Интегрированный урок (технология с элементами окружающего мира + музыка) по теме "Изонить: заполнение угла. Новогодняя елка". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Данный тип урока вносит в привычную структуру школьного обучения оригинальность и новизну. Такой урок повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, способствует развитию эстетического восприятия, воображения, памяти, внимания и мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого).

Особая ценность групповой работы на данном уроке заключается в том, что у детей по окончанию совместной творческой деятельности создан общий продукт – художественный образ ели в группе 1 и в группе 2 и художественный образ украшений в виде геометрических фигур в группе 3 и в группе 4. После окончания совместной работы учащиеся группы 3 и группы 4 объединяются с учащимися группы 1 и группы 2, общаются с ними и предоставляют им готовые модели украшений для ёлки (вышитые круги и ромбы). Таким образом, происходит двустороннее общение групп друг с другом.

Тип: интегрированный урок технологии с элементами окружающего мира и музыки.

Класс: 3.

Цель урока: создать условия для творческого моделирования художественного образа ели с помощью техники «Изонить».

Представление о результатах

Личностные УУД: формировать ценностное и уважительное отношение к совместной познавательной и творческой деятельности; формировать ценностное и бережное отношение к природе и природным объектам: животным и растениям; формировать экологическую культуру учащихся; формировать ценностное отношение к музыке; развивать эмоциональную сферу учащихся.

Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия и постановки учебных задач; умение работать по предложенному учителем плану; умение определять степень успешности выполнения своей работы и работы группы по достижению общей цели: самоконтроль и взаимоконтроль.

Познавательные УУД: умение работать по алгоритму, соотносить информацию со схемой; умение сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков; подведение под понятие; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: развитие устной монологической и диалогической речи; умение выражать мысли в соответствии с учебными задачами и условиями коммуникации; сотрудничество с учителем; умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении.

Предметные результаты по технологии: овладеют основным приемом техники «Изонить» – заполнение угла; совершенствуют умения вдевать нить в иглу и завязывать узелок.

Предметные результаты по окружающему миру: осознают понятия: «экологические связи», «экологическое равновесие» в природе.

Технологии: организованной коммуникации и здоровьесберегающая.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Ресурсы: инструкционная карта для каждой группы (4); конверты со схемами углов (в зависимости от количества детей в группе); клубок ниток (для интерактивной игры «Паутинка»); цветные жетоны (для разделения на группы); диск П. И. Чайковский фортепианный цикл «Времена года».

Печатные пособия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: учебник для 3 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Примечание

1. Организационный момент

– Доброе утро, всем, кто любит праздники! Сядьте, пожалуйста, те, у кого самый любимый праздник Новый год, а я посмотрю, сколько нас.

– Здравствуйте, все, у кого самый любимый праздник День рождения! – Присаживайтесь, пожалуйста.

 

Личностные:

уважительное отношение к интересам учащихся; личностное самоопределение.

 

2. Мотивация

 

– Сегодня на уроке будет несколько ключевых, то есть главных слов, которые вы должны определить в течение урока, а в конце урока, мы объединим эти слова и составим побудительное предложение.

– Первое ключевое слово уже прозвучало в начале урока. Кто догадался, какое это слово? О чём я спрашивала, когда приветствовала вас? Для того, чтобы разгадать следующее ключевое слово, проведём интерактивную игру, которая называется «Паутинка», а вы попробуете предположить, какой будет тема урока и сформулируем учебные задачи.

 

 

Праздник.

Регулятивные:

умение работать по предложенному учителем плану; прилагать усилия для преодоления трудностей; умение прогнозировать.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

 

 

Слайд 2

3. Формулировка темы и учебных задач

– Я буду елью, у меня в руках клубок ниток. Я буду передавать клубок только тем, кто знает «С кем дружит ель?» Вы должны назвать животных, которые питаются семенами ели или, для которых ель служит домом и укрытием от врагов. Для того, чтобы не забыть перечислить всех животных, я приготовила слайды с заданиями.

– Посмотрите, что у нас получилось?

