Модульный урок по теме "Экономико-географическое положение края. Население"

Разделы: География


Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:

знать особенности ЭГП, административное устройство Краснодарского края, раскрыть причинно-следственные связи между природными особенностями и развитием хозяйства края,

уметь давать характеристику ЭГП и геополитическому положению в крае, пользоваться учебными картами и статистическими материалами; выявить роль населения Краснодарского края в формировании демографической и этнокультурной ситуации в России; численность, естественное движение, состав населения, миграции, особенности расселения, городское и сельское население.

Модуль 1. Экономико-географическое положение края.

Модуль 2. Население

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-1 Экономико-географическое и геополитическое положение края.

Цель: изучить особенности экономико-географического положения Краснодарского края, выявить причинно- следственные связи между природными ресурсами и развитием хозяйства региона.

Ход работы

1. Рассказ учителя по об особенностях экономико- географического и геополитического положения края.

2. Фрагмент видеофильма “Краснодарский край”

Ответьте на вопросы:

а) Что называют экономико-географическим положением?

б) Дайте определение геополитического положения.

в) Используя текст учебника, отметьте особенности экономико-географического положения края.

I) Как изменилось геополитическое положение края в конце XX века.

3. Выполните задания № 1, 2 в рабочей тетради Краснодарского края, стр.29.

Контроль: взаимоконтроль. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа.

4. Выполните задания.

1) Назовите и выпишите в тетрадь факторы экономического развития края.

2) Что обусловило создание в стране крупнейшего рекреационного комплекса на территории края?

4. Прочитайте текст учебного пособия “Моя малая Родина Белоглинский район” История. Природа. Население. Хозяйство. Стр. 35-36

Ответьте на вопросы:

а) Когда был образован Белоглинский район?

б) Развитию каких отраслей хозяйства способствуют природные условия Белоглинского района?

Внимательно прочитайте цели урока

Работа в рабочих тетрадях Краснодарского края

Максимальная оценка 3 балла

УЭ-2

Административное устройство.

Цель: изучить административное устройство территории нашего края.

Ход работы

I. Прочитайте текст учебника географии Краснодарского края стр. 71-72.

Ответьте на вопросы устно.

1. Сколько районов входит в состав Краснодарского края.

2. Назовите города краевого и районною подчинения и покажите на карте.

3. Сколько включает территория края посёлков

городского типа, сельских административных

округов, сельских населённых пунктов?

4. Назовите четыре сельских территориальных образований Белоглинского района.

Контроль: устные ответы.

Работа с учебником.

Максимальная оценка 2 балла.

УЭ-3 Выходной контроль:

Цель: проверьте, как вы усвоили материал.

Задание на контурной карте.

Практическая работа

1. На контурной карте 1 стр. 30 рабочей тетради “География Краснодарского края” нанесите границы Краснодарского края и пограничные территории: название и границы Белоглинского района, в котором вы живёте; названия и границы административных районов, граничащих с Белоглинским районом; подпишите станицу Успенскую; подпишите города районного значения, основные города краевого подчинения.

2. Выберите правильный ответ:

Краснодарский край входит в следующий Федеральный округ:

а) Центральный.

б) Приволжский.

в) Южный.

г) Северо-Кавказский

3. Что способствует из природных особенностей развитию хозяйства Краснодарского края.

4. Какой статус в конце XX века приобрёл Краснодарский край?

Контроль: работу проверяет учитель.

Работа с контурной картой  Краснодарского края

Работа в тетрадях

Максимальная оценка 5 баллов.

УЭ-1 Модуль 2. Население.

Цель: выявить роль населения Краснодарского края в формировании демографической и этнокультурной ситуации в России; изучить численность, естественное движение, состав населения, миграции, особенности расселения, городское и сельское население, учиться работать со статистическими материалами, картами.

Ход работы

Демографическая ситуация в крае. Численность населения

I. Просмотр фрагмента видеофильма “География Краснодарского края” Природа. Население. Хозяйство о населении.

II. Прочитайте текст учебника географии Краснодарского края стр. 72-73. Проанализируйте таблицу № 4 на стр. 71.

Работая в парах ответьте на вопросы. Устно:

1. Назовите племена и народы, осваивающие данную территорию края.

2. В каком веке и где существовало древнерусское Тмутараканское княжество?

3. В каком веке пришли на Кубань казаки-некрасовцы?

а) 1708 г.; б) 1725 г.; в) 1730.

4. Когда Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы.

5. В каком году и где сооружен памятник в честь столетия со дня высадки первых отрядов запорожских казаков, посланных для охраны южных границ России?

6. Кому принадлежат слова о людях Кубани:

Богат наш край садами и хлебами.

Цемент и нефть он Родине дает…

Но самый ценный капитал Кубани –

Простой и скромный труженик – народ.

