поют все вслух.

Это упражнение можно повторить два раза, при этом при повторном исполнении песни, можно предложить ребятам маршировать.

II. Основная часть.

Ведущий: А вот и первое задание. Для продолжения путешествия необходимо каждому быстро ответить на вопрос.

Задание 1. Упражнение “Блиц-ответ”.

Какое сегодня число?

Какой сейчас день недели?

Какой день недели будет через два/три дня?

Какой сейчас месяц?

Назови самый короткий месяц?

Назови месяц, в котором три буквы?

Как зовут маму вашей мамы?

Столица России?

Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)

В каком месяце человек меньше всего ест? (Февраль.)

Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев? (На карте.)

А этот вопрос для вас всех. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц ответь скорей? (Ответ: 5.)

Ведущий: Все прошли первое испытание? Никто не отстал? Тогда вперед!

Задание 2. Задача.

Звучит шум реки.

Ведущий: Ребята, что это за звук? (– Река.)

Нам нужно обязательно помочь рыбаку переправиться через реку.

Условия задачи:

На одном берегу находятся волк, коза и капуста. И переправа через речку, осуществляется рыбаком на лодке. Надо переправить волка, козу и капусту на другой берег. Но следует учитывать, что волк может съесть козу, если нет перевозчика, а коза может съесть капусту, если нет перевозчика. И в лодке может поместиться только одно животное или капуста. Как должен вести себя крестьянин? 

Решение: Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, перевезши козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Вслед затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.

Молодцы!

Задание 3. “Слова наоборот”.

Ведущий: Для получения нужного нам карандаша, вам надо произнести кодовое слово, т.е. слово наоборот.

вес, сев, сон, нос, раб, бар, ров,
вор, дух, худ, код, док.

Ведущий: У всех в руках карандаши? Тогда нам пора зайти в дом, в котором нас ждут. Открыть дверцу мы сможет только в том случае, если нарисуем домик не отрывая руки и не проводя два раза по одной и той же линии.

Задание 3. “Нарисуй дом, не отрывая руки”.

Задание 4. Какое имя скрыто за полоской бумаги.

Ведущий: Сейчас вам надо узнать, как зовут хозяина и хозяйку этого дома (Ответ: Юля, Толя).

Ведущий: Подумайте и скажите, как зовут их детей. (Ответ: Вася, Варя, Ваня, Валя, Вадя.)

Ведущий: Мы теперь знаем имена жильцов этого дома, и они нам предлагают немного поиграть.

Разминка.

1. Игра “Путаница”.

Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные начинают “запутываться”, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг для друга. Водящему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение, в круг.

2. Игра “Палочки”.

Ребята развиваются на пары. Перед ними выкладывают 11 палочек (можно взять 11 различных предметов, например: спичек, палочек, монеток, конфет и т.п.). Они должны по очереди брать по 1, 2 палочки, но не больше. Тот, кому пришлось взять последнюю, проигрывает.

Ведущий: Ребята, попробуйте понять алгоритм выигрыша в этой игре и постарайтесь всегда побеждать.

III. Рефлексия.

Упражнение на координацию движения.

Ведущий: Давайте наложим левую руку на голову и погладим себя от затылка ко лбу и скажем: “молодец”. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.

Ребята, вы преодолели все препятствия, которые вставали на вашем пути. Почему вам удалось это?

Какое задание было для вас самым легким\ трудным?

Какое из заданий вы хотели бы загадать своим родителям, бабушке или дедушке?

Список литературы:

  1. Винокурова Н.К. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М.: 2012.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: 1998.