– Так и в природе существуют невидимые нити – экологические связи между растениями и животными, о которых человек не задумывается. Сейчас вы видите, как ель в природе связана со многими животными, мы сделали эти нити видимыми. Теперь представьте такую ситуацию: пришёл в лес человек и срубил ель, отпустите нити.

– Что произошло?

Кто понял, какие следующие ключевые слова прозвучали?

– Что вы держали в руках?

– Разгадайте следующее ключевое слово урока! Что можно сделать, чтобы ель вызывала чувство радости и восхищения?

– Кто попробует предположить, что мы будем делать на уроке и сформулировать тему урока?

 

 

 

Переплетение нитей.

 

 

Экологические связи нарушились.

Ель.

Нить.

Украсить ель.

Мы сделаем модель ёлочки…

Мы будем вышивать ёлочку…

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выполнять различные роли в группе

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение работать по предложенному учителем плану

Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи

Слайд 3-15

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

Слайд 17

 

Слайд 18

4. Уточнение темы и учебных задач

Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать нитью. Тема урока: «Изонить: заполнение угла. Новогодняя ёлка».

Учебные задачи:

  1. Раскрыть понятие «Изонить».
  2. Овладеть основным приёмом техники Изонить – заполнение угла.
  3. Создать художественный образ новогодней ёлки с помощью техники «Изонить».

 

Регулятивные: целеполагание, планирование работы

Слайд 19

 

Слайд 20

5. Изучение нового материала

Техника «Изонить» или «Рисование нитью» представляет собой изображение, составленное из нитей, натянутых на основу в определённой последовательности.

На уроке мы рассмотрим один из известных способов – заполнение угла.

 

Познавательные:

Подведение под понятие; знание приёма – заполнение угла нитью; умение соотносить информацию со схемой

Слайд 21

 

6. Анализ образца и инструктаж

Техника «Изонить» обычно выполняется по определённой схеме, в которой нужно чётко соблюдать последовательность пар цифр: 1-1; 2-2; 3-3; 4-4…

Каждая сторона угла пронумеровывается, начиная с единицы, а затем с помощью нити происходит переплетение.

 

 

Слайд 22-23

Рассказ сопровождается показом действий

7. Физминутка, с помощью которой учитель распределяет детей на 4 группы

Положите руки на парту, опустите голову, закройте глаза. В то время, когда дети закрыли глаза, учитель проходит по классу и кладёт каждому на парту круг определённого цвета (для распределения учащихся на группы по цвету). Представьте в своём сердце маленькую звёздочку, от этой звёздочки ведём лучик, который несёт здоровье, звёздочка увеличилась, ведём следующий лучик, который несёт дружбу, звёздочка засияла. Ведём следующий лучик, который несёт любовь, звёздочка стала большой и яркой. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу и поделитесь друг с другом своими лучиками.

8. Организация групп

Планирование работы и

Инструктаж в группах

ТБ при работе с иглой и ножницами.

Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Задача каждой группы: создать художественный образ ёлки, с помощью техники «Изонить», а затем выполнить аппликацию на картоне.

Выполнять задания мы будем под музыку П. И. Чайковского цикл «Времена года: Зима». Как только музыка стихнет, это означает, что время истекло, мы оформим выставку и будем оценивать работы.

 

Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности по изготовлению модели ёлки

Слайд 24

После прослушивания музыкального произведения задаются вопросы:

Какое настроение вызвала музыка? Какие музыкальные инструменты звучали? Как менялся темп музыки?

9. Самостоятельная работа в группах

 

 

 

 

10. Оценивание

Каждая работа будет оцениваться по следующим критериям: выполнена ли техника «Изонить»; получился ли художественный образ ели.

 

Регулятивные: самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль

Приложение 2

Каждая группа заполняет «Лист взаимооценки»

11. Подведение итогов

Как вы поняли, что означает техника «Изонить»?

Какой приём мы изучили?

Какое побудительное предложение можно составить, используя ключевые слова: праздник, нити, ель, украшения.

Я составила такое предложение: «До новогоднего праздника, задумайтесь, какую ель нужно украшать, вспомнив невидимые нити природы».

Рисование нитью.

Заполнение угла нитью.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в виде одного предложения или небольшого текста

 

Слайд 25

Слайд 26

Приложение 1, Приложение 3.