7. Проанализировав данные таблицы 4 стр. 70 учебника, сделайте вывод о площади и населении края в сравнении с другими субъектами РФ.

8. В каком году казаки – черноморцы основали “войсковой град” Екатеринодар?

7. Охарактеризуйте современную демографическую ситуацию в крае.

III. Прочитайте текст учебного пособия “Моя малая Родина Белоглинский район” История. Природа. Население. Хозяйство.

стр. 59-60.

IV. Работа в рабочей тетради “География Краснодарского края” стр. 34.

Задание 1. Сравните основные демографические показатели, характерные для России, Краснодарского края, Белоглинского района.

Демографические
показатели.
Россия Краснодарский
край
Город
(район)
1. Население (чел.).      
2. Плотность (чел./км?).      
3. Городское население (чел.).      
4. Доля городского населения (%).      
5. Сельское население (чел.).      
6. Доля сельского населения (%).      

Вывод:

Контроль: осуществляет консультант.

Устно: правильный ответ 1 балл.

Работа в парах

Максимальная оценка 5 баллов.

УЭ-2

Национальный состав населения. Миграции населения. Входной контроль.

1. Прослушайте сообщения опережающего задания уч-ся по национальному вопросу.

2. Прочитайте текст учебника географии Краснодарского края стр. 73-75.

3. Ответьте на следующие вопросы устно:

а) Сколько национальностей проживает в крае?

б) Изучив численность населения, отдельных национальностей, проживающих на территории Краснодарского края по таблице 5 стр. 73, сделайте вывод: какие национальности по численности за русскими имеют наибольшую численность?

в) Где проживает на территории края больше всего армян?

г) Назовите самый многонациональный район в крае?

д) Что такое миграции?

е) Как изменились культура и быт в станице в последнее десятилетие?

ж) Из каких районов России и стран ближнего зарубежья пребывали в наш край, район, станицу Успенскую беженцы и вынужденные переселенцы?

з) Что явилось причиной их переселения?

и) Какие в связи с этим возникают проблемы в крае?

й) В каком году естественный прирост населения в крае был нулевым? а) 1985 г.; б) 1990 г.; в) 2001 г.

к) Какие факторы отрицательно сказываются на воспроизводстве населения?

л) В каком году Республика Адыгея вышла из состава Краснодарского края? а) 1990 г.; б) 1991 г.; в) 1995 г.

м) Назовите ученых – селекционеров Краснодарского края, известным многим странам мира.

н) Какова численность населения Белоглинского района? Какова численность вашего населенного пункта?

о) В каком году был принят Закон Краснодарского края № 1539 – КЗ “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае?”:

1) 2007 г.; 2) 2008 г.; 3) 2009 г.

п) Дайте характеристику внутренних миграционных потоков в крае.

Контроль: взаимопроверка.

4. Заполните таблицу по образцу “Национальный состав населения Краснодарского края”.

Народы Группа Языковая семья
русские славянская индоевропейская
     

5. Работа в рабочей тетради по географии Краснодарского края. Задание 10а стр.38.

Контроль: работу проверяет учитель.

Устный правильный ответ 1 балл

Работа в рабочих тетрадях Краснодарского края.

Максимальна оценка 5 баллов.

УЭ-3 Задание на дом §15, 16 по учебнику географии Краснодарского края. Работа в рабочих тетрадях Краснодарского края: задание 10а закончить и 10б - выполнить.

Творческое задание по желанию: подготовить презентацию по населению своего района, составить карточки, кроссворд по модулям: “Экономико-географическое положение края”. “Население”.

 

Резюме: Вернитесь к началу модулей, прочитайте, какие перед вами стояли цели. Определите, весь ли материал вы усвоили. Оцените себя. Посчитайте, какое количество баллов вы набрали.

Модуль I.

  УЭ УЭ-1 УЭ-2
Количество баллов      

Модуль II.

  УЭ УЭ-1 УЭ-2
Количество баллов      

Если вы набрали:

18–20 баллов – оценка “5”,

15–17 баллов – оценка “4”,

10–14 баллов – оценка “3”.

Список используемой литературы

1 .География Краснодарского края . Природа. Экономика. 8-9. Авторы: И.А.Терская, А.В.Терский, Д.А.Терский, ОИПЦ “Перспективы образования”. Краснодар, 2011 г.

2. Моя малая Родина Белоглинский район. История. Природа. Население. Хозяйство. Авторы: Н.А.Звягина, Пахомова Н.Н., Ходыко Е.В. г.Тихорецк, 2009 г.

3. Экономическая география Краснодарского края. Под редакцией профессора В.И.Чистякова. 2000 год.

4. Люби и знай Кубанский край. И.П.Лотышев. 2007 г. Майкоп.

5. География Краснодарского края И.П.Лотышев. 1999 год.

Приложение